• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)

    АДРЕСАТЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО

    Адлерберг Владимир Федорович, граф (1790-1884). - С 1852 по 1870 год был министром императорского Двора. Крайний реакционер, он ненавидел прогрессивную драматургию и затруднял проникновение пьес Островского на императорскую сцену.

    Алмазов Борис Николаевич (1827-1876) - поэт, фельетонист, критик (псевдонимы: Эраст Благонравов, Адамантов). Литературную деятельность начал в 1851 году, в консервативном журнале Погодина МСКВ, входил в состав так называемой "молодой редакции". Ярый приверженец теории "чистого искусства" и ненавистник "натуральной школы", Алмазов преклонялся перед драматургическим дарованием молодого Островского, но, подобно А. Григорьеву, не понимал сатирической сущности его творчества. Идейной близости между Островским и Алмазовым не было даже во время их совместной работы в МСКВ, а после 1856 года пути обоих писателей совершенно разошлись.

    Андроников Павел Иванович - литератор. Во второй половине 50-х годов XIX века состоял редактором неофициальной части "Костромских губернских ведомостей".

    Анненков Павел Васильевич (1812-1887) - известный критик, умеренный либерал, западник, редактор первого обстоятельного издания сочинений Пушкина и составитель материалов для его биографии, мемуарист ("Литературные воспоминания" Анненкова переизданы в 1928 г.). Знакомство Островского с Анненковым произошло в 50-х годах. Вначале драматург отнесся к Анненкову настороженно и скептически. В 1855 году, в беседе с М. И. Семевским, он отозвался об Анненкове как о человеке с талантом ниже второстепенного, но составившем себе известность биографией Пушкина (В. В. Тимощук, М. И. Семевский, СПБ. 1895, стр. 39). Впоследствии, однако, Островский оценивал критическую деятельность П. В. Анненкова более положительно. Будучи умеренным либералом, Анненков в своих статьях и эпистолярных отзывах о пьесах Островского ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Минин", "Гроза", "Воевода", "Лес", "Не все коту масленица" и др.) не сумел понять демократической сущности драматургии Островского, однако благожелательно отзывался как о социальном значении пьес Островского, так и о его художественном Я мастерстве. Во втором томе "Воспоминаний и критических очерков" (1877-1881) П. В. Анненкова содержатся некоторые ценные биографические сведения об Островском.

    Берг (Келлер) Константин Федорович (ум. в 1881 г.) - провинциальный артист на бытовые комические роли, антрепренер; с 1872 года - артист МТ.

    Бурдин Федор Алексеевич (1827-1887) - артист AT в Петербурге, друг Островского, образованный, культурный, страстно любивший искусство, но обладавший посредственными артистическими способностями. Благодаря своим знакомствам и связям в бюрократическом и театральном мире Бурдин оказывал Островскому большие услуги при проведении ряда его пьес через цензуру и при постановке их на сцене AT. В своих письмах он подробно осведомлял драматург" о положении театральных дел, о намерениях дирекции императорских театров, о театральной жизни Петербурга. Островский высоко ценил эту дружескую помощь и с своей стороны всячески способствовал сценическим успехам Бурдина. Для бенефисов последнего он предоставил тринадцать пьес; Бурдин на премьерах в Петербурге исполнил тридцать ролей в пьесах Островского. Наиболее удались ему роли Бородкина ("Не в свои сани не садись"), Ахова ("Не все коту масленица"), Барабошева ("Правда хорошо, а счастье лучше"). Однако он брался и за героические и драматические роли (Минин, Несчастливцев, Дубровин) и неизменно их проваливал, за что подвергался резкой критике со стороны театральных рецензентов, особенно А. А. Григорьева, сочинившего даже особый термин - "бурдинизм" - для обозначения ложного пафоса и ходульности на сцене. Бурдину принадлежит ряд переводов и переделок иностранных пьес. Он составил критическую записку о положении императорских театров, управляемых бездушными и ничего не смыслящими в искусстве бюрократами. Его "Воспоминания об А. Н. Островском" (BE, 1886, XII) содержат ценный материал для биографии драматурга. Переписка Бурдина и Островского издана в 1923 году (А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин, Неизданные письма. Вступительная статья Н. П. Кашина, 1923).

    Васильев Павел Васильевич (1832-1879) - известный актер, брат С. В. Васильева. С 1860 по 1874 год служил в AT. Впервые сыграл на петербургской сцене двенадцать ролей в пьесах Островского, в том числе такие, как Юсов ("Доходное место"), Бальзаминов ("За чем пойдешь, то и найдешь"), Василий Шуйский ("Тушино"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Курослепов ("Горячее сердце"), Васильков ("Бешеные деньги") и др. Был одним из лучших исполнителей ролей Любима Торцова ("Бедность не порок") и Льва Краснова ("Грех да беда на кого не живет"). Служа в провинции, П. Васильев энергично пропагандировал пьесы Островского. Драматург высоко ценил выдающееся дарование и реалистическое мастерство П. В. Васильева и называл его "талантом, украшающим нашу сцену" наравне с Провом Садовским, Щепкиным, Самойловым и Шуйским.

    Васильева (Лаврова) Екатерина Николаевна (1826-1877) - известная актриса МТ в Москве, жена замечательного актера С. Васильева, приятельница Островского. "Я много способствовал успехам Васильевой", - вспоминал драматург в своей "Автобиографической заметке". Она создала на сцене МТ семнадцать ролей в пьесах Островского, в том числе такие, как Анна ("Шутники"), царица Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"). Лучшими ее ролями считались: Марья Андреевна ("Бедная невеста"), Анна ("Шутники") и Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты"), Островский неоднократно проходил с Васильевой роли и читал у нее на дому свои новые пьесы актерам и актрисам МТ.

    Вейнберг Петр Исаевич (1831-1908) - поэт, переводчик, журналист, автор критических статей о западноевропейских писателях. Сотрудничал во многих журналах либерального направления. Печатался также в демократическом сатирическом журнале В. Курочкина "Искра", в СВРМ и ОЗ. В 60-х годах приобрел известность своими переводами из Г. Гейне и оригинальными сатирическими стихотворениями за подписью Гейне из Тамбова. В 1861-1862 годах издавал совместно с Дружининым журнал "Век". В 1883-1885 годах Вейнберг издавал журнал "Изящная литература". Островский предоставил этому журналу переводы четырех интермедий Сервантеса: "Судья по бракоразводным делам" (1883), "Бдительный страж" (1884), "Театр чудес" (1884), "Саламанкская пещера" (1885).

    Оставил воспоминания об Островском (ЕИТ, 1893-1894, прил. 3).

    Волков Сергей Арсеньевич - сапожник, крестьянин из деревни Сухая на Волге, возле Кимр. Островский любил этого умного простого русского человека и внимательно прислушивался к его суждениям о своих пьесах. Знакомство Волкова с Островским началось еще в начале 50-х годов, когда он шил обувь на всю "молодую редакцию". Переселившись в деревню и занявшись пчеловодством, Волков не утерял, однако, связи с Островским. Летом 1874 года он гостил в усадьбе драматурга Щелыково.

    Галахов Алексей Дмитриевич (1807-1892) - педагог, историк литературы, критик, беллетрист (псевдоним: Сто-один), составитель школьных учебников и хрестоматий по истории русской литературы. Умеренный либерал. Некоторое время в 40-50-х годах сотрудничал в СВРМ, но впоследствии отошел от демократической прессы и перешел в ОЗ Краевского (см.). В 1860 году состоял членом комитета ЛФ и переписывался с Островским по поводу организации литературных чтений в пользу ЛФ. Письма Галахова к Островскому см. в НП, стр. 59-63.

    Гербель Николай Васильевич (1827-1883)-поэт либерального направления, переводчик, издатель. В 1865 году, совместно с Н. А. Некрасовым, издавал в русских переводах собрание сочинений Шекспира. Сотрудничал в СВРМ с конца 1851 года, а после его закрытия - в ОЗ.

    Горбунов Иван Федорович (1831-1895) - актер, известный рассказчик, пользовавшийся шумным успехом в течение почти сорока лег как на сцене AT (с 1856 г.), так и на московских и провинциальных сценах во время частых своих гастролей. Актерскую деятельность избрал в начале 50-х годов, под прямым воздействием Островского. Для своих выступлений Горбунов писал сцены из народной и купеческой жизни, положившие начало своеобразному реалистическому жанру рассказа для эстрады. В этих демократических по своей направленности произведениях сказалось влияние Островского. Горбунов своими реалистическими сценами - и особенно сатирическим образом генерала Дитятина - обличал феодально-помещичий и капиталистический строй России. Как актер Горбунов не выделялся и играл по преимуществу небольшие эпизодические роли. Впервые в Петербурге он создал двадцать пять ролей в пьесах Островского. Дружба между Островским и Горбуновым продолжалась до смерти драматурга.

    В своих воспоминаниях и в дневнике Горбунов сообщил много ценных сведений о жизни Островского (см. Горбунов, т. III), но некоторые его записи неточны. Письма Горбунова к Островскому см. в НП, стр. 660-672.

    Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864) - критик, поэт, по своим политическим взглядам тяготел к реакционным "почвенникам". По собственному признанию А. Григорьева, он был идеологом "класса среднего, промышленного, купечества по преимуществу".

    По своим эстетическим взглядам Григорьев был убежденным шеллингианцем, что и сказалось в его идеалистической и по существу формалистической теории "органической критики".

    А. Григорьев стремился истолковать творчество Островского как выражение идеализации патриархального купечества среднего сословия, как стихийную силу, утверждавшую смирение и покорность. Подлинную идейную сущность драматургии Островского, ее острую направленность против "темного царства" А. Григорьев стремился обойти, затушевать. Резко выступая против "натуральной школы" (то есть против критического реализма), Григорьев противопоставлял ей Островского. Таким образом, критик, фальсифицируя творчество великого драматурга-реалиста, подгонял его под свою реакционную теорию.

    "Московском городском листке", где Григорьев заведовал критическим отделом. Их сближали и любовь к народной песне, и увлечение театром, хотя их взгляды на театральное искусство расходились. Однако близкие отношения между Григорьевым и Островским сохранялись недолго. Уже с 1853 года драматург начал все больше и больше отходить от кружка "молодой редакции" МСКВ, а в 1856 году сблизился с СВРМ Некрасова. Григорьев воспринял это сближение как переход Островского в "лагерь тушинцев" (так он называл революционных демократов).

    Переписка между Островским и Григорьевым несомненно существовала, хотя и не была значительна по объему. За исключением печатаемого письма драматурга, она нам неизвестна. Есть сведения о том, что переписка находилась у сына драматурга, С. А. Островского, но выяснить ее судьбу до сих пор не удалось.

    Грот Яков Карлович (1812-1893) - профессор-лингвист, впоследствии академик. В 1871 году состоял председателем комитета ЛФ. Островский вел с ним переговоры о своих публичных выступлениях в пользу Фонда. Я. К. Грот был очень заинтересован работой Островского по составлению словаря русского народного языка; по его инициативе Отделение русского языка и словесности Академии наук обратилось к драматургу с просьбой представить ему для ознакомления собранные для словаря материалы. Письма Грота к Островскому см. в НП, стр. 90-92.

    Данилевский Григорий Петрович (1829-1890) - беллетрист, автор многочисленных реакционных исторических романов и рассказов; в 80-х годах - редактор "Правительственного вестника". Познакомившись с Данилевским в начале 50-х годов, Островский затем уклонился от дальнейшего сближения с ним.

    Достоевский Михаил Михайлович (1820-1864) - беллетрист, переводчик, журналист. В 60-х годах издавал совместно с братом, Федором Михайловичем, журналы "Время" и "Эпоха" "почвеннического" направления.

    "Время" Островский напечатал свои пьесы: "За чем пойдешь, то и найдешь" (1861, № 3) я "Грех да беда на кого не живет" (1863, № 1). Достоевский высоко ценил пьесы Островского на современные темы, но отрицательно относился к его историческим драмам. Реакционность мировоззрения Достоевского помешала сближению писателей. Резкое противоречие их политических и литературных взглядов особенно ярко проявилось в их речах о Пушкине во время открытия памятника великому поэту в Москве в 1880 году.

    Дружинин Александр Васильевич (1824-1864) - беллетрист, переводчик, журналист, критик, идеолог школы "чистого искусства". В 40-50-х годах примыкал к группе писателей либерально-западнического направления, сотрудничавших в СВРМ и ОЗ. В 1856 году, резко разойдясь в политических и литературных взглядах с Чернышевским и Некрасовым, вышел из состава редакции СВРМ и принял на себя редакторство БдЧ, где начал полемику с революционными демократами. Автор большой статьи о первом собрании сочинений Островского (1859). Восхищаясь талантом драматурга, Дружинин, однако, истолковывал его пьесы в либеральном духе. В журнале БдЧ Островский поместил пьесы: "Воспитанница" (1859), "Гроза" (1860), "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" (1861). А. В. Дружинин является одним из основателей ЛФ. Письма Дружинина к Островскому см. в НП, стр. 137-150.

    Дубровский Николай Александрович (ум. в 1874 г.) - друг Островского, чиновник Московской дворцовой конторы, архивист, археолог. В "Чтениях Общества истории и древностей российских" поместил несколько исторических статей, составил "Толковый словарь иностранных слов", вышедший несколькими изданиями. Страстный актер-любитель; принимал активное участие в спектаклях любительского, так называемого Красноворотского, театра. Хорошо исполнял роль Расплюева в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина, вместе с Островским выступал в комедии драматурга "Старый друг лучше новых двух", исполняя роль молодого Васютина. Дубровский оставил интересный дневник, до сих пор не изданный (рукопись хранится в ЛБ), в котором имеется ряд ценных сведений об Островском. Знакомство Дубровского с драматургом началось в конце 40-х годов и вскоре перешло в тесную дружбу. Дубровский был близок Островскому своими демократическими тенденциями, ярко проявлявшимися в критике представителей бюрократии и духовенства. Он преклонялся перед дарованием и личностью драматурга и стремился по мере своих сил помочь ему всевозможными справками и материалами исторического и библиографического характера. Островский ценил эту верную и бескорыстную дружбу и помощь Дубровского.

    Биографическую справку о Дубровском см. в Сб. ЛБ, стр. 30-32. Письма Дубровского к Островскому хранятся в ГЦТМ.

    Зедергольм Карл Альбертович (1789-1867) - московский лютеранский пастор, переводчик, автор учебников латинского и немецкого языков, отец студента Московского университета К. К. Зедергольма, участника кружка А. Н. Островского.

    Клименков Степан Иванович (1805-1858) - помощник инспектора студентов, профессор Московского университета.

    Ковалевский Егор Петрович (1811-1868) - известный путешественник, литератор. С 1848 года сотрудник СВРМ. Один из учредителей и почти бессменный председатель комитета ЛФ.

    Корш Валентин Федорович (1828-1883) - историк литературы и журналист либерального направления. В 1850-1863 годы состоял помощником редактора газеты МВед. Став впоследствии (1863-1874) редактором СпбВед, старался привлечь Островского к сотрудничеству в этой газете. Островский предоставил ему драму "Пучина", которая и была напечатана в №№ 1, 4, 5, 6 и 8 СпбВед за 1866 год.

    Кошеверов Алексей Семенович - богатый московский купец, приятель Островского.

    "с умилительным почтением и искреннею преданностью". Он и его старший брат, Алексей Семенович, были (через посредство П. М. Садовского) в близких отношениях с драматургом. Некоторые характерные выражения С. С. Кошеверова Островский использовал при изображении действующих лиц своих пьес.

    Краевский Андрей Александрович (1810-1889) - журналист умеренных либерально-буржуазных воззрений, издатель ОЗ и газеты "Голос", предприимчивый литератор-коммерсант, умело лавировавший в трудных цензурных условиях 40-50-х годов. Объединил в свое" журнале известнейших прогрессивных писателей того времени. Наибольшую славу ОЗ создал Белинский, в течение нескольких лет ведший в них критический отдел. С уходом Белинского в 1846 году в журнал Некрасова СВРМ, ОЗ Краевского стали постепенно терять свою популярность в широких читательских кругах, а в 60-х годах и совсем утратили свое былое значение. Поэтому Краевский в 1868 году передал издание ОЗ Некрасову и Салтыкову-Щедрину (после закрытия правительством СВРМ в 1866 году), которые в короткий срок сделали этот журнал новым центром революционно-демократической мысли.

    Островский относился к Краевскому недружелюбно, подозревал его (не без оснований) в распространении клеветнических слухов о мнимом плагиате комедии "Свои люди - сочтемся". В ОЗ Краевского не раз появлялись недоброжелательные заметки об Островском, а в ТЛК Краевский, состоявший его членом, содействовал запрещений; "Женитьбы Бальзаминова" к постановке на сценах имп. театров. Повидимому, основной причиной недоброжелательного отношения Краевского к драматургу во второй половине 50-х и в 60-х годах был договор Островского с Некрасовым о монопольном праве СВРМ на произведемния драматурга и нежелание последнего сотрудничать в ОЗ. В 70-й годах, при посредничестве Некрасова, Островский был связан с Краевским деловыми отношениями по изданию собрания сочинений, но до конца своей жизни драматург относился к Краевскому очень холодно.

    Линская (урожд. Коробьина) Юлия Николаевна (1820-1871) - замечательная русская актриса, с 1841 по 1850 и с 1853 по 1871 год игравшая в AT в Петербурге. Исполняла преимущественно роли пожилых женщин и старух. Создала в Петербурге семнадцать ролей в пьесах Островского, сыграв их с блистательным успехом. Особенно выделялись в ее исполнении роли Кабановой ("Гроза"), Жмигулиной ("Грех да беда на кого не живет"), Кукушкиной ("Доходное место"), Красавиной ("Праздничный сон - до обеда"). Драматург высоко ценил реалистическое мастерство Линской.

    Максимов Сергей Васильевич (1831-1901) - писатель, этнограф, автор известной книги "Год на Севере", друг Островского. Печатался ОЗ (1869, 1874-1876 гг.). Сблизился с кружком Островского в самом начале 50-х годов. Переехав в Петербург, Максимов в 60-70-х годах вел, по поручению Островского, переговоры с петербургскими издателями (Звонаревым и Кожанчиковым) об издании сочинений драматурга и вместе с Горбуновым правил их корректуру. Написал весьма ценные по фактическому материалу статьи: "Литературная экспедиция" (РМ, 1890, II), "А. Н. Островский. По моим воспоминаниям" (А. Н. Островский, ПСС, т. II, изд. "Просвещение"). Однако многие сведения, сообщенные Максимовым, нуждаются в проверке, исправлении и уточнении. Письма Максимова к Островскому см. в НП, стр. 205-220.

    о выдвижении наиболее выдающихся артистических сил и их материальном обеспечении; ставил много пьес Островского. С 1890 по 1908 год - режиссер, затем артист AT (см. П. М. Медведев, Воспоминания, Academia, 1929). Островский относился к Медведеву с большим уважением и считал его одним из выдающихся сценических деятелей своего времени.

    Назаров Николай Степанович, князь - чиновник конторы императорских театров (в 60-х годах XIX века). По поручению директора имп. театров С. А. Гедеонова, в 1868 году переписывался с А. Н. Островским по поводу феерии-сказки "Иван-царевич", над которой работал тогда драматург.

    Письма Назарова к Островскому см. в BE, 1916, № 10, стр. 69-70.

    Назимов Владимир Иванович (1802-1874) - попечитель Московского учебного округа (с 1849 г.), начальник Московской цензуры в начале 50-х годов, виленский генерал-губернатор с 1855 года.

    Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) - великий русский поэт, издатель сборников "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник", сыгравших значительную роль в развитии критического реализма в 40-х годах XIX века, редактор и издатель революционно-демократических журналов СВРМ (1847-1866) и ОЗ (с 1868 г.). Соратник Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Некрасов вы-соко ценил драматургию Островского и добился его перехода из МСКВ в СВРМ. В 1874 году принимал участие в издании Собрания сочинений Островского. Некрасову принадлежит прекрасная критическая статья о пьесе "Не так живи, как хочется". Островский видел в Некрасове народного поэта и чувствовал свое глубокое родство с его поэзией.

    "Снегурочкой"), то оба преодолевали эти затруднения и Островский неизменно оставался верным сотрудником журналов Некрасова. В СВРМ он поместил девять своих пьес, а в ОЗ - двадцать две. Не подлежит сомнению, что влияние Чернышевского, Добролюбова и Некрасова значительно способствовало укреплению демократических взглядов Островского. Письма Некрасова к Островскому - см. Некрасов, тт. X, XI.

    Никитенко Александр Васильевич (1804-1877) - профессор истории русской литературы в Петербургском университете, академик, критик, цензор, член, а затем председатель ТЛК. Оставил ценные по фактическому материалу дневник и воспоминания под названием "Моя повесть о самом себе и о том, чему свидетель в жизни был" (изданы в 2-х тт. в 1893 году; 2-е изд. 1905 г.). По своим общественно-политическим взглядам - умеренный либерал. Никитенко содействовал присуждению академической Уваровской премии Островскому за драму. "Грех да беда на кого не живет". Однако он дал отрицательные отзывы о пьесах "Не было ни гроша, да вдруг алтын" и "Не все коту масленица", также представленных на соискание Уваровской премии.

    Нильский (Нилус) Александр Александрович (1841-1899) - артист AT в Петербурге (с 1858г.); хороший исполнитель ролей фактов и простаков, он брался и за роли героев и первых любовников, не удававшиеся ему, например, Миловидова ("На бойком месте"), Жадова ("Доходное место"), Паратова ("Бесприданница"). Пользуясь расположением театрального начальства, Нильский имел возможность выбирать себе роли, и авторам, в том числе и Островскому, приходилось считаться с капризами актера, поэтому драматург относился к Нильскому по преимуществу холодно. В свою очередь и Нильский, недооценивал значения драматургии Островского. В своих воспоминаниях ("Закулисная хроника", изд. "Общественная польза". П. 1897) он пишет об Островском с плохо скрываемым недоброжелательством, и притом часто извращая факты.

    Оболенский Дмитрий Александрович, князь (1822-1881) - писатель-славянофил, директор комиссариатского департамента Морского министерства (1852-1862), директор департамента таможенных сборов с 1863 года.

    Одоевский Владимир Федорович, князь (1803-1869) - писатель-романтик либерально-дворянского лагеря, автор известной книги новелл "Русские ночи", видный музыковед. Вместе с Островским и Н. Рубинштейном был учредителем Московского артистического кружка в 1865 году.

    Лизы в "Воспитаннице" Островского). От брака с нею у Островского было шесть детей: сыновья - Александр, Михаил, Сергей, Николай и дочери - Мария и Любовь.

    Островский Михаил Николаевич (1827-1901) - брат А. Н. Островского. Сделал блестящую бюрократическую карьеру в ведомстве Государственного контроля. Сенатор, член Государственного совета, с 1881 по 1893 год - министр государственных имуществ, с 1893 года - председатель Департамента государственных законов. Почетный член Академии наук. По мере своего продвижения на государственной службе М. Н. Островский сменил свои умеренно-либеральные взгляды 40-50-х годов на консервативные и в 80-х годах примыкал к группе реакционных сановников, возглавлявшихся К. П. Победоносцевым.

    М. Н. Островский смолоду увлекался литературой и искусством. В 60-х годах состоял председателем ревизионной комиссии ЛФ. Братья любили друг друга, но в общественно-политических взглядах расходились. Высоко ценя творчество брата и разделяя его мнение о положении театрального дела в России, М. Н. Островский во многом помогал драматургу. М. Н. добился пенсии брату, способствовал его назначению начальником репертуара Московских имп. театров и руководителем театральной школы. В архиве А. Н. Островского (ГЦТМ) находится около 400 писем М. Н. Островского, за некоторым исключением до сих пор не опубликованных. Письма драматурга к брату до настоящего времени не обнаружены. Известны лишь несколько из них благодаря копиям, сделанным после смерти А. Н. Островского при разборке его архива И. Ф. Горбуновым и П. О. Морозовым.

    Островский Павел Федорович (1807-1876) - дядя А. Н. Островского. Был диаконом, а потом священником (протоиереем и ключарем собора) в Костроме.

    Панаев Иван Иванович (1812-1862) - беллетрист и фельетонист, был тесно связан с передовыми течениями общественной мысли 1840-1860 годов. При наличии отчетливо выраженных демократических мотивов, для творчества Панаева характерны либеральные тенденции. В 40-50-х годах вместе с Н. А. Некрасовым издавал журнал - СВРМ. Панаев очень дорожил участием Островского в СВРМ. В первые годы своего сотрудничества в журнале Некрасова Островский поддерживал деловую переписку с Панаевым. Письма Панаева к драматургу см. в НП, стр. 321-334.

    Писемского еще в 40-е годы, привлек его к сотрудничеству в МСКВ. В этом журнале была напечатана повесть "Тюфяк", имевшая у читателей большой успех. Островский написал о нем весьма одобрительную критическую статью (см. т. XIII наст. изд.) в энергично содействовал появлению в МСКВ дальнейших повестей и рассказов Писемского, обративших на себя внимание демократической критики. Книга Писемского "Очерки из крестьянской жизни" (изд. 1856 г.) вызвала положительный отзыв Чернышевского. Большой успех у читателей имели и некоторые последующие его произведения, в особенности роман "Тысяча душ". Между Писемским и Островским; установились дружеские отношения.

    Однако, при всей дружественности личных отношений, оба писателя резко разошлись в общественно-политических взглядах. По мере развития революционно-демократического движения Островский все крепче и крепче связывался с кругом наиболее прогрессивных писателей, тогда как Писемский, испуганный революционной ситуацией; 1859-1861 годов, открыто перешел на сторону реакционеров. С этого" времени отношения между обоими писателями значительно охладели, хотя они и в дальнейшем поддерживали близкое знакомство. Такие реакционные романы Писемского, как "Взбаламученное море" и "В водовороте", естественно, претили Островскому, но он ценил драматургию Писемского 70-х годов, обличавшую эксплуататорскую сущность капитализма ("Ваал", "Хищники", "Просвещенное время"), поэтому пытался связать Писемского с ОЗ и собирался привлечь его к сотрудничеству в проектировавшемся журнале "Драматический вестник" (издание не состоялось). Письма Писемского к Островскому см. в НП, стр. 418-436 и в кн. "А. Ф. Писемский, Материалы и исследования", изд. Академии наук СССР, М. 1936.

    Погодин Михаил Петрович (1800-1875) - профессор русской истории Московского университета, реакционный публицист, издатель консервативного журнала МСКВ. Свою политическую позицию определял как среднюю между западничеством и славянофильством, "с наклонностию" к последним; на деле же являлся типичным представителем идей "официальной народности" и отличался ханжеством и пресмыкательством перед самодержавием. За годы своей работы в Погодинском журнале Островский опубликовал в нем пьесы "Свои люди - сочтемся", "Утро молодого человека", "Бедная невеста", "Не в свои сани не садись", "Не так живи, как хочется" и несколько критических статей. Но уже в 1854 году он отказался печатать в МСКВ комедию "Бедность не порок", а от редакционных дел фактически отошел еще ранее. Только благодаря уговорам остальных членов "молодой редакции" он в 1855 году предоставил Погодину драму "Не так живи, как хочется", и этим закончилось его участие в МСКВ. О взаимоотношениях Островского и Погодина см. также комментарии к пп. 3, 19. Письма Погодина к Островскому см. в НП, стр. 418- 436,

    Рамазанов Николай Александрович (1817-1867) - скульптор, академик, профессор Московского училища живописи и ваяния. В 50-х годах был близок к кружку "молодой редакции" МСКВ, где помещал рассказы из жизни художников и статьи по вопросам искусства.

    Рассказов Александр Андреевич (1833-1902) - в 50-60-е годы артист МТ. Островский охотно поручал даровитому артисту роли в своих пьесах. Так, на премьерах в Москве А. Рассказов исполнил роли: Белогубова ("Доходное место"), Гриши ("Воспитанница"), Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "За чем пойдешь, то и найдешь"), Афони ("Грех да беда на кого не живет"), Андрея Брускова ("Тяжелые дни"), Резвого ("Воевода"), Грльцова ("Шутники"), Непутевого ("На бойком месте"). В 1866 году Рассказов покинул МТ и занялся антрепризой в провинции.

    Садовский Михаил Провович (1847-1910) - сын знаменитого актера Прова Садовского, выдающийся актер Артистического кружка, а затем (с 1870 г.) - МТ, беллетрист и драматург, ученик Островского. Замечательный исполнитель ролей Хлестакова и множества персонажей в пьесах Островского, особенно Подхалюзина ("Свои люди - сочтемся"), Счастливцева ("Лес"), Тихона ("Гроза"), Мурзавецкого ("Волки и овцы"), Андрея ("Женитьба Белугина"). Садовский сыграл в пьесах Островского около сорока ролей. Он неоднократно гостил в Щелыкове. Драматург всемерно заботился о своем любимце. Он добился разрешения Садовскому сыграть роль Хлестакова, хлопотал о повышении жалованья ему и его жене, давал советы об обработке литературных произведений и т. п. В рассказе "Высокое призвание" (т. I, 1899) Садовский верно изобразил отношение Островского к начинающим литераторам. Письма М. Садовского см. в ДиП, стр. 116-196.

    Садовский (Ермилов) Пров Михайлович (1818-1872) - великий русский актер, с 1839 по 1872 год - в труппе МТ, друг Островского, которым познакомился в начале второй половины сороковых годов. Создал двадцать девять ролей в пьесах Островского; лучшими из ищи в его исполнении считались: Русаков ("Не в свои сани не садись") Любим Торцов ("Бедность не порок"), Беневоленский ("Бедная невеста"), Дикой ("Гроза"), Краснов ("Грех да беда на кого не живет"), Подхалюзин ("Свои люди - сочтемся"). Реалистическая драматургия Островского позволила полностью развернуться актерскому дарованию Садовского. Гениальная игра П. Садовского отличалась правдивостью и точностью социально-бытовых и психологических черт изображаемого лица.

    В молодости Садовский был членом литературного кружка Островского. Он вместе с драматургом с увлечением читал вслух "Свои люди - сочтемся" в московских салонах и гостиных до появления этой пьесы в печати. Вместе с Островским он был организатором и деятельным старшиной Артистического кружка. Вследствие каких-то разногласий личные отношения между Островским и Садовским с конца 1863 года нарушились, отнюдь не ослабив их взаимного уважения друг к другу как деятелей русского искусства.

    Салтыков (псевдоним - Щедрин) Михаил Евграфович (1826- 1889) - великий русский сатирик, один из виднейших представителей революционно-демократической литературы 50-80-х годов XIX века, редактор ОЗ (до 1878 года - совместно с Некрасовым, с 1878 по 1884 год - единоличный). Салтыков высоко ценил драматургию Островского. В ОЗ установилась своего рода традиция каждый год начинать первую книгу журнала новой пьесой Островского. Одним из сильнейших обличительных образов драматурга - Глумовым ("На всякого мудреца довольно простоты") Салтыков (с ведома Островского) воспользовался для едкой сатиры на полицейско-бюрократический строй России второй половины XIX века ("В среде умеренности и аккуратности", "Современная идиллия"), Островский также с величайшим уважением относился к деятельности Салтыкова, придавал огромное значение его смелым сатирам и называл его пророком будущего. Письме Салтыкова к Островскому см. в НП, стр. 505-534 и в ПСС Н. Щедрина (М. Е. Салтыкова), Гихл, М. т. XVIII - 1937, т. XIX - 1939.

    уступало игре П. М. Садовского; однако он превосходно сыграл Оброшенова ("Шутники"), Корпелова ("Трудовой хлеб"), вызвав восхищение драматурга. Он не любил больших ролей в стихах и наотрез отказался от роли Минина, а роль Шалыгина ("Воевода") сократил. Его капризы угнетали драматурга, но он отдавал должную дань большому таланту Самойлова и высоко ценил его игру. Несколько писем Самойлова к Островскому см. в ГЦТМ.

    Серов Александр Николаевич (1820-1871) - выдающийся русский композитор, автор опер "Рогнеда" и "Юдифь", музыкальный критик.

    Написал оперу "Вражья сила" на сюжет драмы Островского "Не так живи, как хочется". Либретто к этой опере, по просьбе Серова, написал сам Островский. Однако между композитором и писателем возникли разногласия (см. ком. к п. 232), и либретто драматургом не было завершено.

    Письма А. Н. Серова к Островскому см. в сборнике "А. Н. Островский и русские композиторы", изд. "Искусство", М. 1937, стр. 93-140.

    Смольков Федор Константинович - чиновник особых поручений при нижегородском губернаторе. С конца 40-х годов XIX века он предпочел службе театральную антрепризу и в течение многих лет держал ярмарочный и городской театры в Нижнем-Новгороде. Был известен как жесточайший эксплуататор актеров и анекдотически скупой предприниматель. Яркую характеристику этого театрального хищника см. в книге "А. П. Ленский. Статьи. Письма. Речи", изд. 2-е, "Искусство", М. 1950, стр. 57-63.

    помещиков (письмо к фон дер Флиту в Собрании автографов ПБЛ). Задумав заняться издательскими делами, Соковнин дважды предлагал Островскому издать его сочинения. Островский уклонился от этих предложений.

    Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826-1911) - либеральный публицист, историк и общественный деятель. Редактор-издатель умеренно-либерального журнала BE (с 1866 г.). В этом журнале были напечатаны пьесы Островского: "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1867), "Василиса Мелентьева" (1868), "Снегурочка" (1873), "Дикарка" (1879).

    Письма Стасюлевича к Островскому см. в НП, стр. 543-557.

    Тютчев Николай Николаевич (1815-1878) - начальник I отделения и член совета Департамента уделов, постоянный член литератур, ных кружков, казначей ЛФ.

    Федоров Павел Степанович (1800-1879) - водевилист, с 1854 по 1879 год - заведующий репертуарной частью Петербургских театров, член ТЛК. Лицемерный бюрократ-карьерист, он немало вредил Островскому своими интригами, тормозил продвижение пьес драматурга на сцене AT.

    на сюжет любимой им драмы Островского "Гроза" и даже сочинил увертюру к ней, однако отказался от этого плана, узнав от Островского, что такую оперу, по либретто самого драматурга, пишет композитор Кашперов. Первую свою оперу Чайковский написал на сюжет "Воеводы". Либретто первого и частично второго актов написал сам Островский. Драматург предлагал Чайковскому писать оперу об Александре Македонском, обещая сделать либретто из набросков задуманной им в молодости пьесы. Этот замысел не осуществился. В 1873 году Чайковский написал замечательную музыку к "Снегурочке", восхитившую Островского, а в 1886 году - к сцене с домовым в "Воеводе".

    По словам композитора М. М. Ипполитова-Иванова, Островский относился к Чайковскому с "самой нежной симпатией". Письма Чайковского к Островскому см. в сборнике "А. Н. Островский и русские композиторы", изд. "Искусство". М. 1937, стр. 141-171.

    Шанин Иван Иванович - приятель Островского, приказчик, а затем мелкий московский купец. По словам С. В. Максимова (см.), отличался остроумием, бойким, метким словом, умным и своеобразным взглядом на московскую жизнь вообще и на купеческий быт в частности. В дружеских беседах Шанин сообщал драматургу ценные сведения и эпизоды из жизни московского купечества, которые он и использовал для своих пьес. Многие колоритные выражения и характерные словечки Шанина вошли в речь действующих лиц пьес Островского.

    Шаповалов Николай Ираклиевич - либеральный чиновник Дворцовой конторы в Москве. В 50-60-х годах XIX века, вместе с двоюродным братом своим - Николаем Львовичем Шаповаловым, Н. И. Давыдовым и Н. А. Дубровским (все чиновники этой же конторы), был организатором и деятельным участником любительского драматического кружка, ставившего свои спектакли на квартире Н. И. Давыдова (зятя А. Н. Островского), у Красных ворот. Здесь Шаповалов выступал главным образом в качестве режиссера. Был близок к "молодой редакции" журнала МСКВ, в котором помешал компилятивные статьи научно-популярного характера.

    Шевырев Сергей Петрович (1806-1864) - академик, профессор литературы Московского университета, критик, поэт; крайний реакционер, прислужник самодержавия, проповедник "официальной народности", по меткому определению Белинского - "московский скверноуст". В 40-х годах принимал активное участие в МСКВ Погодина и был идеологом этого журнала. В своих университетских и публичных лекциях, а также и в журнальных статьях Шевырев развивал идеалистический взгляд на искусство и проповедовал теорию "чистого искусства". Шевырев высоко оценил художественное дарование Островского и стремился повлиять на него в духе своих реакционных воззрений. Однако он вскоре убедился, что творчество молодого драматурга никак не соответствует его идеалистическим установкам и явно тяготеет к идеям Белинского, ненавистным Шевыреву. Островский и "молодая редакция" добились разрыва МСКВ с Шевыревым.

    в характерных ролях пожилых женщин. Будучи культурной и литературно образованной женщиной, она была связана с писательскими кругами 50-80-х годов, переписывалась с Островским, Достоевским, Тургеневым, Писемским, Потехиным и др. Островский охотно помогал Шуберт в ее сценической работе своими советами. А. И. Шуберт оставила интересные воспоминания под названием "Моя жизнь", напечатанные в приложении к ЕИТ (1912) и отдельно (изд. Academia, 1929).

    Эдельсон Евгений Николаевич (1824-1868) - критик. В 50-х годах XIX века сотрудничал в МСКВ, входил в состав его "молодой редакции", затем перешел в БдЧ. Увлекался идеалистической философией и был убежденным сторонником теории "чистого искусства" и противником "натуральной школы". Писал о пьесах Островского восторженные статьи, однако, как и А. Григорьев, видел в Островском лишь стихийную художественную силу, а не демократа-борца против "темного царства". В 50-х годах Островский был дружен с Эдельсоном, затем пути их разошлись. Кроме того, Эдельсон переехал из Москвы в Петербург, и Островский лишь изредка встречался с ним, приезжая в столицу.

    Письма Эдельсона к Островскому см. в НП, стр. 628-636, 675-677.

    Юнге Виктор Лукич - тверской либеральный общественный деятель 50-60-х годов XIX века.

    Раздел сайта: