• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1937"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    2. Лес. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    3. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский в Нижнем Новгороде.
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    4. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    5. Последний дневник А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    6. Островский А. Н. - Чайковскому П. И., 15 марта 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    7. А. Н. Островский и Государственный Академический Малый театр
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    8. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    9. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    10. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 138кб.
    11. О пьесе М. П. Садовского "Душа - потемки"
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и П. М. Садовский (к вопросу об их взаимоотношениях)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    13. Путешествие по Волге
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Ревякин А. И.: "Гроза" как трагедия
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    15. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Годы молодые
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    16. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. Ф. Горбунов. Отрывки из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    17. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    18. Островский А. Н. - Дьяконову П. К., 12 марта 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    19. Иван-царевич. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    20. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    21. Старое по-новому (Пьеса написана совместно с П. М. Невежиным). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    22. Письма Островского. Условные сокращения
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    23. Дикарка (Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    24. Воспитанница
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    25. Поездка в Нижний-Новгород 1845 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    26. Островский А. Н. - Чайковскому П. И., 17 июня 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Дневник путешествия по Волге 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    28. Поездка за границу в апреле 1862 г.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    29. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. На берегах Яузы и Темзы
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    30. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Путь в Эльдорадо
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    31. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Л. Новский. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    32. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    33. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    34. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (1-я редакция). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    35. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Костромская Швейцария
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    36. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. На омуте
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    37. Масленица
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Островский А. Н. - Серову А. Н., Средина мая 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    39. Островский А. Н. - Римскому-Корсакову Н. А., 10 ноября 1880 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    40. Тушино. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    41. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    42. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Островский родился...
    Входимость: 1. Размер: 45кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: школы", Алмазов преклонялся перед драматургическим дарованием молодого Островского, но, подобно А. Григорьеву, не понимал сатирической сущности его творчества. Идейной близости между Островским и Алмазовым не было даже во время их совместной работы в МСКВ, а после 1856 года пути обоих писателей совершенно разошлись. Андроников Павел Иванович - литератор. Во второй половине 50-х годов XIX века состоял редактором неофициальной части "Костромских губернских ведомостей". Анненков Павел Васильевич (1812-1887) - известный критик, умеренный либерал, западник, редактор первого обстоятельного издания сочинений Пушкина и составитель материалов для его биографии, мемуарист ("Литературные воспоминания" Анненкова переизданы в 1928 г.). Знакомство Островского с Анненковым произошло в 50-х годах. Вначале драматург отнесся к Анненкову настороженно и скептически. В 1855 году, в беседе с М. И. Семевским, он отозвался об Анненкове как о человеке с талантом ниже второстепенного, но составившем себе известность биографией Пушкина (В. В. Тимощук, М. И. Семевский, СПБ. 1895, стр. 39). Впоследствии, однако, Островский оценивал критическую деятельность П. В. Анненкова более положительно. Будучи умеренным либералом, Анненков в своих статьях и эпистолярных отзывах о пьесах Островского ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Минин", "Гроза", "Воевода", "Лес", "Не все коту масленица" и др.) не сумел понять демократической сущности драматургии Островского, однако благожелательно отзывался как о социальном значении пьес Островского, так и о его художественном Я мастерстве. Во втором томе "Воспоминаний и критических очерков"...
    2. Лес. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    Часть текста: «La raorte civile» («Семья преступника») . 20 сентября 1870 года он сообщал своему другу Ф. А. Бурдину, артисту Александрийского театра: «Пьесу я пишу прилежно, но к октябрю едва ли кончу» (А. Н. Островский, Полн. собр. соч., М. 1953, т. XIV, стр. 190. В дальнейшем при ссылке на данное издание будут указываться лишь том и страницы) . 4 ноября 1870 года Островский уже уведомлял Бурдина, что пьесу он оканчивает, «но едва ли будет расчет ставить ее в настоящий сезон,» (т. XIV, стр. 193) . К этому времени Островским были написаны первое и второе действия и шесть явлений третьего действия. 6 ноября он работал еще над седьмым явлением третьего действия, что видно из авторской пометы на 36 листе черновой рукописи (Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина) . Первоначально «Лес» был задуман как семейно-бытовая комедия. Ее действующие лица связывались тесными семейными узами: Геннадий Несчастливцев и Аксюша были родные брат и сестра — дети брата Гурмыжской. Сюжет строился на любовных взаимоотношениях Гурмыжской и Буланова. Определяющую роль в развитии действия играла тема завещания Гурмыжской, она составляла его на имя племянника — Несчастливцева, отсутствовавшего в усадьбе в момент начала действия. Гурмыжская рисовалась как богатая помещица, не испытывающая нужды в деньгах. Образ Восмибратова не играл существенной роли в конфликте пьесы. Социальный фон пьесы намечался очень слабо. Не было и глубокой обрисовки положительных героев. Например, образ Несчастливцева являлся эпизодическим. В нем драматург подчеркивал профессионально-актерские стороны, которыми определялось все его поведение. Так, в сцене с Восмибратовым (д. III, явл. 10) для Несчастливцева побудительным мотивом...
    3. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский в Нижнем Новгороде.
    Входимость: 3. Размер: 5кб.
    Часть текста: кратки и незакончены. По ним невозможно проследить цели путешествия, маршрут, был ли Нижний Новгород конечным пунктом поездки или она продолжалась дальше. Драматург путешествовал не один, об этом подтверждает запись: «23 (августа) Красный. Шоссе. Утро. Туман. Болота. Нижний. Ярмарка. Ока. Походили порядком. Вечером в театре» (Островский А. Н. Дневники и письма. ACADEMIA, М. -Л., 1937, С. 9). Кто был его спутником в этой поездке тоже неизвестно. Побывав на нижегородской ярмарке, он записывает в дневнике: «Ярмарка – зрелище поразительное, если смотреть издали или если проехать по ней раза три; но как только станете входить в подробности, очарование исчезнет, и кроме огромности, костюмов и лиц, ничего не увидите. Ряды – однообразие, исключая китайской линии, собора и дома губернатора, под домом – галерея. Еще та часть, где ряды, довольно хороша, но другая, за прудом, ужасна, балаганы, трактиры – грязь» (Островский А. Н. Дневники и письма. ACADEMIA, М. -Л., 1937, С. 10). Да и нижегородский театр произвел на драматурга не самое лучшее впечатление: «…Театр в Нижнем некрасив снаружи, а внутри – еще некрасивее. Это – балаган, сколоченный из досок. Внутри выкрашен белой краской. Ложи неопрятны, ничем не обиты; кресла разнокалиберные. <…> Оркестр состоит из 15 музыкантов (5 скрипок, виолончель, бас, - остальные духовые). Струнный оркестр очень недурен, но с духовым находится во вражде, весьма ощутимой. <…> Ждали-ждали: что-то будет. Судя по началу, хорошего ожидать было трудно». Но ни смотря на это игрой актеров он остался доволен: «…Линская и Самойлов совершенно меня очаровали. <…> Про Живокини <…> говорено так много, что больше говорить нечего» (Островский А. Н. Дневники и письма. ACADEMIA, М. -Л., ...
    4. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: С. Шамбинаго, связывали обращение Островского к исторической тематике с его участием в 1856 г. в «Литературной экспедиции», организованной Морским ведомством 1. В этой экспедиции на долю Островского досталось верховье Волги. «Еще в 1856 г., во время своей поездки на Волгу, — писал П. Морозов, — Островский задумал написать драматическую хронику из эпохи … смутного времени Московского государства… и он предался этому изучению со всей энергиею, знакомился с историческими памятниками, с нравами и обычаями XVII в., его преданиями и языком» 2. По мнению С. Шамбинаго, «свою программу он раздвинул шире официальной, сделавшись этнографом, историком, языковедом, статистиком, не перестав быть поэтом. Прежде всего живо и проникновенно воспринял он своеобразную прелесть новой для него природы, капризно сплетавшейся с живописностью городов, полных остатками прошлого, нравов и обычаев, языка и одежды… Припомнилась историческая вольница, гулявшая на волжском раздолье. Города в то же время говорили ему о прошлом, о временах падения и возвышения государства, казали оригинальные современные типы, уходившие корнями в далекую старину… Не мудрено, что древняя река… многообразно вдохновила поэта» 3. Наряду с другими произведениями, полагал С. Шамбинаго, плодом этого вдохновения, явилась драматическая хроника «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», а затем и «Воевода (Сон на Волге») 4. Как отмечал Н. П. Кашин, «обращение нашего драматурга к его хроникам связывают со знаменитой «Литературной экспедицией», о которой оставил нам свои воспоминания Максимов. Но любопытно, что последний, говоря о тех произведениях, которые у Островского здесь, на Волге, родились и созрели, называет...
    5. Последний дневник А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: играет нарочно, Дурново мало ехидства, Городничий мягок, мало бурбонства, и пр. 4/16. Суббота. (О вчерашнем спектакле.) Хороша Райская, играет умно. Правдин - отличный аксессуар, Невский - без жизни. Представлялись артисты всех трупп, 2 неделя. 5/17. Воскресенье. Спектакля не было. 6/18. Понедельник. Бенефис Южина. Новая пьеса Невежина. Пьеса плоха, разыграна прекрасно. Южин провел роль с большим чувством. Впечатление от пьесы смутное; о ней после. 7/19. Вторник. Большой театр. "Аскольдова могила". Комизм низкого сорта. Публика (все та же, что и 40 лет тому назад, хотя и платит дорого). Что из сего следует? 8/20. Среда. "Жизнь за царя". Неувядаемая пьеса. Причины успеха. 9/21. Четверг. В Большом театре "Мазепа": в этой опере для изящного вкуса много оскорбительных пошлостей как в либретто, так и в музыке: например, дуэт Мазепы и Марии. В Малом театре "Баловень", сбору 480 р. Слава богу! Даже нехитрая московская публика начинает понимать бездарную стряпню Крылова. 10/22. Пятница. Большой театр. "Руслан". Часы, когда слушаешь "Руслана", можно считать часами полного блаженства. На всем произведении лежит колорит ласкающей сказочности. В Малом театре "Друзья детства", пистолеты не стреляют. 11/23. Суббота. Почти весь день на репетиции "Воеводы". Разбирали костюмы, неуменье шить русские костюмы; их должны шить портные, которые шьют кучерам. 3 неделя. 12/24. Воскресенье. Малый театр. "На всякого мудреца". Играна прекрасно, исключая Лаврова. Публика слушала необыкновенно внимательно; глубокое впечатление. 13/25. Понедельник. Большой театр....
    6. Островский А. Н. - Чайковскому П. И., 15 марта 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: Островский А. Н. - Чайковскому П. И., 15 марта 1873 г. 388 П. И. ЧАЙКОВСКОМУ 15 марта 1873 г. Москва. Многоуважаемый Петр Ильич, Посылаю Вам песнь слепых гусляров. Ритм, кажется, подходит к словам; я его извлек из поэмы XII века - "Слово о полку Игоревом". Хотя, по общему мнению, этот памятник не имеет определенного размера, но при внимательном чтении, по крайней мере мне так кажется, звучит именно этот ритм. Песня вышла куплетами. Не лучше ли эту песню сделать с запевом, т. е. первые три стиха каждого куплета пусть поет один голос, а остальные три - самым маленьким хором. Но на это Ваша воля, я в этом деле не указчик. Что будет готово, буду присылать Вам немедленно. Уважающий Вас и преданный А. Островский. 15 марта 1873 г. Примечания Печатается по подлиннику музея Чайковского в г. Клин. Впервые - Сб. "А. Н. Островский и русские композиторы", 1937, стр. 161. Речь идет о пьесе "Снегурочка". Драматург и композитор работали над "Снегурочкой" весной 1873 г. Музыку к пьесе П. И. Чайковский писал по заказу дирекции Московских императорских театров и по просьбе Островского. "Снегурочка" впервые была поставлена на сцене Московского БТ 11 мая 1873 г., в бенефис В. И. Живокини, исполнявшего роль Бермяты. О сотрудничестве Островского и Чайковского см. сб. "А. Н. Островский и русские композиторы", 1937, стр. 141-172. ... песнь слепых гусляров. - Песней слепых гусляров начинается 2-е действие "Снегурочки". (Явл. 1. Открытые сени во дворце Берендея.)
    7. А. Н. Островский и Государственный Академический Малый театр
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: В 1824 году в Москве открылся Малый театр Малый театр, государственный ордена Ленина академический, - старейший русский драматический театр в Москве. Официально под этим названием открыт 14 октября 1824, но формирование постоянной драматической труппы в Москве началось ещё с 50-х годов 18 века. В 1757 при Московском университете был создан театр (с 1759 — публичный), получивший название Университетского; в нём играли студенты и воспитанники университетской гимназии. В 1760 он стал называться московским Российским театром. На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы труппа театра пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра. Таким образом, “прародителем” Малого театра явился театр при Московском университете. Но не из-за этого Малый называли...
    8. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: опереточная, потом драматическая артистка; с 1872 г. - в AT. - 256 Азеркиев Дмитрий Васильевич (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 35, 90, 121, 172 Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937) - хормейстер БТ с 1882 г. - 229 Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1892) - артист AT, затем режиссер в провинции, в Москве - у Корша и Лентовского, в Петербурге - в Крестовскдм театре - 178 Адамов (Адамович) Михаил Андреевич (род. 1847) - артист балета (1869-1882), переписчик пьес и ролей в МТ (1881) и артист МТ с 1888 по 1898 г. - 91 Адлерберг Александр Владимирович (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 12, 21 Акимова Софья Павловна (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 164, 248 Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - драматург, поэт, публицист славянофильского направления - 148, 183 Александров Владимир Александрович - драматург, юрист - 25 Александрова Мария Михайловна (1839-1904) - артистка AT с 1855 г. - 45, 51, 69 Алексеев С. - московский купец, директор московского отделения Музыкального общества - 162, 168 Алексеев - антрепренер театра в г. Рыбинске - 78 Алмазов Борис Николаевич (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV) - 247 Альтани Ипполит Карлович (1864-1919) - главный капельмейстер БТ с 1884 г. - 229 Андреев Александр Николаевич - драматург - 97...
    9. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    Часть текста: (определитель сортов чая), мать вела домашнее хозяйство. Семья жила сначала в городе Ельце Орловской губернии, где и родилась будущая артистка, затем переехала в Томск. Там, в гимназии, Массалитинова начинает свою сценическую деятельность, с увлечением играя в ученических спектаклях. После окончания гимназии она принимает участие в работе любительского драматического кружка, организованного при Томской народной библиотеке бывшим артистом Малого театра К. В. Корсаковым. В этом кружке Массалитинова сыграла несколько ролей -- Кукушкину в "Доходном месте", Жмигулину в "Грех да беда на кого не живет", Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали "будущность незаурядную" на русской сцене, но ни сама Массалитинова, ни ее родные не относились к ее театральным увлечениям серьезно. В конце лета 1898 г. Варвара Осиповна поехала в Петербург, чтобы поступить там на Высшие женские курсы. Но по дороге, заехав в Москву к своей старшей сестре Надежде, она по ее совету решила испытать свои силы на приемных экзаменах в драматическую школу Малого театра, руководимую выдающимся актером, режиссером и педагогом А. П. Ленским. Несмотря на неподготовленность вследствие неожиданности решения, плохое самочувствие (накануне экзамена у нее вырвали зуб, и она пришла в театр с завязанной щекой), Массалитинова была принята в школу 14 сентября 1898 г. "Что же вы хотели бы играть?" -- спросил Ленский. "Старух и даже стариков, но только не молодых",-- ответила Массалитинова. "А есть у вас...
    10. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 138кб.
    Часть текста: и Н. П. Колюпанов. Про себя промолчал. Однажды пошли мы с ним гулять к какому-то ручейку, протекавшему в его имении. — Посмотрите, какова река, настоящий Ниагарский водопад. Я пoдyмaл, что он шyтит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку. — Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же. Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии. — Обратите внимание, что в Щелыкове растет табак, хотя, разумеется, не поспевает. Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич, смеясь говорил, что у Феофана есть табачная плантация... Однажды, гуляя один около реки, я увидал несколько баб, искавших чего-то в реке. Я подошел и спросил, что они собирают. Одна из баб показала мне что-то похожее на камень, но тяжелее камня. Я взял один из них и показал Александру Николаевичу. Он сказал, что это колчедан, и с гордостью заметил, что в его имении есть железная руда»1. Александр Николаевич гордился всем тем, что произрастало в Щелыкове, что входило в состав его природных богатств. Но одиночество даже и в восторженно любимом Щелыкове всегда тяготило Островского. Его охватывали мучительная тоска и скука. Будучи по натуре весьма общительным, он нуждался в собеседниках. Полное наслаждение дарами и красотами природы им испытывалось лишь с кем-либо из близких ему знакомых, в хорошей дружеской компании. Драматург настойчиво приглашал в Щелыково своих приятелей и соблазнял их прелестями деревенской жизни. «Местность у нас превосходная, и все вообще хорошо, — уговаривал он 18 июня 1870...