• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1909"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    2. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    3. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 3. Размер: 117кб.
    4. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    5. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    6. Блажь (Пьеса написана совместно с П. М. Невежиным). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    7. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    8. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Гроза" гремит в Москве... "
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    9. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    10. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    11. Сухих И. Н.: И давний-давний спор...
    Входимость: 2. Размер: 90кб.
    12. Ревякина А. А.: О социалистическом реализме
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    13. Ряполова В. А.: Английские переводы пьес А. П. Чехова
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    14. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. С. В. Максимов. Александр Николаевич Островский
    Входимость: 1. Размер: 167кб.
    15. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    16. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    17. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
    Входимость: 1. Размер: 133кб.
    18. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    20. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и П. М. Садовский (к вопросу об их взаимоотношениях)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    21. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. В суде
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    22. Островский А. Н. - Невежину П. М., 12 ноября 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    24. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. Г. Савина. Встречи с А. Н. Островским
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    25. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 138кб.
    26. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    27. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    28. Чернец Л. В.: Явление квартального, или Наказанный порок
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    29. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. И. Шуберт. Из книги "Моя жизнь"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    30. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    31. Ревякина И. А.: О первом издании комедии "Свои люди — сочтемся!". Завершающая правка или автоцензура?
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    32. Ревякин А. И.: Творческая история пьесы "Вишневый сад"
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    33. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Е. Б. Пиунова-Шмидтгоф. Из воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    34. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    Часть текста: Глубины и художественной правды в постижении драматурга добивались выдающиеся мастера Александринского и Малого театров . Преимущественное внимание критики обращали на известные постановки образцовых сцен Петербурга и Москвы. Позднее много верного было сказано о спектакле МХТ «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), о мейерхольдовской «Грозе». Однако судьба Островского оказалась связанной со всей громадой русского театра, в первую очередь с жизнью многочисленных провинциальных трупп. Именно провинция еще до открытий Художественного театра признала Чехова, дала широкую жизнь персонажам горьковских пьес и повестей. Если рассматривать движение русского театра в этот период, то нетрудно заметить, что оно стимулировалось творчеством таких авторов, как Чехов, Горький, Ибсен и др. Вместе с тем, отношение сцены и критики к Островскому отражало состояния театральной культуры в целом. Спор о его наследии каждый раз оказывался обсуждением самобытности русского театра. История критики свидетельствует о существовании постоянной, хотя и менявшей основания, оппозиции к Островскому. Однако из всех гонений на драматурга поход против него символистов был самым непримиримым и теоретически оснащенным. Залпы модернистской критики по оставшемуся без надежного теоретического прикрытия Островскому явились частью стратегии на «сокрушение» русского реалистического театра — он целиком не устраивал символистов с их планами коренного переворота в искусстве. Все, что составляет театр, — от репертуара до зрителя...
    2. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    Часть текста: В связи с «неблагонадежностью» драматургу в начале 1851 г. пришлось покинуть службу в коммерческом суде. Но на этом беды не оставили Островского. Много потерпев от цензуры и административных властей, он за ту же комедию вскоре подвергся еще обвинениям в… плагиате. Зловещие слухи вначале поползли по Москве, стали известны М. П. Погодину, профессору словесности С. П. Шевыреву и другим. Вскоре они достигли Петербурга. 26 декабря 1851 г. Г. П. Данилевский писал из Петербурга Погодину: «Весело думать и почти не верится, что в наше время еще являются такие произведения, как "Свои люди — сочтемся!"». И тут же добавлял: «Вы, вероятно, уже слышали о тех нелепых и гнусных толках, которые здесь распространили о том, что комедия А. Н. Островского написана не им, а каким-то купцом-актером; когда я приехал сюда, меня закидали вопросами об этом, и я сколько возможно старался объяснить у разных достойных людей причину, почему некоторые лица, уличенные в "Москвитянине" в плагиатах и дендизме, распространяют эти слухи» 1. Первоначальные толки о плагиате воспринимались по преимуществу как «нелепые» 2. Но во второй половине 1853 г. они оживились и приняли угрожающий характер. 11 октября того же года Погодин записал в своем дневнике: «Известие — Горев об Островском» 3. Это...
    3. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 3. Размер: 117кб.
    Часть текста: Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали "будущность незаурядную" на русской сцене, но ни сама Массалитинова, ни ее родные не относились к ее театральным увлечениям серьезно. В конце лета 1898 г. Варвара Осиповна поехала в Петербург, чтобы поступить там на Высшие женские курсы. Но по дороге, заехав в Москву к своей старшей сестре Надежде, она по ее совету решила испытать свои силы на приемных экзаменах в драматическую школу Малого театра, руководимую выдающимся актером, режиссером и педагогом А. П. Ленским. Несмотря на неподготовленность вследствие неожиданности решения, плохое самочувствие (накануне экзамена у нее вырвали зуб, и она пришла в театр с завязанной щекой), Массалитинова была принята в школу 14 сентября 1898 г. "Что же вы хотели бы играть?" -- спросил Ленский. "Старух и даже стариков, но только не молодых",-- ответила Массалитинова. "А есть у вас средства?" -- "Нет, -- последовал ответ. -- Если я талантлива, сами поддержите, если же нет, то зачем я буду ломать свою жизнь". -- "Первый умный ответ слышу за двенадцатилетнее существование школы", -- сказал Ленский..." (В. Афанасьев. В. О. Массалитинова. М., "Искусство", 1951, стр. 10). Уже в этом кратком диалоге угадываются...
    4. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    Часть текста: Борис Николаевич (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд.) - 64 Андроников Павел Иванович (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV) - 19, 21, 22, 35, 85 Андрюша - см. Островский А. Н. Анна Дмитриевна - см. Бурдина А. Д. Анна Ивановна - см. Суворина А, И. Анненков Павел Васильевич (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV) - 167 Арди (Нечаев) Николай Иванович (1834(7?)-1890) - провинциальный артист, с 1871 г. - артист AT - 188 Артемьев Владимир Андреевич - драматург, сотрудник Главного управления по делам печати, агент ОРДП в Петербурге со второй половины 1880 г. - 201 Бабков - московский рыботорговец - 116 Бахметьев Константин Васильевич - (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 41. Бегичев Владимир Петрович (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 15, 24, 25, 67, 68 Белихова Ирина Андреевна (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 22 Берг Николай Васильевич (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 98 Благосветлов Григорий Евлампиевич (1824-1880) - публицист, редактор прогрессивных журналов "Русское слово" (1860-1866) и "Дело" (70-е годы) - 136 Бларамберг Елена Ивановна (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 106 Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) - либерально-буржуазный романист, драматург, театровед, публицист. Написал ряд статей об Островском с грубо ошибочной, отрицательной оценкой его творчества и художественного мастерства - 124, 161, 199 Богданов Александр Федорович (см. "Адресаты А. Н. Островского в т. XVI) - 79 Богуш-Селянка Юлия Захаровна (ум. 1882) - близкая знакомая семьи Писемских - 47 Бороздина Варвара Васильевна (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 193 Бороздина Евгения...
    5. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: произведением О. были две сцены из комедии "Несостоятельный должник", появившиеся в № 7 газеты "Московский городской листок" за 1847. То были первые зарисовки комедии "Свои люди — сочтемся". В той же газете несколько позднее (№№ 119—120) были напечатаны "Записки замоскворецкого жителя", единственное беллетристич. произведение Островского, отмеченное влиянием Гоголя и "натуральной школы". В 1849 О. закончил комедию "Свои люди — сочтемся", которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке "Москвитянина". Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила "Своих людей" к постановке на сцене; несмотря на это первое произведение О. обеспечило молодому драматургу широкую известность. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке "молодой редакции" "Москвитянина" ( см. ), который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении О. Не чуждый в начале своей деятельности некоторым западническим тенденциям, восторженно читавший "Отечественные записки", О. примкнул затем к "молодой редакции" "Москвитянина", выражавшей идеологию буржуазного славянофильства. В письме к Погодину от 30 сентября 1853 О. отмечал в себе этот переход на новые идеологические позиции: "Взгляд на жизнь в первой моей комедии, — читаем мы в этом письме, — кажется мне молодым и жестоким. Пусть лучше русский...
    6. Блажь (Пьеса написана совместно с П. М. Невежиным). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: обратился к нему: „Помогите мне. Без ваших указаний я решительно пропаду. Может быть, вы мне окажете большую честь и, переработав пьесу, удостоите меня чести быть вашим сотрудником“. Так появилась комедия „Блажь“, которая впоследствии была напечатана в „Отечественных записках“ Щедрина; чтобы обойти цензурный гнет, Островский обратил мать в сестру от первого брака… Александр Николаевич внес в мою работу живые сцены, прельстившие покойного Михаила Евграфовича (Салтыкова) ». (П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском, «Ежегодник императорских театров», 1909, выпуск IV.) Превращая героиню пьесы в старшую сестру Оли и Насти, Островский сделал Сарытову их «крестной матерью» и этим дал им право называть ее «мамой». Ольга и Настя ни разу в пьесе не называют Сарытову ни «сестрой», ни «крестной», сама Сарытова нигде не называет их «сестрами». То, что она по афише приходится этим девушкам старшей сестрой, а не матерью, почти совсем стушевано в пьесе и вовсе неприметно как раз в наиболее ответственных сценах (д. 2, явл. 5; д. 3, явл. 5; д. 4, явл. 9 и 10) . Превратив Сарытову в «крестную мать», Островский сохранил этим для зрителя один из мотивов пьесы: преступление матери, забывающей ради «блажи», страсти к любовнику, о своем...
    7. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    Часть текста: 241 Александров Николай Александрович - артист МТ с 1861 г. - 164 Алексеев (Киленин) Александр Алексеевич (1822-1895) - артист AT (с 1839 по 1842 г. и с 1854 по 1882 г.) и частных провинциальных театров, автор кн. "Воспоминания актера А. А. Алексеева", М. 1894-117 Алексей - см. Островский А. А. Алмазов Борис Николаевич (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 36, 79 Андрюша - см. Островский А. Н. Анна Дмитриевна - Никитина, жена Ф. А. Бурдина (см.) - 115, 142, 152, 154, 166, 167, 169, 171, 172, 173, 174, 176, 177, 180, 181, 183, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 192, 193, 196, 197, 200, 201, 203, 204, 206, 208, 209, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 226, 227, 228, 229, 230, 235, 236, 238, 239, 240, 242. Анна Яковлевна - 13 Анненков Павел Васильевич (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 104, 135 Аноев - владелец кумысного заведения в Самаре - 129 Анофриев Иван - 101 Аристов - артист, режиссер кружка любителей драматического искусства в Петербурге - 95 Астапов К. Г. - художник, старшина Артистического кружка - 127 Баррьер Теодор (1823-1877) - французский писатель - 189 Бахметьев Василий Васильевич - брат жены Островского, Марии Васильевны - 123, 124, 159, 165, 167, 190, 199, 232, 233 Баяр (Jean-Francois-Alfred Bayard) (1796-1853) - французский драматург-водевилист - 212 Бегичев Владимир Петрович (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XV наст. изд.) - 122, 145, 161, 179, 222 Безекирский Василий Васильевич (1835-1919) - скрипач и композитор. Преподавал в Москве (1882-1902), а в конце жизни в Петербурге - 106 Белинг Евгений Генрихович - присяжный поверенный, старшина Артистического кружка - 127 Белихова Ирина Андреевна (ум. 1870) - мелкая землевладелица, из дворян; с 1866 г. управляла усадьбой Островских в Щелыкове - 189, 190, 234, 237 Берг...
    8. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Гроза" гремит в Москве... "
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: сказать, писал он эту пьесу, думая больше всего о Любови Павловне Косицкой. На нее уповал, ее видел своей Катериной. После нескольких лет отдаления и взаимной холодности путь его снова пересекся с Косицкой. Недоразумения вокруг "горевской истории", долго лежавшие мутным осадком на душе, мало-помалу развеялись. Косицкая написала ему однажды просьбу о пьесе для бенефиса - с обычной открытостью и нецеремонностью, не очень заботясь о грамотности и ставя наугад знаки препинания: "Не знаю, найдет ли мое письмо вас в Москве А. Н.! Я пишу на авось и разумеется просьбу, не знаю, будет ли она принята вами, но вы выслушаете ее. Мне нужна для бенефиса пиеса, которая бы помогла мне и моим нуждам, а их много, одно ваше имя могло бы сделать для меня как и для каждого из нас желаемое, то есть хороший сбор, если вы не разучились делать добрые дела, то сделайте для меня одно из них, нет ли у вас пиески, разумеется вашей, дайте мне ее для бенефиса и вы сделаете истинно доброе дело, какого вы может быть никогда еще не делали..." 1 . В этот ли раз или в следующий, но Островский отозвался на ее просьбу, предложив ей "Воспитанницу". Косицкой назначалась роль Нади. Что-то было в натуре актрисы, родственное этой героине. Душевная чистота, своевольство, искренность - при том, что кулисы-то учили хитрить, подделываться - были чертами Косицкой. Такой уж душевный строй: пряма до невыгоды себе, не возьмешь ее ни угрозой, ни фальшивой лаской. А не случись выхода, то "пруд-то недалеко", как скажет в пьесе Надя... Новый директор императорских театров Сабуров, пришедший на смену старику Гедеонову, не одобрил намерения Островского передать "Воспитанницу" для бенефиса Косицкой, хотя и не имел ничего против самой пьесы. А потом и толковать о том не стоило: пьеса попала под запрет III Отделения. Любови Павловне сыграть в ней не пришлось. Но той же осенью 1859 года Островский уже писал...
    9. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    Часть текста: как женщина, доведенная мужем до отчаяния и не находя защиты в законе, решается деньгами откупиться от ненавистного человека. Это было обычным явлением того времени, и все знали, что подобные сделки совершались повсеместно, но охранительная цензура желала Держать на глазах людей повязку, чтобы они видели только то, что им показывают, а не то, что есть. Пьеса была также забракована 2 . В третьей комедии я выставил, как женщина, не знавшая счастья в супружестве и овдовевши, взяла себе в дом, в виде управляющего, "друга сердца". Этот молодец изменял своей дульцинее и хапал из имения все, что только мог. У помещицы были две взрослые дочери; девушки возмутились и потребовали удаления "управляющего". В свою очередь, и он не дремал и с необычайною дерзостью стал относиться к молодым хозяйкам. Те вызвали тетку, грубую и энергичную женщину, напоминавшую своим видом скорее мужчину, чем барыню. Она приехала. Началась война с возмутительными сценами. Оканчивается пьеса тем, что барыне стало нечем платить долгов, и управляющий, видя, что ...
    10. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: (1830-1891) - драматург, инспектор репертуара московских театров Белоха - певица Беранже Пьер-Жан(1780-1857) Берг Константин Федорович (ум. 1881) - провинциальный артист, вступивший в 1872 г. в труппу Малого театра Благородное собрание Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) - писатель, критик, в течение двух лет был членом Театрального литературного комитета Божанов - драматург Большой театр Бомарше (1732-1799) Бороздина Варвара Васильевна (1828-1866) - с 1849 г. артистка Малого театра Бороздина Евгения Васильевна (ум. 1869) - в 1849-1861 гг. артистка Малого театра Борх Александр Михаилович (1804-1867) - в 1862-1867 гг. директор императорских театров Боскович - артист Бренко (Левенсон) Анна Алексеевна (1849-1934) - артистка Малого театра, организатор первого частного театра в Москве, носившего наименование "Театр близ памятника Пушкина" Бутенко Иван Филиппович (1852-1891) - певец, с 1885 г. артист Большого театра Валевский Варламов Константин Александрович (1848-1915) - с 1875 г. артист Александрийского театра Василевский Р. - певец, артист Большого театра Васильев - артист Александрийского театра Васильев Павел Васильевич (1832-1879) - в 1856-1874 гг. артист Александрийского театра Васильев Сергей Васильевич (1827-1852) - с 1844 г. артист Малого театра Васильева Екатерина Николаевна (1826-1877) - с 1843 г....