• Приглашаем посетить наш сайт
    Маяковский (mayakovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1948"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 9. Размер: 33кб.
    2. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 5. Размер: 81кб.
    3. Лес. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    4. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 3. Размер: 97кб.
    5. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VI. А. Н. Островский и крестьяне
    Входимость: 3. Размер: 75кб.
    6. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    7. Письма Островского. Условные сокращения
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    8. Островский А. Н. - Потехину А. А., Средина апреля 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    9. Ревякин А. И.: "Гроза" как трагедия
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    10. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Безвременье и безлюдье
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    11. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    12. Скатов Н. Н.: Из театрального прошлого Ленинграда - Два "Горячих сердца"
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    13. Замоскворечье в праздник
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. Ф. Горбунов. Отрывки из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    15. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VII. Творческая работа А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    16. Петрова Т. Г.: А. П. Чехов в литературной критике русского зарубежья
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    17. Гродская Н. С.: "Школа нравов" - А. Н. Островский на московской сцене (90-е годы ХХ в.)
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    18. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    19. Алмазов Б. Н.: Сон по случаю одной комедии
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    20. Не так живи, как хочется
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    21. Чернец Л. В.: Образ в литературном произведении
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    22. На всякого мудреца довольно простоты. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    23. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    24. Громова-Опульская Л. Д.: Из опыта текстологии произведений А. П. Чехова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    25. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Куприяновский П. В.: В комиссии по литературе
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    26. Добролюбов Н. А.: Темное царство. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    27. Опись имения Щелыково, составленная М. В. Островской после смерти А. Н. Островского в августе 1886 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    28. Островский А. Н. - Оболенскому Д. А. (Отрывок), Сентябрь 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    29. Лакшин В. Я.: Островский А. Н. (Большая советская энциклопедия. 1969—1978.)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    30. Воспоминания И. И. Соболева об Островском
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    31. Романова Г. И.: "Слова как слова!.. " Об изучении "Грозы" в школе
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    32. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. В салоне Ростопчиной
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    33. Горячее сердце. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    34. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. М. Часовников. Крестьяне об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    35. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Островский родился...
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    36. Кузьма Самсоныч
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    37. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    38. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Будешь помнить здание у Цепного моста... "
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    39. Островский А. Н. - Островскому М. Н., Конец марта-начало апреля 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 9. Размер: 33кб.
    Часть текста: название книги.] // На лит. посту. М., 1926. № 4. С. 55; Красильников В. Вокруг Есенина // Книгоноша. М., 1926. № 22. С. 6-7. 2. Островский и его современники: Библиогр. Внутреннее описание / Вступ. ст., сост. М., 1931. 134 с. Об этой книге см.: Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении // Русская литература XIX в.: Ст. и исслед. М., 1959. С. 107. 3. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи / Вступ. ст., отбор и редактирование худож. и автобиогр. текста; библиогр. М.; Л., 1931. 660 с. Об этой антологии см.: Книга — строителям социализма // Бюллетень библиографического института. М., 1931. № 8. С. 62-63; Поляк Л. // Рус. яз. в совет. школе. М., 1931. № 4. С. 200-202. 4. «Гроза» А. Н. Островского. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 127 с. 5. А. Н. Островский: Жизнь и творчество. М.: Учпедгиз, 1949. 343 с. Об этой книге см.: Владыкин Г. И. // Совет. книга. М., 1949. № 11. С. 96—101; Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении. С. 114-115; Русские писатели второй половины XIX — начала XX в.: Рекоменд. указ. лит. М., 1958. С. 217-218. 6. Состояние и задачи преподавания литературы в педагогических и учительских институтах. М., 1948. 12 с. 7. Za sovitske vlastenectvo v kritike a literàrne j vede. (За советский патриотизм в критике и литературоведении). Bratislava. 1952. 80 s. 8. Проблема типичности в реалистической художественной литературе. М.: Знание, 1953. 32 с. 9. А Н. Островский — великий русский народный драматург. М.: Знание, 1953. 32 с. 10. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова. М.: Знание, 1954. 32 с. 11. О драматургии А. П. Чехова. М.: Знание, 1954. 32 с. 12. Проблема типичности в художественной литературе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 170 с. Рец.: Мотылева Т. О типичности и...
    2. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 5. Размер: 81кб.
    Часть текста: Островский Вечно живой А. Н. Островский 1 А. Н. Толстой великолепно сказал: «У великих людей не две даты их бытия в истории — рождение и смерть, а только одна дата: их рождение» 1. Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). В его пьесах о современности...
    3. Лес. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    Часть текста: 6 ноября он работал еще над седьмым явлением третьего действия, что видно из авторской пометы на 36 листе черновой рукописи (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина) . Первоначально «Лес» был задуман как семейно-бытовая комедия. Ее действующие лица связывались тесными семейными узами: Геннадий Несчастливцев и Аксюша были родные брат и сестра — дети брата Гурмыжской. Сюжет строился на любовных взаимоотношениях Гурмыжской и Буланова. Определяющую роль в развитии действия играла тема завещания Гурмыжской, она составляла его на имя племянника — Несчастливцева, отсутствовавшего в усадьбе в момент начала действия. Гурмыжская рисовалась как богатая помещица, не испытывающая нужды в деньгах. Образ Восмибратова не играл существенной роли в конфликте пьесы. Социальный фон пьесы намечался очень слабо. Не было и глубокой обрисовки положительных героев. Например, образ Несчастливцева являлся эпизодическим. В нем драматург подчеркивал профессионально-актерские стороны, которыми определялось все его поведение. Так, в сцене с Восмибратовым (д. III, явл. 10) для Несчастливцева побудительным мотивом требовать у Восмибратова причитающиеся Гурмыжской деньги было ...
    4. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 3. Размер: 97кб.
    Часть текста: каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны» (XIII, 187). Шесть новых дней пребывания в Щелыкове лишь усилили его первые впечатления: «Что за реки, что за горы, что за леса» (XIII, 187—188). Пораженный первозданной роскошью щелыковской природы, Островский полюбил ее безоглядно и навсегда. С годами его увлечение красотами Щелыкова не уменьшалось, а усиливалось. Чем больше жил здесь драматург, тем роднее, милее и притягательнее становилась ему эта на самом деле сказочно-волшебная природа. И говорил он о ней лишь словами восторженного восхищения. Извилистую, капризно меняющую свое течение Сендегу, с ее причудливо разнообразными берегами, то дремуче запущенными, то безлесными, открытыми, то донельзя крутыми, высокими, глинистыми, то низкими, песчаными, Островский, по изустной легенде, называл трогательно-ласково — Сендегушка. Покоренный редкостным своеобразием, национально-русской красотой привольно раскинувшихся перед ним пейзажей, Островский уже на четвертый день первого пребывания в Щелыкове уверял: «Здесь все вопиет о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, перед которыми Чертов овраг в Нескучном саду очень незначителен, и живописные берега речки Сендеги, которым я не могу найти и сравнения» (XIII, 187). И с той поры щелыковская природа вошла в круг основных источников творчества драматурга. Она явилась и могучим возбудителем его поэтической энергии, и средой, местом действия героев некоторых его произведений, и предметом их эстетического наслаждения. ***...
    5. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VI. А. Н. Островский и крестьяне
    Входимость: 3. Размер: 75кб.
    Часть текста: глубоко запали в его сердце. Бродя с удочками по Подмосковью, совершая в 1848 году первое путешествие в Щелыково, Александр Николаевич внимательно приглядывался к труду и быту крестьян. Эти наблюдения складывались в пользу земледельцев. Ему нравились их ум, радушие, учтивость, жизнерадостность. «С Переяславля,— записывает он 25 апреля 1848 года,— начинается Меря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый... и красивый, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку» (XIII, 180). Пребывание в Щелыкове укрепляло связи Островского с крестьянством. Приехав в усадьбу и проведя здесь девять дней, он 10 мая записал в своем дневнике: «Я начинаю привыкать к деревне; я обошел почти все окрестности, познакомился кой с кем из мужиков, видел крестьянский праздник. И все это хорошо... А какой народ здесь!» (XIII, 187-188). Живо интересуясь деревней, ее обитателями, их трудом, бытом, нравами и запросами, Островский входил с крестьянами в тесное повседневное общение. Это общение достигалось им легко и непринужденно, так как он шел к труженикам деревни с открытым сердцем, полным сочувствия, высоко ценя их человеческое достоинство, уважая их обычаи. «Если мы желаем,— говорил он,— сделать что хорошее для народа, то не должны чуждаться его веры и обычаев, не...
    6. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    Часть текста: разнообразными берегами, то дремуче запущенными, то безлесными, открытыми, то донельзя крутыми, высокими, глинистыми, то низкими, песчаными, драматург, по изустной легенде, называл трогательно-ласково — Сендегушка. Щелыковская природа явилась и могучим возбудителем поэтической энергии драматурга, и средой, местом действия героев некоторых его произведений, и предметом их эстетического наслаждения. Вот хотя бы некоторые, наиболее разительные эпизоды ее участия в его пьесах. Трагедия «Гроза» открывается видом с правого высокого берега Волги на Заволжье. Кулигин , любуясь красотой расстилающейся за рекой панорамой, произносит: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Кудряш . А что? Кулигин . Вид необыкновенный! Kpacoтa! Душа радуется. Кудряш . Нештó! Кулигин . Восторг! А ты: «нештó!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» (т. 2, с. 211). Вероятно, это происходит на кинешемском берегу Волги, в прошлом самом высоком в ряду известных Островскому волжских городов. С этой набережной и других высоких холмов, излюбленных местными жителями, заволжские просторы просматриваются на десятки километров. Кулигин восхищается лесными урочищами Заволжья, пейзажами щелыковских окрестностей. Ими, по-видимому, восторгается и Лариса Огудалова в четвертом явлении первого действия «Бесприданницы». Она говорит своему жениху: «Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню!» Этим видом любуются сегодня, будут восхищаться и завтра. На 18-м километре Галичского тракта, если ехать из Кинешмы, имеется крутой поворот влево. При...
    7. Письма Островского. Условные сокращения
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    Часть текста: Дневники и письма, "Academia", М. -Л. 1937. ЕИТ - Ежегодник императорских театров. ЕПГТ - Ежегодник петроградских государственных театров. Из архива Достоевского - "Из архива Достоевского. Письма русских писателей". Под ред. Н. К. Пиксанова, ГИЗ, 1923. ИВ - журнал "Исторический вестник". ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. ЛБ - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. ЛН - "Литературное наследство", Н. А. Некрасов, III, т. 53-54. Изд. АН СССР, М. 1949. Лит. Сб. - Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. XLII. Литературный сборник I. Письма: М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, А. А. Поте-хина, А. Н. Островского, Н. Я. Соловьева, В. Г. Короленко и Л. Н. Толстого. Кострома, 1928. ЛФ - Литературный фонд. МВед - газета "Московские ведомости". МТ - Малый театр. МСКВ - журнал "Москвитянин". Некрасов - Н. А. Некрасов, Полн. собр. соч., Гослитиздат, М. 1948-1952. НП - Из архива А. Н. Островского. Неизданные письма. "Academia", М. -Л. 1932. ОиБ - А. Н. Островский и Ф. А. Бурдин, Неизданные письма, ГИЗ, 1923. ОЗ - журнал "Отечественные записки". ОРДП - Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Пб - Петербург. ПБЛ - Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. ПД - "Островский. Новые материалы, письма, труды и дни, статьи" под ред. М. Д. Беляева. Труды Пушкинского Дома при Российской АН, ГИЗ, М. -П. 1924. Памяти А Н. Островского - Памяти А. Н. Островского. Сб. статей об Островском и неизданные труды его. Книгоиздательство "Путь к знанию",...
    8. Островский А. Н. - Потехину А. А., Средина апреля 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: убедительно и что перед твоими доводами я принужден был замолчать. А писать мне вдвойне неприятно: приходится и свои раны растравлять и тебе говорить горькие истины; да и затруднительна для меня переписка с тобой: мы стоим на разных ступенях понимания изящного вообще и сценического искусства в особенности, вследствие ли твоего упрямства, или уж я не знаю чего; я должен объяснять тебе такие положения, которые объяснения не требуют, и доказывать такие истины, которые уж стали аксиомами. Ты пишешь, что ты привык уважать людей, достойных уважения, но мыслить и действовать всегда позволяешь себе независимо и самостоятельно. И прекрасно, на твою самостоятельность действий никто и не посягал; сделай милость, действуй самостоятельно. Но не в том дело! Ты выступил на служение русскому искусству и обществу в должности очень ответственной, требующей твердых, определенных теоретических знаний, и, главное, знаний опытных, знаний тех поистине мудрых артистических приемов, какими просвещенные деятели, подметившие редкую способность лицедейства в русском народе, открывали эту способность, воспитывали ее и потом постоянным наблюдением и...
    9. Ревякин А. И.: "Гроза" как трагедия
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: вопроса о жанре знаменитой пьесы. Давность трагедии, как известно, исчисляется тысячелетиями. В процессе развития она принимала самое разнообразное конкретно-историческое выражение, но при всех видоизменениях до самого последнего времени сохранила свои наиболее существенные общие особенности. Первой особенностью трагедии является глубокий конфликт — моральный, философский, идейно-политический. Содержанием трагедии служат резкие нарушения тех или иных общепризнанных норм, непримиримые противоречия между личностью и общественными установлениями. Второй особенностью трагедии являeтcя наличие героя как личности, выдающейся по своим духовным свойствам (ума, воли, чувства). Третья особенность трагедии состоит в том, что ее основной герой вступает в борьбу с препятствиями необычными, внутренне или внешне неодолимыми. Четвертая особенность трагедии — в физической гибели главного героя, борьба которого кончается для него катастрофой, вызывающей у читателя и зрителя страх и сострадание. В. Г. Белинский писал: «С идеей трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки»; «… Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии — и вы лишите ее всего величия, всего её значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь, которая над вами же первым утратит всю свою обаятельную силу»; «… действие, производимое трагедией — потрясающий душу священный ужас» 3. «Трагическое, — в понимании Чернышевского,– есть великое страдание человека или погибель великого человека. В первом случае сострадание и ужас возбуждаются тем, что страдание велико, во втором — тем, что гибнет великое»; «случай или необходимость причина страдания и погибели — все равно, страдание и погибель ужасны» 4. Пятая особенность трагедии состоит в том, что она ставит себе этическую цель очищающего и возвышающего воздействия на зрителей. Изображая страдания и связанные с...
    10. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Безвременье и безлюдье
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: что игры с либералами заведут далеко, тайно злорадствовал и звал диктатуру. Надежды на обещанную конституцию развеялись как дым. А ведь всего год-полтора назад только и разговору кругом было, что о новых реформах. "Во всех сословиях населения проявляется какое-то неопределенное, всех обуявшее неудовольствие. Все на что-нибудь жалуются и как будто желают и ждут перемены", - признало Особое совещание министров в июле 1879 года. Тогда-то и в театральных кругах стали поговаривать, что пора-де реформировать русскую сцену, разрешить частные театры. С этой идеей носился Бурдин, подбивавший приятеля подать свой проект реформ, да Островский и сам решился было писать Записку во дворец о пересмотре театрального дела. Ко времени ли будет его Записка теперь? События 1 марта задели его даже с ближайшей, житейской стороны. Траур по убиенному императору, объявленный на полгода, закрыл двери театров. Это подорвало и без того шаткий его бюджет. Пришлось занять две тысячи рублей у доброго знакомого, А. А....