• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1974"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 15. Размер: 81кб.
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 6. Размер: 33кб.
    3. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    4. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 6. Размер: 25кб.
    5. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    6. Журавлева Л. И.: Островский А. Н. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    7. Овчинина И. А.: Национальный характер в исторических пьесах драматурга
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    8. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    9. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Человек гонимый
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    10. Ревякина И. А.: О первом издании комедии "Свои люди — сочтемся!". Завершающая правка или автоцензура?
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    11. Шах-Азизова Т. К.: Без сада?.. "Вишневый сад" на новом рубеже столетий
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    12. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    13. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. На омуте
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    14. Коточигова Е. Р.: Соавторы А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    15. Проскурникова Т. Б.: Как приходит комедиограф на "чужую сцену" - франкоговорящий Островский
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    16. Лакшин В. Я.: Островский А. Н. (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    17. Романова Г. И.: "Слова как слова!.. " Об изучении "Грозы" в школе
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    18. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Наш русский "Тартюф"
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    19. Свердлов М. И.: "Красота" - Конфликт значений (анализ "Грозы")
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    20. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Гоголь слушает "Банкрота"
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    21. Тургенев И. С.: Несколько слов о новой комедии г. Островского "Бедная невеста"
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    22. Сухих И. Н.: И давний-давний спор...
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    23. Ревякин А. И.: Творческая история пьесы "Вишневый сад"
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    24. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Ходанен Л. А.: Из аспирантских лет (на исходе 70-х)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    25. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Всех! Всех!
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    26. Скатов Н. Н.: Из театрального прошлого Ленинграда - Два "Горячих сердца"
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    27. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. На галерке
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    28. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Перед занавесом
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    29. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Штейн А. Л.: Памяти А. И. Ревякина
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    30. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Безвременье и безлюдье
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    31. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Начало
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    32. Гродская Н. С.: "Школа нравов" - А. Н. Островский на московской сцене (90-е годы ХХ в.)
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    33. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Гроза" гремит в Москве... "
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    34. Ревякина А. А.: О социалистическом реализме
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    35. Гуревич А. М.: Три стадии русского реализма - К спорам о литературных направлениях
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    36. Громова-Опульская Л. Д.: Из опыта текстологии произведений А. П. Чехова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    37. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. В новом доме
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    38. Пешехонова О. Н.: Премьеры пьес А. Н. Островского. "Утро молодого человека"
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Островский родился...
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    40. А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIX-ХХ вв.: Сборник статей. Предисловие к книге
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    41. Чернышевский Н. Г.: Бедность не порок
    Входимость: 1. Размер: 33кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 15. Размер: 81кб.
    Часть текста: традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). В его пьесах о современности воссоздана широкая полоса русской жизни от 40-х и до 80-х годов XIX века. В его исторических произведениях отразилось далекое прошлое нашей родины: начало и середина XVII века. Лишь в оригинальных пьесах Островского действует более семисот говорящих персонажей. А кроме них во многих пьесах имеются массовые сцены, в которых участвуют десятки лиц без речей. Гончаров верно сказал, что Островский «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть великороссийского государства» 2. Островский, расширяя тематику отечественной драматургии, решал насущные этические, социально-политические и иные проблемы жизни с позиций демократического просветительства, защищая общенародные интересы. Добролюбов справедливо утверждал, что Островский в своих пьесах «захватил такие общие стремления и...
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 6. Размер: 33кб.
    Часть текста: библиогр. М.; Л., 1931. 660 с. Об этой антологии см.: Книга — строителям социализма // Бюллетень библиографического института. М., 1931. № 8. С. 62-63; Поляк Л. // Рус. яз. в совет. школе. М., 1931. № 4. С. 200-202. 4. «Гроза» А. Н. Островского. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 127 с. 5. А. Н. Островский: Жизнь и творчество. М.: Учпедгиз, 1949. 343 с. Об этой книге см.: Владыкин Г. И. // Совет. книга. М., 1949. № 11. С. 96—101; Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении. С. 114-115; Русские писатели второй половины XIX — начала XX в.: Рекоменд. указ. лит. М., 1958. С. 217-218. 6. Состояние и задачи преподавания литературы в педагогических и учительских институтах. М., 1948. 12 с. 7. Za sovitske vlastenectvo v kritike a literàrne j vede. (За советский патриотизм в критике и литературоведении). Bratislava. 1952. 80 s. 8. Проблема типичности в реалистической художественной литературе. М.: Знание, 1953. 32 с. 9. А Н. Островский — великий русский народный драматург. М.: Знание, 1953. 32 с. 10. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова. М.: Знание, 1954. 32 с. 11. О драматургии А. П. Чехова. М.: Знание, 1954. 32 с. 12. Проблема типичности в художественной литературе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 170 с. Рец.: Мотылева Т. О типичности и художественности // Лит. газ. М., 1955. 18 янв.; Фохт У. // Лит. в школе. М., 1955. № 3. С. 63-66. 13. Das Problem des Typischen in der schönen Literatur. Berlin. 1955. 182 S. 14. «Гроза» А. Н. Островского: Пособие для учителей средней школы. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Учпедгиз, 1955. 288 с. Peц.: Гродская Н. // Лит. в школе. М., 1956. № 6. С. 66-68. 15. Проблема ...
    3. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 6. Размер: 39кб.
    Часть текста: А. И. Ревякина основывались на традициях культурно-исторической школы в сочетании с принципами социологического изучения литературы — при явно выраженном внимании к эстетической специфике словесно-художественного творчества, к стилевому своеобразию произведений. Александр Иванович Ревякин родился 6. 12 (23. 11) 1900 г. в селе Паньшино Сызранского уезда Самарской губернии. Работать начал в 1918 г. в газете «Сызранские известия» корректором и хроникером, потом зав. Отделом местной жизни. В 1919 г. окончил Единую трудовую школу и поступил на должность учителя в селе Вязовка Сызранского уезда. Вскоре он был командирован в Москву, где в 1922 г. закончил Центральный институт народного просвещения (с квалификацией работника центра). Его научные тяготения обозначились в годы учебы (1922-1925) на Отделении языка и литературы педагогического факультета II Московского государственного университета; здесь он был замечен профессором П. Н. Сакулиным и рекомендован для прохождения аспирантуры. В 1929 г. А. И. Ревякин закончил аспирантуру Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИИОН) по Отделению новой русской литературы. Первая статья «Жизненный прототип Катерины» (1924) 1 и первая книжка «Чей поэт Сергей Есенин?» (М.,1926. 39 с.; изд. автора) сразу же обозначили и главный его интерес как молодого критика — крестьянские писатели, и будущий его исследовательский приоритет — творчество А. Н. Островского. С 1925 по 1931 г. в журналах «Жернов», «Октябрь», «Комсомолия», «Молодая гвардия», «Крестьянский журнал», «Читатель и писатель», «Земля Советская» публиковались его...
    4. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 6. Размер: 25кб.
    Часть текста: г. в «Записках Отдела рукописей» (М., 1950. Вып. 11. С. 147-163) были опубликованы его статьи, основанные на архивных изысканиях («Условия участия А. Н. Островского в журнале “Москвитянин”, предложенные им М. П. Погодину»; «Замечания А. Н. Островского к пьесе “Не в свои сани не садись”»). В 1995 г. дочери ученого Ирина Александровна и Алина Александровна Ревякины передали в Отдел рукописей его архив, включавший самые разные документы: библиографические, служебные, творческие рукописи, переписку, материалы «третьих лиц», фотографии. Архив А. И. Ревякина ( фонд 854 ) охватывает 1885 — 1980-е гг. Его объем — 26 картонов, 740 единиц хранения. Всего 12643 листа и 91 фотография. Настоящий обзор не претендует на исчерпывающую полноту; его задача скромнее — дать краткий перечень материалов, выделив наиболее показательные в биографическом, литературоведческом и общественном отношениях. Биографические документы А. И....
    5. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 5. Размер: 45кб.
    Часть текста: г.): «Со многими русскими драматургами Чехов разделяет недостаток, заключающийся в том, что в пьесах он не дает развития действия и ограничивается состояниями. Действие тянется медленно, и его кульминационные моменты очень немногочисленны» 1. Успех чеховских пьес объяснялся не их литературными достоинствами, а проникновенными спектаклями Московского Художественного театра, где оказались преодоленными слабости Чехова-драматурга. Знаменательно завершение раздела «Драма» в книге А. Брюкнера «История русской литературы» (1905), авторитетной в Германии начала столетия и неоднократно переиздававшейся. Здесь говорится, что Чехов и Горький — это «не драматурги, а беллетристы, которые в соответствии с дурным обычаем (Unsitte) пытаются действовать и в области драмы, несмотря на отсутствие у них драматического нерва» 2. В то же время в Германии появились и работы о драматургии (пусть немногочисленные), в которых высоко оценивались художественные достоинства чеховских пьес, их значение в истории драмы. Так, Р. Арнольд (1908 г.) полагал, что Чехов как драматург выше Горького, однако и последнему он отдавл дань уважения 3. Известный театровед Ю. Баб посвятил завершающую главу своей книги по истории мировой драматургии (первое издание — 1910 г.)...
    6. Журавлева Л. И.: Островский А. Н. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    Часть текста: отличалась наряду с красотой высокими душевными качествами, рано умерла (1831); мачеха О., из старинного дворянского рода обрусевших шведов, преобразовала патриархальный замоскворецкий быт семьи на дворянский лад, заботилась о хорошем домашнем воспитании своих детей и пасынков, для чего семья имела необходимый достаток. Отец, помимо государственной службы, занимался частной практикой, а с 1841 г., выйдя в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда. В 1840 г. О. окончил 1-ю Московскую гимназию, бывшую в его время образцовым средним учебным заведением с гуманитарным уклоном. В 1840--1843 гг. учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время господствовали антикрепостнические настроения и преподавали такие передовые профессора, как Т. Н. Грановский, П. Г. Редкий, такие знатоки русской истории, как М. П. Погодин. Еще в гимназии О. увлекся литературным творчеством, в студенческие годы он делается страстным театралом. На московской сцене в эти годы блистали великие актеры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин, имевшие большое влияние на молодежь. Как только занятия специальными юридическими дисциплинами стали мешать творческим устремлениям О., он покинул университет и, по настоянию отца, в 1843 г. поступил канцеляристом в Московский совестный суд, где разбирались имущественные споры, преступления малолетних и т. п.; в 1845 г. был...
    7. Овчинина И. А.: Национальный характер в исторических пьесах драматурга
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: отечественной истории, насыщенную сложными и противоречивыми коллизиями. Драматург всегда проявлял интерес к прошлому, изучал исторические труды, пытаясь глубже понять государственную и частную жизнь россиян минувших эпох. И в этом отношении историческим пьесам принадлежит особая роль, поскольку в них запечатлены исконные черты русского народа, определившие во многом дальнейшую его судьбу. Драматург утверждал: «Еще сильнее действуют на свежую публику исторические драмы и хроники: они развивают народное самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству... Историк передает что было: драматический поэт показывает, как было, он переносит зрителя на самое место действия и делает его участником события» 1. Писатель стремился уяснить истоки культурно-эстетических и морально-этических представлений народа, понимая, что они кроются в глубине истории. Он всегда оставался страстным борцом за демократический театр, выступая с просветительских позиций. Созданию исторических произведений предшествовало у Островского изучение различных исторических материалов. «История государства российского» Н. М. Карамзина, труды И. Е. Забелина, С. М. Соловьева, А. П. Щапова, «Летопись о многих мятежах», «Акты археографической экспедиции», «Акты исторические», «Акты, относящиеся до юридического быта древней России», «Иное сказание о самозванцах», «Никоновская летопись», «Собрание государственных грамот и договоров» — вот далеко не полный перечень того, с чем внимательно знакомился...
    8. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    Часть текста: еще в недрах радикально-демократической критики была сформулирована идеологема, сохранившая свое влияние до сих пор. Это пресловутое «темное царство». Жизнь этой идеологеме дал Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство» (1859), опубликованной в «Современнике» в №7, за год до появления «Грозы» (1860) А. Н. Островского. Героев Островского он оценивал сквозь призму этой идеологемы, а значение драматурга связывал с искусством обличителя «обитателей» «темного царства». Идеальный мир героев Островского – смиренных, послушных родительской воле, терпеливых – для Добролюбова был непонятен: они казались ему «неразвитыми» в общественном смысле, «ограниченными», «забитыми». Весь пафос статьи направлен на разоблачение «самодурства»: «И такова темнота разумения в «темном царстве», что не только сам самодур, но и все обиженные и задавленные им признают такой порядок вещей совершенно естественным. Лучшим выражением этой...
    9. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Человек гонимый
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: избран членом-корреспондентом Академии наук. Со статьи Ральстона в "Эдинбургском обозрении" (1868) о нем начала писать заграничная пресса. Но, появляясь на пороге театральной конторы с прошнурованной рукописью в руках, он всякий раз чувствовал, как что-то холодело и обрывалось у него внутри. Будто вмиг прочно забыто все, что сделал он для русского искусства, и он опять входил в эти двери робеющим просителем, безоружным перед брюзгливым равнодушием театрального начальства. "Диковинное положение русского писателя, - отводил Островский душу дома со старым знакомым. - Кончишь пьесу и садись писать прошение. "Имею честь представить начальству театра такую-то пиесу и покорнейше прошу принять ее", и т. д. и т. д. Идет пьеса на просмотр цензуры, Театрально-Литературного комитета и т. д. и т. д. Но скажите, есть ли где такое положение за границей для тамошних писателей? Всюду мало-мальски талантливую вещь для театра, как говорится, оторвут с руками. Не автору приходится писать...
    10. Ревякина И. А.: О первом издании комедии "Свои люди — сочтемся!". Завершающая правка или автоцензура?
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    Часть текста: драматурга пьеса больше ставилась и печаталась не в первой, а во второй редакции, изуродованной более поздней цензурой. Только в начале 1881 г. удалось, наконец, восстановить в правах первую редакцию «оригинальной комедии», как называл свою пьесу автор. По этому поводу 18 февраля 1881 г. В. А. Артемьев писал Островскому: «... пьеса ваша «Свои люди — сочтемся!» просмотрена и пропущена цензором и вручена Николаю Саввичу Абаза для вручения, вероятно, вам или вашему брату. Пропустили пьесу так, как вы желали, в переделанном виде, т. е. как она была первоначально написана» 1. В последующей практике издания пьесы «Свои люди...» прочно и вполне обоснованно установилась традиция воспроизведения первой редакции. Доверие исследователей к первопечатному тексту комедии подкрепляется и свидетельствами современников, которые оставили важные данные о цензурной истории пьесы 2. Источником, предшествующим печатному тексту 1850 г. является цензурная рукописная копия под названием «Банкрот, или Свои люди — сочтемся!», запрещенная, как начертано на ней, 23 ноября 1849 г. 3 Именно она приняла на себя удар первого запрещения в драматической цензуре. Копия для цензуры снималась, видимо, с белового автографа, сохранившегося в очень немногих фрагментах 4. Был ли источник, промежуточный между этими двумя? Безусловно. Цензурная рукопись и журнальный текст не являются разными редакциями пьесы, но они содержат немало вариантов, возникших при авторской правке оригинала. «Громадное число помарок, переделок, вставок и переписок» — все это «доказывает, как добросовестно трудился автор», и «каждая вновь подмеченная черта, манера выражений, даже слово, проскользнувшее незаметно для обыкновенного человека, получали … значение и место у А. Н. Островского», — писал М. И. Семевский, которому драматург в 1855 г. подарил...