• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)

    АДРЕСАТЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО

    Бегичев Владимир Петрович (1830-1891) - дворянский драматург-дилетант консервативного направления, автор поверхностной, безидейной комедии "Жар-птица", водевиля "Китайская роза", ряда переводов и переделок модных французских развлекательных пьес, которые он обрабатывал совместно с К. А. Тарновским и В. И. Родиславским. В 1864 году был назначен начальником репертуарной части Московских имп. театров, а в 1881-1882 годах состоял их управляющим.

    На ответственном театральном посту Бегичев проявил себя как типичный бюрократ, которому интересы подлинного передового искусства были совершенно чужды. Насаждаемый им фаворитизм привел к ослаблению превосходной труппы МТ. Внешне подчеркивая свое уважение к Островскому, Бегичев в то же время всячески препятствовал его пьесам занять должное место в репертуаре и загромождал последний пустыми пьесами драмоделов-ловкачей, как К. А. Тарновский, В. А. Крылов и им подобные. В глазах Островского Бегичев был олицетворением всей мерзости царского, чиновно-бюрократического управления искусством.

    Берг Николай Васильевич (1823-1884) - поэт и переводчик, преимущественно произведений славянских поэтов (в том числе "Пана Тадеуша" Мицкевича), автор путевых очерков, записок, мемуаров; товарищ Островского по Первой московской гимназии. Сотрудничал в МСКВ. Был тесно связан с кружком Островского и "молодой редакцией" МСКВ; в основном стоял на позициях либерализма.

    С 1874 по 1877 год редактировал правительственную газету "Варшавский дневник".

    В статье "Графиня Ростопчина в Москве" (ИВ, 1893, март, стр. 691-708) Берг неоднократно вспоминает о своем знакомстве с Островским в 40-50-х годах, однако в сообщаемых им сведениях много неточностей.

    Письма Берга к Островскому см. в НП., стр. 21-37.

    Бларамберг (по мужу Апрелева) Елена Ивановна (род. 1846) - писательница (псевдоним Е. Ардов); начиная с 1870 года, сотрудничала в журналах BE и "Дело" и в газете РВед, в которых печатала свои рассказы, переводы, статьи.

    Бурдин Федор Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Волков Сергей Арсеньевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Гончаров Иван Александрович (1812-1891). - Начало знакомства А. Н. Островского с И. А. Гончаровым относится к 1856 году, когда драматург стал сотрудником СВРМ. Это знакомство вскоре перешло в весьма дружеские отношения, сохранившиеся между писателями на всю жизнь.

    Островский ценил в Гончарове крупного художника-реалиста. Гончаров глубоко понимал историческую роль Островского в развитии русской национально-самобытной драматургии.

    Будучи председателем ОРДП, драматург привлекал Гончарова к участию в жюри ежегодных конкурсов Общества на премию имени А. С. Грибоедова за лучшие пьесы сезона.

    Письма Гончарова к Островскому см. в НП., стр. 69-80.

    Горбунов Иван Федорович - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Дубровский Николай Александрович - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Козлова (урожд. Барышникова) Ольга Алексеевна (1841-1891)- жена П. А. Козлова, поэта и переводчика. Собирательница автографов писателей. В 1883 году альбом собранных ею автографов был издан на правах рукописи в небольшом количестве экземпляров под названием: "Album de madame Olga Kozlow".

    Кондратьев Иван Максимович (ум. 1924) - начальник отделения канцелярии московского генерал-губернатора; делопроизводитель, а с 1883 года секретарь ОРДП.

    Письма Кондратьева к Островскому хранятся в ГЦТМ.

    "Русский вестник" Каткова. Леонтьев относился к Островскому резко враждебно: "Демократ, ненавистник монашества и православия, изящного барства", - так писал он о драматурге.

    Любимов Николай Алексеевич - приказчик в усадьбе Островских в Щелыкове.

    Майков Аполлон Николаевич (1821-1897) - поэт, переводчик, сторонник "чистого искусства". Знакомство Островского с Майковым началось в первой половине 50-х годов. Островский привлекал Майкова к участию в жюри на ежегодных конкурсах пьес при ОРДП.

    Письма Майкова к Островскому см. в НП, стр. 204-205.

    Маков Лев Саввич - министр внутренних дел в 1878-1879 годах.

    Микешин Михаил Осипович (1836-1896) - известный скульптор, близкий друг Островского. Являлся представителем прогрессивных воззрений. В конце 70-х годов издавал литературно-художественный журнал "Пчела".

    Письма Микешина к Островскому см. в НП, стр. 224-258.

    Музиль Николай Игнатьевич (1841-1906) - артист МТ с 1866 по 1906 год, друг Островского. Музиль сыграл на премьерах пьес Островского в МТ двадцать ролей, в том числе такие ответственные, как Гаврилы ("Горячее сердце"), Дормедонта ("Поздняя любовь"), Платона ("Правда - хорошо, а счастье лучше"), Нарокова ("Таланты и поклонники"), Шмаги ("Без вины виноватые"). Играл он и в других пьесах Островского, шедших на сцене МТ. Десять своих пьес драматург предоставил для бенефисов Музиля.

    Невежин Петр Михайлович (1841-1919) - драматург. В соавторстве с Островским написал пьесы "Блажь" и "Старое по-новому". Его самостоятельные пьесы представляют собой типичные буржуазные мелодрамы и далеки от правдивого изображения действительности.

    Невежин оставил воспоминания (ЕИТ, 1909, No 4, и 1910, No 6), в которых имеются не лишенные интереса сведения о жизни и деятельности Островского. Письма Невежина к Островскому см. в НП, стр. 258-274.

    Некрасов Николай Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст., изд.

    Некрасов Федор Алексеевич (1827-1913) - брат Н. А. Некрасова; помещик.

    Никулина Надежда Алексеевна (1845-1923) - известная артистка МТ, друг семьи Островских. Островский был горячим поклонником таланта Никулиной и много содействовал его развитию. "Лучшая, блестящая ingenue, Никулина - совсем мое создание", - записал он в своей "Автобиографической заметке". Никулина на премьерах пьес Островского в МТ исполнила пятнадцать ролей, в том числе такие ответственные, как Глафира ("Волки и овцы"), Варя ("Дикарка"), Блестящего успеха добилась Никулина в ролях Варвары ("Гроза"), Нади ("Воспитанница"), Верочки ("Шутники"),

    Островская Мария Васильевна - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Островский Андрей Николаевич (1845-1906) - брат драматурга, юрист, крупный банковский деятель. Не чужд был литературных и исторических интересов. Являясь страстным библиофилом, он составил большую библиотеку, в которой весьма полно были представлены сборники русских песен.

    контрольной палате. Увлекался литературой и театром. А. Н. Островский поддерживал это увлечение брата. В 1877 году он добился утверждения Петра Николаевича редактором "Театральной газеты". П. Н. Островский обладал тонким критическим чутьем, и к его указаниям прислушивались А. Н. Островский и А. П. Чехов. Однако и по политическим убеждениям и по эстетическим взглядам братья стояли далеко друг от друга. Либерализм, свойственный Петру Николаевичу в 60-х годах, постепенно сменялся консервативными воззрениями. В 80-х годах П. Н. Островский стоял на консервативных позициях, а после революции 1905 года вступил в реакционную партию октябристов. Его философские и эстетические воззрения отличались противоречивостью. Очень метко его охарактеризовал Чехов; "Умный и добрый человек; беседовать с ним приятно, но спорить так же трудно, как со спиритом: его взгляды на нравственность, на политику и проч. - это какая-то перепутанная проволока; ничего не разберешь. Поглядишь на него справа - материалист, зайдешь слева - франкмасон".

    Отрывочные воспоминания П. Н. Островского о драматурге приведены в статье Леонтьева-Щеглова "Островский и Теляковский" ("Слово", 1907, No 48).

    Писарев Модест Иванович (1844-1905) - известный артист, исполнитель многочисленных ролей в пьесах драматурга, театральный критик. Особенно удались ему роли Несчастливцева ("Лес"), Русакова ("Не в свои сани не садись"), Ивана Грозного ("Василиса Мелентьева"), Кнурова ("Бесприданница"), Тита Титыча ("В чужом пиру похмелье"), Большова ("Свои люди - сочтемся"). Перу Писарева принадлежит статья о "Грозе" ("Оберточный листок", 1860, No 19-20).

    С 1885 года Писарев состоял в труппе AT. Однако, подвергаясь постоянной травле со стороны реакционных представителей дирекции и труппы, он через несколько лет покинул театр и отдался литературной работе: редактированию собрания сочинений Островского (изд. т-ва "Просвещение"), которое и довел до конца.

    Письма Писарева к Островскому хранятся в ГЦТМ.

    "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Поливанов Лев Иванович (1838-1899) - педагог, критик, переводчик Расина, председатель Московского общества любителей российской словесности. Либеральный общественный деятель. Один из главных организаторов торжеств по случаю открытия в 1880 году памятника Пушкину в Москве.

    Полонский Яков Петрович (1820-1898) - поэт, товарищ Островского по юридическому факультету Московского университета.

    Общественно-политические воззрения Полонского были неустойчивы, противоречивы. В разные периоды своей литературной деятельности он то разделял позиции дворянской эстетики и примыкал к школе "чистого искусства", то склонялся к реализму демократов.

    Письма Полонского к Островскому см. в НП, стр. 437-456.

    "натуральной школы"; был привлеаен Островским к сотрудничеству в МСКВ, но печатался и в других журналах, в том числе в СВРМ. Либерализм, свойственный Потехину в 50-60-х годах, по мере роста революционного движения постепенно исчезал, и к 80-м годам Потехин стал вполне "благонамеренно" мыслящим человеком. В 1881 году был назначен начальником репертуарной части имп. театров (с 1886 г. - только Петербургских).

    Отношения между обоими писателями первоначально были вполне дружественные. Однако постепенно они изменились. Став начальником репертуарной части и труппы имп. театров, Потехин повел дело в духе требований театральной бюрократии, ориентировавшейся на буржуазную западноевропейскую развлекательную драматургию. Обвиняя Потехина в непонимании искусства, в засорении репертуара ничтожными безидейными и нехудожественными произведениями, в недопустимом, пренебрежительном отношении к работникам сцены, Островский тем самым обличал не одного Потехина, а всю бюрократическую систему руководства театрами.

    Письма Потехина к Островскому см. в НП, стр. 456-487.

    Пыпин Александр Николаевич (1833-1904) - академик, историк литературы, видный представитель либерально-буржуазной культурно-исторической школы. В молодости, под влиянием своего двоюродного брата - Н. Г. Чернышевского, держался радикальных взглядов и деятельно сотрудничал в редакции СВРМ. Впоследствии состоял членом редакции умеренно-либерального BE. Островский привлекал Пыпина к участию в жюри на ежегодных конкурсах лучших пьес при ОРДП.

    Письма Пыпина к Островскому см. в НП., стр. 487-488.

    "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) - знаменитый русский композитор. Автор замечательной оперы "Снегурочка" на сюжет одноименной пьесы Островского.

    Письма Римского-Корсакова к Островскому см. в сборнике "Островский и русские композиторы", изд. "Искусство", М. 1937, стр. 172-185.

    Родиславский Владимир Иванович (1828-1885) - плодовитый, но весьма посредственный дворянско-буржуазный драматург и переводчик. В 50-х годах редактировал неофициальную часть "Московских губернских ведомостей". В 1859-1866 годах служил чиновником при репертуарной части Московских ими. театров. С 1866 года перешел на службу в канцелярию московского генерал-губернатора. Один из учредителей ОРДП, был бессменным секретарем и членом комитета Общества.

    Письма Родиславского к Островскому хранятся в ГЦТМ.

    исполнила до тридцати ролей в пьесах Островского, в том числе на премьерах в AT сыграла роли Натальи ("Трудовой хлеб"), Валентины ("Богатые невесты"), Вари ("Дикарка"), Глафиры ("Волки и овцы"), Поликсены ("Правда - хорошо, а счастье лучше"), Тугиной ("Последняя жертва"), Ларисы ("Бесприданница"), Негиной ("Таланты и поклонники"), Зои ("Красавец-мужчина"), Оли ("Светит, да не греет"). Особенно большой успех имела она в ролях Елены ("Женитьба Белугина"), Вари и Глафиры.

    В ЦГИАЛ хранится неопубликованная часть ее воспоминаний, в которых артистка рассказывает о своих встречах с Островским.

    Письма Савиной к Островскому хранятся в ГЦТМ и ЦГИАЛ.

    Садовский Михаил Провович - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Сазонов Николай Федорович (1843-1902) - известный артист AT с 1863 по 1902 год. За время своей сценической деятельности Сазонов сыграл до двадцати пяти ролей в пьесах Островского. Драматург называл его исполнение роли Андрея ("Женитьба Белугина") "прекрасным, мастерским", Платона Зыбкина ("Правда - хорошо, а счастье лучше") - "совсем артистическим". Он также превосходно играл роли Редрикова в "Тушине", Дергачева в "Последней жертве", Дормедонта в "Поздней любви", Мурзавецкого в "Волках и овцах".

    Семевский Михаил Иванович (1837-1892) - историк; с 1870 года - редактор-издатель исторического журнала РСт. В молодости был близок к демократическим кругам. Горячий поклонник творчества Островского. Его знакомство с драматургом состоялось в 1855 году.

    Адресат оставил воспоминания об Островском: "Банкрот" (РСт, 1891, NoNo 4, 5, 6), "Путевые очерки, заметки, наброски" (РСт, 1889, No 4, стр. 223-224). См. также: Тимощук, М. И. Семевский, СПБ. 1895, стр. 36-46.

    Письма Семевского к Островскому см. в НП, стр. 534-543.

    Соловьев Николай Яковлевич (1845-1898) - драматург. В соавторстве с Островским написал пьесы: "Счастливый день", "Женитьба Белугина", "Дикарка", "Светит, да не греет". "Он бесспорно даровитый человек, - говорил Островский о Соловьеве, - но это дарование своеобразно; оно совершенно не культивировано и окутано громадой чего-то ненужного, что приходилось счищать, чтобы добраться до зерна" (П. М. Невежин, Воспоминания об А. Н. Островском, ЕИТ, 1910, VI, стр. 8). Под влиянием публициста-реакционера К. Леонтьева (см.) Соловьев решил работать самостоятельно. Однако все написанные им без участия Островского пьесы оказались очень слабыми в идейном и художественном отношениях и успеха не имели. Переписка обоих писателей опубликована в Лит. Сб., стр. 19-107.

    "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912) - журналист, театральный критик, драматург, владелец крупного издательства. В 60-70-х годах получил известность либеральными статьями и театральными рецензиями (в большинстве под псевдонимом "Незнакомец"). Путь Суворина - от демократизма и либерализма к реакции; "... начинающий либеральный и даже демократический журналист, с симпатиями к Белинскому и Чернышевскому, с враждой к реакции - вот чем начал Суворин в 50-60-х годах" (В. И. Ленин, Карьера, Сочинения, 4-е изд., т. 18, стр. 250). В конце 70-х годов Суворин "повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими" (там же, стр. 251).

    Газета Суворина "Новое время" стала очагом консерватизма, логического ренегатства и подхалимства. Салтыков-Щедрин заклеймил метким прозвищем "Чего изволите".

    Островскому приходилось соприкасаться с Сувориным главным разом по делам ОРДП. Сообщения некоторых мемуаристов (напр. Салова) о приятельских отношениях между Островским и Сувориным лишены оснований.

    Письма Суворина к Островскому см. в НП, стр. 557-561.

    труппой. В 1886 году, по поручению варшавского генерал-губернатора Гурко, организовал в Варшаве гастроли труппы МТ. Танееву принадлежат брошюры: "Из прошлого императорских театров (1825-1856)", "Падение театра" и воспоминания о своей антрепризе ("Театр и искусство", 1910, No 47, стр. 892).

    Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) - Знакомство Тургенева Островским состоялось в начале 50-х годов.

    Тургенев немало способствовал переходу Островского из МСКВ в СВРМ. Он восхищался такими пьесами драматурга, как "Свои люди - сочтемся", "Гроза", "Лес", "Воевода", отмечая в них большую правдивость, превосходное знание быта, мастерское развитие характеров и замечательный народный язык. Тургенев настойчиво пропагандировал творчество Островского за границей. При его содействии появились первый перевод "Грозы" на французский язык и первая английская статья (Ролстона) о драматургии Островского.

    Однако Тургенев недооценивал такие пьесы Островского, как "Бедная невеста", "Бешеные деньги", "Последняя жертва".

    Островский считал Тургенева замечательным художником и проявлял большой интерес к его творчеству, но видел недостатки его в отсутствии органической связи писателя с народом, в наличии непреодоленных им пережитков барства. Разница в мировоззрении писателей с особенной силой сказалась в 1880 году, в их речах на празднестве по случаю открытия памятника Пушкину в Москве.

    Цуханов Михаил Иванович (ум. после 1891 г.) - преподаватель Второго московского кадетского корпуса (1862-1890). В 70-х годах состоял одним из старшин Артистического кружка и ведал театральными спектаклями последнего.

    Письма Цуханова к Островскому см. в НП, стр. 596-616.

    Чайковский Петр Ильич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.

    Шанин Иван Иванович - см. "Адресаты А. Н. Островского" а т. XIV наст. изд.

    "Портретную галлерею русских литераторов и ученых".

    Юрьев Сергей Андреевич (1821-1888) - литератор, театровед, известный переводчик классических пьес Лопе де Вега. В 70-х годах Юрьев был близок к славянофилам и редактировал славянофильский журнал "Беседа" (1871-1872). После закрытия "Беседы" правительством редактировал журнал РМ. Будучи восторженным поклонником драматургии и взглядов Островского на театр для народа, Юрьев попытался своеобразно осуществить идею народного театра. В своей усадьбе, в Калязинском уезде Тверской губернии, он устраивал спектакли для крестьян. Из пьес Островского в репертуар входили "Гроза", "Не так живи, как хочется", "Снегурочка". В спектаклях, наряду с любителями-крестьянами, выступали такие замечательные актеры, как М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов, Ю. М. Юрьев. Играл и сам С. А. Юрьев.

    А. Н. Островского и С. А. Юрьева связывали давнишние приятельские отношения. Высоко ценя глубокие знания С. А. Юрьева в области литературы и театра, драматург в 1886 году привлек его к участию в художественном совете МТ.

    Письма Юрьева к Островскому см. в НП, стр. 642-655.

    Раздел сайта: