• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1973"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 19. Размер: 81кб.
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 16. Размер: 33кб.
    3. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    4. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Перед занавесом
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    5. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    6. Проскурникова Т. Б.: Как приходит комедиограф на "чужую сцену" - франкоговорящий Островский
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    7. Журавлева Л. И.: Островский А. Н. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    8. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    9. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    10. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Рисунок в рукописи
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    11. Носков А. И.: А. Н. Островский в Сызрани и Самаре
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    12. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. На берегах Яузы и Темзы
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    13. Воспоминания А. А. Яблочкиной о ее встрече с А. Н. Островским в 1886 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Воспоминания Н. Н. Любимова об Островском
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    15. Ряполова В. А.: Английские переводы пьес А. П. Чехова
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    16. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    17. Воспоминания И. И. Соболева об Островском
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    18. Раков В. П.: Литературная теория П. Н. Сакулина
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    19. Гродская Н. С.: "Школа нравов" - А. Н. Островский на московской сцене (90-е годы ХХ в.)
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    20. Алмазов Б. Н.: Сон по случаю одной комедии
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    21. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Успех и удача
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    22. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. В новом доме
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    23. Романова Г. И.: "Слова как слова!.. " Об изучении "Грозы" в школе
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    24. Чернец Л. В.: Явление квартального, или Наказанный порок
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    25. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Далеко от войны
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    26. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    27. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 97кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 19. Размер: 81кб.
    Часть текста: одна дата: их рождение» 1. Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). В его пьесах о современности воссоздана широкая полоса русской жизни от 40-х и до 80-х годов XIX века. В его исторических произведениях отразилось далекое прошлое нашей родины: начало и середина XVII века. Лишь в оригинальных пьесах Островского действует более семисот говорящих персонажей. А кроме них во многих пьесах имеются массовые сцены, в которых участвуют десятки лиц без речей. Гончаров верно сказал, что Островский «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь...
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 16. Размер: 33кб.
    Часть текста: Сергей Есенин? (Беглые заметки). М.: Изд-е автора, 1926. 39 с. Peц.: Беккер М.[Здесь и далее название рецензии не приводится, если оно повторяет название книги.] // На лит. посту. М., 1926. № 4. С. 55; Красильников В. Вокруг Есенина // Книгоноша. М., 1926. № 22. С. 6-7. 2. Островский и его современники: Библиогр. Внутреннее описание / Вступ. ст., сост. М., 1931. 134 с. Об этой книге см.: Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении // Русская литература XIX в.: Ст. и исслед. М., 1959. С. 107. 3. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи / Вступ. ст., отбор и редактирование худож. и автобиогр. текста; библиогр. М.; Л., 1931. 660 с. Об этой антологии см.: Книга — строителям социализма // Бюллетень библиографического института. М., 1931. № 8. С. 62-63; Поляк Л. // Рус. яз. в совет. школе. М., 1931. № 4. С. 200-202. 4. «Гроза» А. Н. Островского. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 127 с. 5. А. Н. Островский: Жизнь и творчество. М.: Учпедгиз, 1949. 343 с. Об этой книге см.: Владыкин Г. И. // Совет. книга. М., 1949. № 11. С. 96—101; Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении. С. 114-115; Русские писатели второй половины XIX — начала XX в.: Рекоменд. указ. лит. М., 1958. С. 217-218. 6. Состояние ...
    3. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    Часть текста: публицистики «О темное царство! Темное царство! Ведь как ты крепко засело в наших светлых головах! Сидим мы в театре, смотрим и слушаем драму Островского и только и думаем, как бы нам укорить и обвинить темное царство. И до того сильно в нас это желание, до того мы поглощены мыслью найти в нем всякие вины, что мы наконец видим и слышим не то, что делается на сцене…». Н. Н. Страхов «Новое художественное произведение и наша критика» В отношении Островского еще в недрах радикально-демократической критики была сформулирована идеологема, сохранившая свое влияние до сих пор. Это пресловутое «темное царство». Жизнь этой идеологеме дал Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство» (1859), опубликованной в «Современнике» в №7, за год до появления «Грозы» (1860) А. Н. Островского. Героев Островского он оценивал сквозь призму этой идеологемы, а значение драматурга связывал с искусством обличителя «обитателей» «темного царства». Идеальный мир героев Островского – смиренных, послушных родительской воле, терпеливых – для Добролюбова был непонятен: они казались ему «неразвитыми» в общественном смысле, «ограниченными», «забитыми». Весь пафос статьи направлен на разоблачение «самодурства»: «И такова темнота разумения в «темном царстве», что не только сам самодур, но и все обиженные и задавленные им признают такой порядок вещей совершенно естественным. Лучшим выражением этой любопытной стороны в организации «темного царства» представляется комедия «Не так живи, как хочется». В литературном отношении пьесу эту признают незамечательною, упрекают в слабости концепции, находят натяжки в некоторых...
    4. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Перед занавесом
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: Есть годы и даже десятилетия (таковы, например, годы детства и юности), о которых почти нечего сказать: факты отрывочны и недостоверны, сведения случайны, документы безлики. Островского-драматурга так часто бранили в повременной печати 70-80-х годов, что современники с опозданием догадались, что он - классик. Большинству и в голову не приходило записывать что-либо о своих встречах и разговорах с ним, а спохватились, когда было поздно: стали напрягать память, присочинять, выдумывать. Физиономия Островского плохо уловима из мемуаров, черты его расплываются. Белокурый, стройный, хорошо пел - рисует его одни из воспоминателей. Смолоду грузный, рыжеватый, рано облысевший, никогда не слышали его поющим - настаивает другой... Надо сводить эти свидетельства на очную ставку, выверять, просеивать. Сам Островский мало помог своему биографу. Мы знаем писателей, всю жизнь создававших свой душевный автопортрет. Таков, например, Лев Толстой. Мы можем представить себе его детство по детству Николеньки Иртеньева, участие в Крымской войне - по "Севастопольским рассказам", его жизнь на Кавказе - по "Казакам", его духовные поиски зрелых лет - по судьбе Пьера Безухова, Левина и Нехлюдова. Толстой всю жизнь заглядывал внутрь себя, приоткрывая в творчестве тайники собственной души, бесстрашно вынося их содержимое на свет божий. А кроме того - какое море воспоминаний, писем, дневников, запечатлевших день за днем его великую жизнь! Островский - драматург, а значит, как...
    5. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: Драматургия Чехова в немецком литературоведении Драматургия Чехова стала предметом обсуждения зарубежных критиков уже при жизни писателя. В Германии возобладало представление, бытовавшее тогда и в России, что чеховские пьесы не отвечают законам драматургического творчества, что это лишь своеобразные беллетристические опыты, по прихоти автора облеченные в драматическую форму. Характерны суждения В. Ловенталя (1906 г.): «Со многими русскими драматургами Чехов разделяет недостаток, заключающийся в том, что в пьесах он не дает развития действия и ограничивается состояниями. Действие тянется медленно, и его кульминационные моменты очень немногочисленны» 1. Успех чеховских пьес объяснялся не их литературными достоинствами, а проникновенными спектаклями Московского Художественного театра, где оказались преодоленными слабости Чехова-драматурга. Знаменательно завершение раздела «Драма» в книге А. Брюкнера «История русской литературы» (1905), авторитетной в Германии начала столетия и неоднократно переиздававшейся. Здесь говорится, что Чехов и Горький — это «не драматурги, а беллетристы, которые в соответствии с дурным обычаем (Unsitte) пытаются действовать и в области драмы, несмотря на отсутствие у них драматического нерва» 2. В то же время в Германии появились и работы о драматургии (пусть немногочисленные), в которых высоко оценивались художественные достоинства чеховских пьес, их значение в истории драмы. Так, Р. Арнольд (1908 г.) полагал, что Чехов как драматург выше Горького, однако и последнему он отдавл дань уважения 3. Известный театровед Ю. Баб посвятил завершающую главу своей книги по истории мировой драматургии (первое издание — 1910 г.) Чехову, Метерлинку, Гофмансталю, Стриндбергу («О...
    6. Проскурникова Т. Б.: Как приходит комедиограф на "чужую сцену" - франкоговорящий Островский
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: XIX в. «интернациональным драматургом» оказался Шекспир. Если прилив интереса театра к Чехову совпал и на Западе, и на его родине, то существует ли такое же совпадение по отношению к другому великому русскому драматургу — Александру Николаевичу Островскому? «Случай Островского» интересен именно тем, что позволяет некоторым образом представить себе, какое место в драматическом искусстве иной страны способны занять произведения, содержащие ярко выраженный «национальный оттенок». Конечно, весьма любопытным могло бы стать подробное сопоставление драматургии Островского с творчеством французских представителей «буржуазной драмы» второй половины XIX â. Не углубляясь в этот увлекательный сюжет, стоит, вероятно, отметить очевидное: гораздо легче обнаружить общие черты в драматургии Д. И. Фонвизина и Л. С. Мерсье — одного из самых известных авторов «буржуазной драмы» XVIII в., — чем найти созвучия у Островского и его ровесника А. Дюма-сына или Э. Ожье, или младшего их современника В. Сарду. Тут можно было бы говорить о несовпадении этапов исторического развития, на котором находились (как, впрочем, и всегда) Франция и Россия, о различиях в самоощущении буржуазии, в первом случае уже завоевавшей ключевые позиции в обществе, а во втором еще только идущей к этим позициям. Однако такой подход явно обнаружит свою несостоятельность, как только мы сравним Островского не с его...
    7. Журавлева Л. И.: Островский А. Н. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    Часть текста: 1-ю Московскую гимназию, бывшую в его время образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном. В 1840--1843 гг. учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время господствовали антикрепостнические настроения и преподавали такие передовые профессора, как Т. Н. Грановский, П. Г. Редкий, такие знатоки русской истории, как М. П. Погодин. Еще в гимназии О. увлекся литературным творчеством, в студенческие годы он делается страстным театралом. На московской сцене в эти годы блистали великие актеры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин, имевшие большое влияние на молодежь. Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать творческим устремлениям О., он покинул университет и, по настоянию отца, в 1843 г. поступил канцеляристом в Московский совестный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних и т. п.; в 1845 г. был переведен в Московский коммерческий суд, откуда ушел в 1851. г., чтобы стать профессиональным литератором. Работа в судах существенно обогатила жизненный опыт О., дала ему знание языка, быта и психологии мещанско-купеческой "третьесословной" Москвы и чиновничества. В это время О. пробует себя в разных областях литературы: продолжает сочинять стихи, пишет очерки и пьесы (большинство этих опытов не сохранилось). Началом своей профессиональной литературной деятельности О. считал пьесу "Семейная картина", которую 14 февраля 1847 г. с успехом прочитал в доме университетского профессора и литератора С. П. Шевырева. К этому времени относятся...
    8. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    Часть текста: высокими, глинистыми, то низкими, песчаными, драматург, по изустной легенде, называл трогательно-ласково — Сендегушка. Щелыковская природа явилась и могучим возбудителем поэтической энергии драматурга, и средой, местом действия героев некоторых его произведений, и предметом их эстетического наслаждения. Вот хотя бы некоторые, наиболее разительные эпизоды ее участия в его пьесах. Трагедия «Гроза» открывается видом с правого высокого берега Волги на Заволжье. Кулигин , любуясь красотой расстилающейся за рекой панорамой, произносит: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Кудряш . А что? Кулигин . Вид необыкновенный! Kpacoтa! Душа радуется. Кудряш . Нештó! Кулигин . Восторг! А ты: «нештó!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» (т. 2, с. 211). Вероятно, это происходит на кинешемском берегу Волги, в прошлом самом высоком в ряду известных Островскому волжских городов. С этой набережной и других высоких холмов, излюбленных местными жителями, заволжские просторы просматриваются на десятки километров. Кулигин восхищается лесными урочищами Заволжья, пейзажами щелыковских окрестностей. Ими, по-видимому, восторгается и Лариса Огудалова в четвертом явлении первого действия...
    9. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: предложенные им М. П. Погодину»; «Замечания А. Н. Островского к пьесе “Не в свои сани не садись”»). В 1995 г. дочери ученого Ирина Александровна и Алина Александровна Ревякины передали в Отдел рукописей его архив, включавший самые разные документы: библиографические, служебные, творческие рукописи, переписку, материалы «третьих лиц», фотографии. Архив А. И. Ревякина ( фонд 854 ) охватывает 1885 — 1980-е гг. Его объем — 26 картонов, 740 единиц хранения. Всего 12643 листа и 91 фотография. Настоящий обзор не претендует на исчерпывающую полноту; его задача скромнее — дать краткий перечень материалов, выделив наиболее показательные в биографическом, литературоведческом и общественном отношениях. Биографические документы А. И. Ревякина объединены в 1-м картоне. Среди них — комплекс семейных материалов: отца — Ивана Кузьмича Ревякина (1882-1956) (Ф. 854. Картон 1. Ед. хр. 17-18), жены — Анны Петровны Подгорновой (1902-1973) (1. 20; здесь и далее указываются только номер картона и единицы хранения). В документах И. К. Ревякина [по семейному преданию, его дед ходил по Волге с бурлаками. — Прим. ред.] есть АТТЕСТАТ (от 28 апр. 1926 г.), УДОСТОВЕРЕНИЕ (от 29. апр. 1927 г.), СПРАВКА (от 12 апр. 1930 г.), ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (от 26. апр. 1950 г.), и все они высоко аттестуют его как работника. Так, в упомянутой ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ, выданной ему как капитану рейда пристани Батраки ВГРП-ва [Волжское гос. речное пароходство], значится следующее: РЕВЯКИН Иван Кузьмич, 1882 г. рождения, уроженец Ульяновской области, Радищевского района, с. Паньшино, русский, беспартийный, начал свою работу на местных судах матросом, потом, постепенно совершенствуясь, стал шкипером больших транзитных судов, в зимний период в затонах работал...
    10. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Рисунок в рукописи
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: у них - ездить "Тпруа!". Да чего-чего только не говорили! Нет, должно быть, писателя, который под лучами своей известности не обретал в глазах толпы черты гуляки праздного или светского ловеласа. А молодой Островский, будем откровенны, давал иной раз повод к подобным пересудам. Даже в глазах Аполлона Григорьева в те ранние годы его талантливый друг "... Полу-Фальстаф, полу-Шекспир, Распутства с гением слепое сочетанье". Такое определение может показаться обидным, но оно прозвучало в домашних стихах, где позволительны комические преувеличения и дружеская фамильярность. К тому же Григорьев не пожалел тут и себя, обозначив свой девиз двумя словами: "хандрить и пьянствовать". Что греха таить, молодой Островский охотно разделял со своими постоянными спутниками богемный образ жизни и, как признавался Аполлон Григорьев Погодину, в случае получения ими солидного гонорара "дней с пять Марьина роща, заведение на Поварской и заведение у Калужских ворот поглощали бы существование вашего покорнейшего слуги и его друзей, ибо впредь покорнейший слуга, хотя и сам не пьющий (в этом месте письма адресат должен был улыбнуться. - В. Л.), но любит поить на славу, любит цыганский табор, любит жизнь, одним словом, любит до сих пор как юноша, хоть ему тридцать два года, так что отчасти с него рисован был Петр Ильич новой драмы Островского" 1 . Боже правый, но когда же Островский работает? Не знаем, не беремся ответить. Работы художника не видно - нагляден результат. Как крот, он роет где-то в глубине, под землей, вдали от любопытных глаз. На поверхности кажется, что единственное его занятие - гулять, разговаривать, сидеть в трактире, спорить, ходить по гостям... А он работает. Над страницами рукописи "Бедной невесты" - второй большой пьесы, давно им...