• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1953"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 8. Размер: 81кб.
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    3. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    4. Левин Ю. Д.: О последней редакции перевода А. Н. Островского "Усмирение своенравной"
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    5. Лакшин В. Я.: Островский А. Н. (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    6. Лес. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    7. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава I. Сборы и путь в Щелыково
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    8. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1-я редакция). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    9. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    10. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    11. Алмазов Б. Н.: Сон по случаю одной комедии
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    12. Письма Островского
    Входимость: 1. Размер: 129кб.
    13. На всякого мудреца довольно простоты. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    14. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава IV. А. Н. Островский на отдыхе
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    15. Коточигова Е. Р.: Соавторы А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    16. Лакшин В.: Новые материалы об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    17. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. В. М. Михеев. Беглые театральные воспоминания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    18. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    19. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Список условных сокращений
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    20. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. С. Н. Худеков. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    21. Проскурникова Т. Б.: Как приходит комедиограф на "чужую сцену" - франкоговорящий Островский
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    22. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    23. Качурин М. Г.: "Гроза" в оценке Добролюбова
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    24. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и П. М. Садовский (к вопросу об их взаимоотношениях)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    25. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Н. В. Берг. Молодой Островский
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    26. Тургенев И. С.: Несколько слов о новой комедии г. Островского "Бедная невеста"
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    27. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VI. А. Н. Островский и крестьяне
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    28. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава IX. А. Н. Островский — общественный деятель
    Входимость: 1. Размер: 69кб.
    29. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Шишова Н. М.: "Наша литература — наша гордость…"
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    30. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. На берегах Яузы и Темзы
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    31. Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    32. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Вступительная статья А. Ревякина
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    33. Воевода (Сон на Волге) - 1-я редакция. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    34. Ревякина А. А.: О социалистическом реализме
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    35. Чернец Л. В.: Явление квартального, или Наказанный порок
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    36. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    37. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    38. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VII. Творческая работа А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    39. Вступительная статья к письмам Островского (ПСС, 1953, том XIV)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    40. Журавлева Л. И.: Островский А. Н. - Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 44кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 8. Размер: 81кб.
    Часть текста: Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). В его пьесах о современности воссоздана широкая полоса русской жизни от 40-х и до 80-х годов XIX века. В его исторических произведениях отразилось далекое прошлое нашей родины: начало и середина XVII века. Лишь в оригинальных пьесах Островского действует более семисот говорящих персонажей. А кроме них во многих пьесах имеются массовые сцены, в которых участвуют десятки лиц без речей. Гончаров верно сказал, что Островский «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть великороссийского государства» 2. Островский, расширяя тематику отечественной драматургии, решал насущные этические, социально-политические и иные проблемы жизни с...
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: Вступ. ст., сост. М., 1931. 134 с. Об этой книге см.: Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении // Русская литература XIX в.: Ст. и исслед. М., 1959. С. 107. 3. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи / Вступ. ст., отбор и редактирование худож. и автобиогр. текста; библиогр. М.; Л., 1931. 660 с. Об этой антологии см.: Книга — строителям социализма // Бюллетень библиографического института. М., 1931. № 8. С. 62-63; Поляк Л. // Рус. яз. в совет. школе. М., 1931. № 4. С. 200-202. 4. «Гроза» А. Н. Островского. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 127 с. 5. А. Н. Островский: Жизнь и творчество. М.: Учпедгиз, 1949. 343 с. Об этой книге см.: Владыкин Г. И. // Совет. книга. М., 1949. № 11. С. 96—101; Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении. С. 114-115; Русские писатели второй половины XIX — начала XX в.: Рекоменд. указ. лит. М., 1958. С. 217-218. 6. Состояние и задачи преподавания литературы в педагогических и учительских институтах. М., 1948. 12 с. 7. Za sovitske vlastenectvo v kritike a literàrne j vede. (За советский патриотизм в критике и литературоведении). Bratislava. 1952. 80 s. 8. Проблема типичности в реалистической художественной литературе. М.: Знание, 1953. 32 с. 9. А Н. Островский — великий русский народный драматург. М.: Знание, 1953. 32 с. 10. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова. М.: Знание, 1954. 32 с. 11. О драматургии А. П. Чехова. М.: Знание, 1954. 32 с. 12. Проблема типичности в художественной литературе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 170 с. Рец.: Мотылева Т. О типичности и художественности // Лит. газ. М., 1955. 18 янв.; Фохт У. // Лит. в школе. М., 1955. № 3. С. 63-66. 13. Das Problem des Typischen in der schönen Literatur. Berlin. 1955. 182 S. 14. «Гроза» А. Н. Островского: Пособие для...
    3. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: в московских вузах; с 1960 по 1977 гг. заведовал кафедрой теории и истории русской литературы в Московском государственном педагогическом институте (МГПИ) им. В. И. Ленина (ныне МПГУ). Научные изыскания и педагогическая практика А. И. Ревякина основывались на традициях культурно-исторической школы в сочетании с принципами социологического изучения литературы — при явно выраженном внимании к эстетической специфике словесно-художественного творчества, к стилевому своеобразию произведений. Александр Иванович Ревякин родился 6. 12 (23. 11) 1900 г. в селе Паньшино Сызранского уезда Самарской губернии. Работать начал в 1918 г. в газете «Сызранские известия» корректором и хроникером, потом зав. Отделом местной жизни. В 1919 г. окончил Единую трудовую школу и поступил на должность учителя в селе Вязовка Сызранского уезда. Вскоре он был командирован в Москву, где в 1922 г. закончил Центральный институт народного просвещения (с квалификацией работника центра). Его научные тяготения обозначились в годы учебы (1922-1925) на Отделении языка и литературы педагогического факультета II Московского государственного университета; здесь он был замечен профессором П. Н. Сакулиным и рекомендован для прохождения аспирантуры. В 1929 г. А. И. Ревякин закончил аспирантуру Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИИОН) по Отделению новой русской литературы. Первая статья «Жизненный прототип Катерины» (1924) 1 и первая книжка «Чей поэт Сергей Есенин?» (М.,1926. 39 с.; изд. автора) сразу же обозначили и главный его интерес как молодого критика — крестьянские писатели, и будущий его исследовательский приоритет — творчество А. Н. Островского. С 1925 по 1931 г. в журналах «Жернов», «Октябрь»,...
    4. Левин Ю. Д.: О последней редакции перевода А. Н. Островского "Усмирение своенравной"
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    Часть текста: переводов Островского 1 и 5-м издании полного собрания сочинений Шекспира 2 . М. М. Морозов заключил, что изменения во втором тексте, по сравнению с первым, были произведены самим Островским, и на основании их анализа он в своей статье "А. Н. Островский - переводчик Шекспира" 3 высказал ряд соображений о переводческой манере великого русского драматурга. Это заключение М. М. Морозова представляется нам ошибочным. Обратимся к истории перевода. Комедия Шекспира "Taming of the Shrew" была первым произведением, с которого началась переводческая деятельность Островского. Еще в 1850 г. он представил в драматическую цензуру прозаический сокращенный перевод под названием "Укрощение злой жены". Комедия была запрещена как "неприличная" 4 . Островский долгое время не возвращался к ней. В 1865 г. он переводит се снова, на этот раз стихами, по предложению Н. А. Некрасова и Н. В. Гербеля, готовивших полное собрание драматических произведений Шекспира 5 . Перевод, озаглавленный "Усмирение своенравной", появился почти одновременно в "Современнике" 6 и в издании сочинений Шекспира 7 . В дальнейшем перевод перепечатывался без изменений во 2-м и 3-м изданиях Шекспира (1876 и 1880). В 1885 г. А. Ф. Дамич, готовивший после смерти Некрасова и Гербеля (ум. в 1883 г.) новое (4-е) издание Шекспира, просил Островского перевести трагедию "Антоний и Клеопатра" (перевод был начат, но не завершен из-за смерти драматурга) и пересмотреть свой старый перевод "Усмирение своенравной". О последней работе драматург писал своему издателю Н. Г. Мартынову 6 мая 1886 г.: "Я не обещал Дамичу совершенно переделать свой перевод "Усмирение своенравной", переделывать его нечего, он сделан верно и слово в слово. Я хотел...
    5. Лакшин В. Я.: Островский А. Н. (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    Часть текста: замоскворецкого жителя», 1847). В том же году в «Московском городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях «Семейная картина»). Литературная известность О. принесла опубликованная в 1850 комедия «Свои люди сочтёмся!» (первоначальное название «Банкрут»). Ещё до публикации она стала популярной (в чтении автора и П. М. Садовского), вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. H. Грановского и др. Комедия была запрещена к представлению на сцене (впервые пост. в 1861), а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции. В своих литературных дебютах О. придерживался направления, которое сам определил как обличительное, «нравственно-общественное» (см. Полное собрание сочинений, т. 13, 1951, с. 141). Быт купечества с его грубой примитивностью и господством обмана был им представлен сатирически. Тщательная разработка характеров, точность социально-бытовых картин, юмор, красочный язык первые завоевания...
    6. Лес. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: М. 1953, т. XIV, стр. 190. В дальнейшем при ссылке на данное издание будут указываться лишь том и страницы) . 4 ноября 1870 года Островский уже уведомлял Бурдина, что пьесу он оканчивает, «но едва ли будет расчет ставить ее в настоящий сезон,» (т. XIV, стр. 193) . К этому времени Островским были написаны первое и второе действия и шесть явлений третьего действия. 6 ноября он работал еще над седьмым явлением третьего действия, что видно из авторской пометы на 36 листе черновой рукописи (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина) . Первоначально «Лес» был задуман как семейно-бытовая комедия. Ее действующие лица связывались тесными семейными узами: Геннадий Несчастливцев и Аксюша были родные брат и сестра — дети брата Гурмыжской. Сюжет строился на любовных взаимоотношениях Гурмыжской и Буланова. Определяющую роль в развитии действия играла тема завещания Гурмыжской, она составляла его на имя племянника — Несчастливцева, отсутствовавшего в усадьбе в момент начала действия. Гурмыжская рисовалась как богатая помещица, не испытывающая нужды в деньгах. Образ Восмибратова не играл существенной роли в конфликте пьесы. Социальный фон пьесы намечался очень слабо. Не было и глубокой обрисовки...
    7. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава I. Сборы и путь в Щелыково
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: я, кажется, сойдусь хорошо»1. Костромичом Островский называл себя и позже. В беседе со своими друзьями, происходившей в середине 50-х годов, он говорил: «Вот наш костромич Сусанин не шумел: выбрал время к ночи, завел врагов в самую лесную глушь; там и погиб с ними без вести, да так, что до сих пор историки не кончили еще спора о том, существовал ли еще он в самом деле на белом свете» 2. Александр Николаевич с 1868 года с наступлением весны уезжал в Щелыково. Сюда влекло его от городской сутолоки, или, как однажды он выразился, «от разных беспокойств» (XV, 37), шума и пыли, чтобы подышать свежим воздухом, успокоить расшатанные за зиму нервы, восстановить свои силы. Чем больше драматург уставал и болел, тем желанней становился для него день отъезда в усадьбу или, как он чаще называл ее, сельцо. Так, в начале марта 1870 года Островский извещал Ф. А. Бурдина: «Теперь мы оба (то есть он и его жена, Мария Васильевна.— А. Р.) ждем только весны, чтобы уехать в деревню» (XIV, 185). С годами сильнее подтачивалось...
    8. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1-я редакция). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: слушать блестящие лекции профессоров Д. Л. Крюкова по истории древнего мира и Т. Н. Грановского по европейскому средневековью. Русскую историю в университете преподавал профессор М. П. Погодин, широко использовавший в своих лекциях документы и архивные материалы. Университетские годы привили Островскому интерес к историческому прошлому русского народа. Несколько лет спустя в наброске «О романе Ч. Диккенса „Домби и сын“» (1847–1848) Островский писал: «…изучение изящных памятников древности… пусть будет приготовлением художнику к священному делу изучения своей родины, пусть с этим запасом входит он в народную жизнь, в ее интересы и ожидания» (А. Н. Островский, Полн. собр. соч., М. 1949–1953, т. XIII, стр. 137. В дальнейшем при ссылках на это издание указываются только том и страница). Значительная часть дневника путешествия Островского в 1848 г. в усадьбу Щелыково через Ярославль и Кострому посвящена записям о культурно-исторических памятниках (т. XIII, стр. 182–183, 185)....
    9. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Он был постоянным читателем Ленинки, много работал с архивными фондами при подготовке своих книг и статей об Островском, Чехове и других писателях. В 1950 г. в «Записках Отдела рукописей» (М., 1950. Вып. 11. С. 147-163) были опубликованы его статьи, основанные на архивных изысканиях («Условия участия А. Н. Островского в журнале “Москвитянин”, предложенные им М. П. Погодину»; «Замечания А. Н. Островского к пьесе “Не в свои сани не садись”»). В 1995 г. дочери ученого Ирина Александровна и Алина Александровна Ревякины передали в Отдел рукописей его архив, включавший самые разные документы: библиографические, служебные, творческие рукописи, переписку, материалы «третьих лиц», фотографии. Архив А. И. Ревякина ( фонд 854 ) охватывает 1885 — 1980-е гг. Его объем — 26 картонов, 740 единиц хранения. Всего 12643 листа и 91 фотография. Настоящий обзор не претендует на исчерпывающую полноту; его задача скромнее — дать краткий перечень материалов, выделив наиболее показательные в биографическом, литературоведческом и общественном отношениях. Биографические документы А. И. Ревякина объединены в 1-м картоне. Среди них — комплекс семейных материалов: отца — Ивана Кузьмича Ревякина (1882-1956) (Ф. 854. Картон 1. Ед. хр. 17-18), жены — Анны Петровны Подгорновой (1902-1973) (1. 20; здесь и далее указываются только номер картона и единицы хранения). В документах И. К. Ревякина [по семейному преданию, его дед ходил по Волге с бурлаками. — Прим. ред.] есть АТТЕСТАТ (от 28 апр. 1926 г.), УДОСТОВЕРЕНИЕ (от 29. апр. 1927 г.), СПРАВКА (от 12 апр. 1930 г.), ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (от 26. апр. 1950 г.), и все они высоко...
    10. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    Часть текста: А. Н. Островского. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1973 Варвара Осиповна Массалитинова (1878--1945) родилась в семье, далекой от театральной жизни. Отец ее служил гутором (определитель сортов чая), мать вела домашнее хозяйство. Семья жила сначала в городе Ельце Орловской губернии, где и родилась будущая артистка, затем переехала в Томск. Там, в гимназии, Массалитинова начинает свою сценическую деятельность, с увлечением играя в ученических спектаклях. После окончания гимназии она принимает участие в работе любительского драматического кружка, организованного при Томской народной библиотеке бывшим артистом Малого театра К. В. Корсаковым. В этом кружке Массалитинова сыграла несколько ролей -- Кукушкину в "Доходном месте", Жмигулину в "Грех да беда на кого не живет", Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали...