• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Вступительная статья к письмам Островского (ПСС, 1953, том XIV)

    ОТ РЕДАКЦИИ

    Письма Островского не входили до сих пор ни в одно его собрание сочинений, не печатались и отдельными изданиями, за исключением писем к Ф. А. Бурдину (А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин, Неизданные письма, М. -П. 1923).

    Рассеянные по различным сборникам, журналам и газетам, письма Островского не были доступны широкому читателю. А между тем для изучения жизни и творчества великого драматурга, для понимания его идейного облика, социально-бытовых и литературно-театральных связей, для уяснения среды и эпохи, в которой он жил и работал, эти письма представляют исключительную ценность.

    Островский ярко раскрывается в своих письмах как горячий патриот своей родины, как прогрессивный общественный деятель, неустанно боровшийся за создание и процветание национально-самобытного искусства, как учитель литературно-театральной молодежи.

    Письма Островского характеризуют тяжелый путь драматурга-демократа в условиях самодержавно-бюрократического режима. Враждебная ему администрация императорских театров ориентировалась на писателей реакционного лагеря, на благонамеренных поставщиков развлекательных пьес.

    Островский, как показывают письма, с самого начала и до конца своей литературно-театральной деятельности преодолевал явное недоброжелательство "высших сфер", оскорбительные действия дирекции императорских театров, притеснения цензуры, а также постоянные материальные лишения.

    Нужно было обладать огромной душевной силой, ничем неистребимой любовью к своему народу и его искусству, чтобы, преодолевая все препятствия, завершить создание русской национальной драматургии, русского национального театра. Не раз Островского охватывало отчаяние, неоднократно он хотел оставить театральное поприще, но его высокая демократическая идейность, его пламенная любовь к родному искусству помогали ему побеждать временные колебания. "Я, как русский, готов, - писал он в "Записке о причинах упадка драматического театра в Москве", - жертвовать для отечества всем, чем могу".

    В основу настоящего собрания писем положены эпистолярные фонды Центрального государственного литературного архива, Центрального государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР, Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Ленинградской публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина, Ленинградского государственного исторического архива и других хранилищ. Использованы также и частные архивы.

    В данное собрание включено большое количество писем А. Н. Островского, ранее остававшихся неизвестными: П. И. Андроникову, Н. В. Бергу, И. Ф. Горбунову, Е. П. Ковалевскому, И. М. Кондратьеву, С. С. Кошеверову, Н. И. Музилю, А. А. Нильскому, Д. А. Оболенскому, А. Н. Островскому, М. В. Островской, И. И. Панаеву, Н. А. Рамазанову, В. И. Родиславскому, Н. И. Шаповалову, А. И. Шуберт и многим другим.

    Ряд неопубликованных писем извлечен из черновых бумаг, воспоминаний и т. д.

    Однако многое из богатейшей переписки драматурга осталось еще не разысканным, например письма к М. Н. Островскому, многие письма Островского в дирекцию императорских театров, к артистам, начинающим драматургам и другим адресатам.

    Особую трудность в подготовке писем Островского представляло отсутствие во многих случаях авторской датировки. При этом, как правило, их предшествовавшая публикация была крайне неудовлетворительной. Письма печатались без даты или с грубо ошибочной датировкой. Большинство писем публиковалось без необходимых комментариев.

    Настоящее первое собрание писем Островского состоит из трех томов. В том XIV вошли письма 1842-1872 годов, в том XV - 1873-1880 годов, в том XVI - 1881-1886 годов.

    Подавляющая часть писем печатается по подлинникам. При отсутствии автографов письма печатаются по первоначальной публикации.

    В тех случаях, когда письма датируются предположительно и относятся к определенному году, они помещаются в конце этого года; письма, датируемые предположительно двумя смежными годами, помещаются в конце второго года; письма, датируемые предположительно периодом в несколько лет, отнесены к концу этого периода.

    Публикации текста каждого письма предшествует указание адресата С правой стороны курсивом печатается редакторская дата, а также -казание места, где это письмо написано. Даты и места написания писем, принадлежащие Островскому, воспроизводятся петитом там, где поставил их автор. Все письма датируются по старому стилю. Письма, написанные во время пребывания за границей, датируются и по старому и по новому стилю.

    Письма печатаются по современной орфографии, с приближением пунктуации к существующим нормам. Явные описки исправлены без оговорок, зачеркнутые места не воспроизводятся. Недописанные слова даны полностью. Недописанные слова, вызывающие сомнения, дописываются и даются в квадратных скобках со знаком вопроса. После слов, в правильном прочтении которых остаются сомнения, ставится знак вопроса в прямых скобках. Опущенные редактором слова и фразы обозначены тремя точками в квадратных скобках. Слова и заголовки, дополняющие текст от редакции, заключаются в квадратные скобки.

    Написание таких слов, как пиэса и пьэса, середа и среда, три дни и три дня, два рубли и два рубля, января и генваря, унифицировано, исходя из норм современной орфографии.

    Названия произведений, журналов, газет и т. п. заключены в кавычки даже и в тех случаях, когда их Островский не ставил.

    В комментариях к каждому письму сообщается, по какому источнику печатается текст, обоснование датировки и самые необходимые историко-литературные и социально-бытовые пояснения. Здесь же дается справка о первой публикации.

    Справки об упоминаемых в письмах именах приводятся в специальном указателе.

    К каждому тому писем приложены указатели: 1) писем (№№) по адресатам, 2) адресатов в алфавитном порядке (аннотированный), 3) художественных и критических произведений, упоминаемых в письмах, 4) именной (аннотированный).

    Тексты писем и комментарии к ним готовили: М. Д. Беляев и А. Э. Фриденберг (фонд ГЦТМ), М. Г. Ватолина, В. С. Любимова 1фонд ЦГЛА), Н. С. Гродская (письма, появившиеся в печати, но автографы которых не сохранились, а также из фонда ЛБ - к разным лицам), С. Н. Дурылин (комментарии к письмам Н. Я. Соловьеву), Л. Р. Коган, В. А. Цинкович (фонд ЦГИАЛ), А. Н. Михайлова (фонд ПБЛ). К. Д. Муратова (фонд (ИРЛИ), А. И. Ревякин, (фонд ЛБ - письма к Н. А. Дубровскому и М. П. Погодину), И. Р. Эйгес (фонд ЦГЛА, ВУОАП, частный архив артиста МТ Н. И. Рыжова).

    Несколько писем (шестнадцать) доставлены и приготовлены М. А. Островским (*к А. Н. Островскому, В. И. Родиславскому, С. Н. Островскому)

    Указатель адресатов составлен Л. Р. Коганом.