• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1923"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 21. Размер: 74кб.
    2. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 10. Размер: 76кб.
    3. Голубева Л. Г.: Русская эмиграция "первой волны" и наследие Островского
    Входимость: 8. Размер: 13кб.
    4. Сервантес М. Д.: Интермедии. Перевод Островского. Комментарии
    Входимость: 6. Размер: 23кб.
    5. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 6. Размер: 37кб.
    6. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 6. Размер: 81кб.
    7. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 6. Размер: 117кб.
    8. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 6. Размер: 97кб.
    9. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 5. Размер: 138кб.
    10. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VI. А. Н. Островский и крестьяне
    Входимость: 5. Размер: 75кб.
    11. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Мартынов и Александринка
    Входимость: 4. Размер: 36кб.
    12. Письма Островского. Условные сокращения
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    13. Карло Гольдони. Кофейная. Перевод Островского. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    14. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    15. Журавлева Л. И.: Островский А. Н. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    16. Воспитанница
    Входимость: 3. Размер: 96кб.
    17. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 3. Размер: 76кб.
    18. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Перед занавесом
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    19. Комик XVII столетия. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    20. Шекспир В.: Усмирение своенравной. Перевод Островского. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    21. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Список условных сокращений
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    22. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    23. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (2-я редакция). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    24. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    25. Лес. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    26. Ревякина А. А.: О социалистическом реализме
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    27. Макиавелли Н.: Мандрагора. Перевод Островского.
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    28. Джакометти П.: Семья преступника. Перевод Островского. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    29. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    30. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава IV. А. Н. Островский на отдыхе
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    31. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    32. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    33. Петрова Т. Г.: А. П. Чехов в литературной критике русского зарубежья
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    34. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. М. Ипполитов-Иванов. Встречи с Островским, его советы, указания
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    35. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    36. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава II. Из истории сельца Щелыково времен А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    37. Вступительная статья к письмам Островского (ПСС, 1953, том XIV)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    38. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Кофейня Печкина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    39. Ревякин А. И.: Творческая история пьесы "Вишневый сад"
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    40. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Будешь помнить здание у Цепного моста... "
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    41. Скатов Н. Н.: Из театрального прошлого Ленинграда - Два "Горячих сердца"
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    42. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    43. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. Ф. Кони. А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    44. Воспоминания И. И. Соболева об Островском
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    45. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Начало
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    46. Чернец Л. В.: Образ в литературном произведении
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    47. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    48. Чернова Л. А.: Библиотеки А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    49. Добролюбов Н. А.: Темное царство. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    50. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава X. Последние дни и похороны А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 65кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 21. Размер: 74кб.
    Часть текста: Московского университета, откуда однако вышел в 1843, не окончив курса. В 1843 О. поступил в Московский совестный суд, а в 1845 перешел на службу в канцелярию Московского коммерческого суда, в которой прослужил до 1851. В этих учреждениях, ведавших торговые дела по сделкам, по векселям о несостоятельности, по уголовным делам и гражданским спорам между детьми и родителями, О. приобрел исключительно большой запас наблюдений над тем миром замоскворецкого купечества, который он впоследствии с таким блеском изобразил. Первым литературным произведением О. были две сцены из комедии "Несостоятельный должник", появившиеся в № 7 газеты "Московский городской листок" за 1847. То были первые зарисовки комедии "Свои люди — сочтемся". В той же газете несколько позднее (№№ 119—120) были напечатаны "Записки замоскворецкого жителя", единственное беллетристич. произведение Островского, отмеченное влиянием Гоголя и "натуральной школы". В 1849 О. закончил комедию "Свои люди — сочтемся", которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке "Москвитянина". Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила "Своих людей" к постановке на сцене; несмотря на это первое произведение О. обеспечило молодому драматургу широкую известность. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке "молодой редакции" "Москвитянина" ( см. ), который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении О. Не чуждый в начале своей деятельности некоторым западническим тенденциям, восторженно читавший "Отечественные записки", О. примкнул затем к...
    2. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 10. Размер: 76кб.
    Часть текста: царство. И до того сильно в нас это желание, до того мы поглощены мыслью найти в нем всякие вины, что мы наконец видим и слышим не то, что делается на сцене…». Н. Н. Страхов «Новое художественное произведение и наша критика» В отношении Островского еще в недрах радикально-демократической критики была сформулирована идеологема, сохранившая свое влияние до сих пор. Это пресловутое «темное царство». Жизнь этой идеологеме дал Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство» (1859), опубликованной в «Современнике» в №7, за год до появления «Грозы» (1860) А. Н. Островского. Героев Островского он оценивал сквозь призму этой идеологемы, а значение драматурга связывал с искусством обличителя «обитателей» «темного царства». Идеальный мир героев Островского – смиренных, послушных родительской воле, терпеливых – для Добролюбова был непонятен: они казались ему «неразвитыми» в общественном смысле, «ограниченными», «забитыми». Весь пафос статьи направлен на разоблачение «самодурства»: «И такова темнота разумения в «темном царстве», что не только сам самодур, но и все обиженные и задавленные им признают такой порядок вещей совершенно естественным. Лучшим выражением этой любопытной стороны в организации «темного царства» представляется комедия «Не так живи, как хочется». В литературном отношении пьесу эту признают незамечательною, упрекают в слабости...
    3. Голубева Л. Г.: Русская эмиграция "первой волны" и наследие Островского
    Входимость: 8. Размер: 13кб.
    Часть текста: из пьес «Свои люди — сочтемся!», «Праздничный сон — до обеда», «Доходное место», «Гроза», «Снегурочка». В качестве учебного материала постановку пьес Островского широко практиковали ученики Русской драматической школы, организованной в 1922 г. артистом государственных театров Ю. Э. Озаровским. Однако в оценке наследия драматурга в эмигрантской критике сталкивались разные точки зрения. В статье «Грядущий театр» Ю. Офросимов утверждал, что театр Островского и Чехова «отжил свое время»: «Грядет новое, близится новый человек со своей, особой техникой и эпохой, и театр чутко уловил его приближение» (Жизнь. Берлин. 1920. № 3. С. 25). Предвестником нового театра он считал драматургию Л. Андреева. Однако несколько лет спустя Ю. Офросимов отказался от этой декларации. Критик заявлял, оценивая начинания театра «Груша» (в основе его сценической деятельности была драматургия русского классика): «Без Островского русский театр не существует. Островский —...
    4. Сервантес М. Д.: Интермедии. Перевод Островского. Комментарии
    Входимость: 6. Размер: 23кб.
    Часть текста: Островского сделалось достоянием государственных архивов и библиотек. В настоящее время мы имеем в своем распоряжении материалы, которые позволяют с достаточной полнотой судить о задуманных и осуществленных работах Островского как переводчика. С 1850 по 1886 г. Островским было переведено с иностранных языков двадцать два драматических произведения. К этому числу следует добавить выполненный им и поставленный 6 октября 1852 г. на сцене Московского купеческого клуба перевод драмы классика украинской литературы Г. Ф. Квитко-Основьяненко "Щира любов" ("Искренняя любовь или Милый дороже счастья"). За это же время Островским были начаты, но не завершены переводы шестнадцати произведений иностранных авторов, частично дошедшие до нас в виде более или менее значительных фрагментов и даже почти законченных работ. Весь этот материал разделяется на группы: итальянскую (двенадцать названий), испанскую (одиннадцать названий), французскую (восемь названий), английскую (четыре названия), латинскую (три названия). Большинство изданий оригинальных...
    5. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 6. Размер: 37кб.
    Часть текста: Островский задумал написать драматическую хронику из эпохи … смутного времени Московского государства… и он предался этому изучению со всей энергиею, знакомился с историческими памятниками, с нравами и обычаями XVII в., его преданиями и языком» 2. По мнению С. Шамбинаго, «свою программу он раздвинул шире официальной, сделавшись этнографом, историком, языковедом, статистиком, не перестав быть поэтом. Прежде всего живо и проникновенно воспринял он своеобразную прелесть новой для него природы, капризно сплетавшейся с живописностью городов, полных остатками прошлого, нравов и обычаев, языка и одежды… Припомнилась историческая вольница, гулявшая на волжском раздолье. Города в то же время говорили ему о прошлом, о временах падения и возвышения государства, казали оригинальные современные типы, уходившие корнями в далекую старину… Не мудрено, что древняя река… многообразно вдохновила поэта» 3. Наряду с другими произведениями, полагал С. Шамбинаго, плодом этого вдохновения, явилась драматическая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», а затем и «Воевода (Сон на Волге») 4. Как отмечал Н. П. Кашин, «обращение нашего драматурга к его хроникам связывают со знаменитой «Литературной экспедицией», о которой оставил нам свои воспоминания Максимов. Но любопытно, что последний, говоря о тех произведениях, которые у Островского здесь,...
    6. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 6. Размер: 81кб.
    Часть текста: роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). В его пьесах о современности воссоздана широкая полоса русской жизни от 40-х и до 80-х годов XIX века. В его исторических произведениях отразилось далекое прошлое нашей родины: начало и середина XVII века. Лишь в оригинальных пьесах Островского действует более семисот говорящих персонажей. А кроме них во многих пьесах имеются массовые сцены, в которых участвуют десятки лиц без речей. Гончаров верно сказал, что Островский «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть великороссийского государства» 2. Островский, расширяя тематику отечественной драматургии, решал насущные этические, социально-политические и иные проблемы жизни с позиций демократического просветительства, защищая общенародные интересы. Добролюбов справедливо утверждал, что Островский в своих пьесах «захватил такие общие стремления и потребности,...
    7. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 6. Размер: 117кб.
    Часть текста: О. Массалитиновой Щелыковский сборник. Материалы и сообщения по фондам Гос. Музея-заповедника А. Н. Островского. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1973 Варвара Осиповна Массалитинова (1878--1945) родилась в семье, далекой от театральной жизни. Отец ее служил гутором (определитель сортов чая), мать вела домашнее хозяйство. Семья жила сначала в городе Ельце Орловской губернии, где и родилась будущая артистка, затем переехала в Томск. Там, в гимназии, Массалитинова начинает свою сценическую деятельность, с увлечением играя в ученических спектаклях. После окончания гимназии она принимает участие в работе любительского драматического кружка, организованного при Томской народной библиотеке бывшим артистом Малого театра К. В. Корсаковым. В этом кружке Массалитинова сыграла несколько ролей -- Кукушкину в "Доходном месте", Жмигулину в "Грех да беда на кого не живет", Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали "будущность незаурядную" на русской сцене, но ни сама Массалитинова, ни ее родные не относились к ее театральным увлечениям серьезно. В конце лета 1898 г. Варвара...
    8. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 6. Размер: 97кб.
    Часть текста: каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны» (XIII, 187). Шесть новых дней пребывания в Щелыкове лишь усилили его первые впечатления: «Что за реки, что за горы, что за леса» (XIII, 187—188). Пораженный первозданной роскошью щелыковской природы, Островский полюбил ее безоглядно и навсегда. С годами его увлечение красотами Щелыкова не уменьшалось, а усиливалось. Чем больше жил здесь драматург, тем роднее, милее и притягательнее становилась ему эта на самом деле сказочно-волшебная природа. И говорил он о ней лишь словами восторженного восхищения. Извилистую, капризно меняющую свое течение Сендегу, с ее причудливо разнообразными берегами, то дремуче запущенными, то безлесными, открытыми, то донельзя крутыми, высокими, глинистыми, то низкими, песчаными, Островский, по изустной легенде, называл трогательно-ласково — Сендегушка. Покоренный редкостным своеобразием, национально-русской красотой привольно раскинувшихся перед ним пейзажей, Островский уже на четвертый день первого пребывания в Щелыкове уверял: «Здесь все вопиет о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, перед которыми Чертов овраг в Нескучном саду очень незначителен, и живописные берега речки Сендеги, которым я не могу найти и сравнения» (XIII, 187). И с той поры щелыковская природа вошла в круг основных источников творчества драматурга. Она явилась и могучим возбудителем его поэтической энергии, и средой, местом действия героев некоторых...
    9. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 5. Размер: 138кб.
    Часть текста: наивностью ребенка. Все, что было в Щeлыкoвe, кроме дopoг, казалось ему идеально прекрасным. К. В. Загорский, не без преувеличения, с дружеской иронией вспоминает: «Он гoвopил, что Костромская губерния одна из лучших губерний в России; несмотря на то, что она ceвepнaя, хлеб и все остальное поспевает в свое время. Грозы бывают красивее, чем в Альпах. Из Костромской губернии много вышло писателей, как, нaпpимep, А. Ф. Писемский, Н. А. Некрасов и Н. П. Колюпанов. Про себя промолчал. Однажды пошли мы с ним гулять к какому-то ручейку, протекавшему в его имении. — Посмотрите, какова река, настоящий Ниагарский водопад. Я пoдyмaл, что он шyтит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку. — Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же. Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии. — Обратите внимание, что в Щелыкове растет табак, хотя, разумеется, не поспевает. Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич, смеясь говорил, что у Феофана есть...
    10. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VI. А. Н. Островский и крестьяне
    Входимость: 5. Размер: 75кб.
    Часть текста: А. Н. Островский и крестьяне 1 Будучи студентом юридического факультета Московского университета, в котором в эту пору большое влияние оказывали западники, А. Н. Островский не раз слышал на лекциях Т. Н. Грановского, П. Г. Редкина и других прогрессивных профессоров горячие слова возмущения бесправным положением крепостных. Эти слова глубоко запали в его сердце. Бродя с удочками по Подмосковью, совершая в 1848 году первое путешествие в Щелыково, Александр Николаевич внимательно приглядывался к труду и быту крестьян. Эти наблюдения складывались в пользу земледельцев. Ему нравились их ум, радушие, учтивость, жизнерадостность. «С Переяславля,— записывает он 25 апреля 1848 года,— начинается Меря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый... и красивый, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку» (XIII, 180). Пребывание в Щелыкове укрепляло связи Островского с крестьянством. Приехав в усадьбу и проведя здесь девять дней, он 10 мая записал в своем дневнике: «Я начинаю привыкать к деревне; я обошел почти все окрестности, познакомился кой с кем из мужиков, видел крестьянский праздник. И все это хорошо... А какой народ здесь!» (XIII, 187-188). Живо интересуясь деревней, ее обитателями, их трудом, бытом, нравами и запросами, Островский входил с крестьянами в тесное повседневное общение. Это общение достигалось им легко и непринужденно, так...