• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1929"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    3. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    4. Раков В. П.: Литературная теория П. Н. Сакулина
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    5. Голубева Л. Г.: Русская эмиграция "первой волны" и наследие Островского
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    6. Петрова Т. Г.: А. П. Чехов в литературной критике русского зарубежья
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    7. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    8. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Университет
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    9. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    10. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Либан Н. И.: "Я часто и благодарно вспоминаю…"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    11. Островский А. Н. - Шуберт А. И., 21 сентября 1860 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    12. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава II. Из истории сельца Щелыково времен А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    13. Достоевский М. М.: "Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    14. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. За кулисами
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    15. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    16. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. К. Ф. Вальц. А. Н. Островский в Большом театре
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    17. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    18. Аношкина В. Н.: Особенности русского предромантизма. Роль эпистолярия в творчестве К. Н. Батюшкова
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    19. Чернова Л. А.: Библиотеки А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    20. Письмо к И. В. Промптову от 11 апреля 1886 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    21. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Рашель и правда
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    22. Воспоминания Н. Н. Любимова об Островском
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    23. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 1. Размер: 117кб.
    24. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. Ф. Горбунов. Отрывки из воспоминаний
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    25. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 1. Размер: 74кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    Часть текста: В 1950 г. в «Записках Отдела рукописей» (М., 1950. Вып. 11. С. 147-163) были опубликованы его статьи, основанные на архивных изысканиях («Условия участия А. Н. Островского в журнале “Москвитянин”, предложенные им М. П. Погодину»; «Замечания А. Н. Островского к пьесе “Не в свои сани не садись”»). В 1995 г. дочери ученого Ирина Александровна и Алина Александровна Ревякины передали в Отдел рукописей его архив, включавший самые разные документы: библиографические, служебные, творческие рукописи, переписку, материалы «третьих лиц», фотографии. Архив А. И. Ревякина ( фонд 854 ) охватывает 1885 — 1980-е гг. Его объем — 26 картонов, 740 единиц хранения. Всего 12643 листа и 91 фотография. Настоящий обзор не претендует на исчерпывающую полноту; его задача скромнее — дать краткий перечень материалов, выделив наиболее показательные в биографическом, литературоведческом и общественном отношениях. Биографические документы А. И. Ревякина объединены в 1-м картоне. Среди них — комплекс семейных материалов: отца — Ивана Кузьмича Ревякина (1882-1956) (Ф. 854. Картон 1. Ед. хр. 17-18), жены — Анны Петровны Подгорновой (1902-1973) (1. 20; здесь и далее указываются только номер картона и единицы хранения). В документах И. К. Ревякина [по семейному преданию, его дед ходил по Волге с бурлаками. — Прим. ред.] есть АТТЕСТАТ (от 28 апр. 1926 г.), УДОСТОВЕРЕНИЕ (от 29. апр. 1927 г.), СПРАВКА (от 12 апр. 1930 г.), ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (от 26. апр. 1950 г.), и все они высоко аттестуют его как работника. Так, в упомянутой ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ, выданной ему как капитану рейда пристани Батраки ВГРП-ва [Волжское гос. речное пароходство], значится...
    2. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Библиография основных печатных работ
    Входимость: 7. Размер: 33кб.
    Часть текста: литература XIX в.: Ст. и исслед. М., 1959. С. 107. 3. Антология крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи / Вступ. ст., отбор и редактирование худож. и автобиогр. текста; библиогр. М.; Л., 1931. 660 с. Об этой антологии см.: Книга — строителям социализма // Бюллетень библиографического института. М., 1931. № 8. С. 62-63; Поляк Л. // Рус. яз. в совет. школе. М., 1931. № 4. С. 200-202. 4. «Гроза» А. Н. Островского. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 127 с. 5. А. Н. Островский: Жизнь и творчество. М.: Учпедгиз, 1949. 343 с. Об этой книге см.: Владыкин Г. И. // Совет. книга. М., 1949. № 11. С. 96—101; Пирогов Г. П. Изучение творчества А. Н. Островского в советском литературоведении. С. 114-115; Русские писатели второй половины XIX — начала XX в.: Рекоменд. указ. лит. М., 1958. С. 217-218. 6. Состояние и задачи преподавания литературы в педагогических и учительских институтах. М., 1948. 12 с. 7. Za sovitske vlastenectvo v kritike a literàrne j vede. (За советский патриотизм в критике и литературоведении). Bratislava. 1952. 80 s. 8. Проблема типичности в реалистической художественной литературе. М.: Знание, 1953. 32 с. 9. А Н. Островский — великий русский народный драматург. М.: Знание, 1953. 32 с. 10. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова. М.: Знание, 1954. 32 с. 11. О драматургии А. П. Чехова. М.: Знание, 1954. 32 с. 12. Проблема типичности в художественной литературе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1954. 170...
    3. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 4. Размер: 39кб.
    Часть текста: изыскания и педагогическая практика А. И. Ревякина основывались на традициях культурно-исторической школы в сочетании с принципами социологического изучения литературы — при явно выраженном внимании к эстетической специфике словесно-художественного творчества, к стилевому своеобразию произведений. Александр Иванович Ревякин родился 6. 12 (23. 11) 1900 г. в селе Паньшино Сызранского уезда Самарской губернии. Работать начал в 1918 г. в газете «Сызранские известия» корректором и хроникером, потом зав. Отделом местной жизни. В 1919 г. окончил Единую трудовую школу и поступил на должность учителя в селе Вязовка Сызранского уезда. Вскоре он был командирован в Москву, где в 1922 г. закончил Центральный институт народного просвещения (с квалификацией работника центра). Его научные тяготения обозначились в годы учебы (1922-1925) на Отделении языка и литературы педагогического факультета II Московского государственного университета; здесь он был замечен профессором П. Н. Сакулиным и рекомендован для прохождения аспирантуры. В 1929 г. А. И. Ревякин закончил аспирантуру Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИИОН) по Отделению новой русской литературы. Первая статья «Жизненный прототип Катерины» (1924) 1 и первая книжка «Чей поэт Сергей Есенин?» (М.,1926. 39 с.; изд. автора) сразу же обозначили и главный его интерес как молодого критика — крестьянские писатели, и будущий его исследовательский приоритет — творчество А. Н. Островского. С 1925 по 1931 г. в журналах «Жернов», «Октябрь», «Комсомолия», «Молодая гвардия», «Крестьянский журнал», «Читатель и писатель», «Земля Советская» публиковались его...
    4. Раков В. П.: Литературная теория П. Н. Сакулина
    Входимость: 3. Размер: 55кб.
    Часть текста: Статьи и книги ученого естественно впитали в себя идеи А. Н. Веселовского, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни и других филологов, проявлявших живой интерес к эстетической и комбинаторной специфике литературного творчества. Автор фундаментальных исследований по теории и истории литературы, он обладал широкими мыслительными горизонтами. Образованность Сакулина была универсальна. Сегодня, когда многие филологи становятся знатоками лишь отдельных тем и с гордостью называют себя «пушкинистами», «лермонтоведами», «структуралистами» и «семиотиками», бессмысленно пытаться найти категорический ответ на вопрос: кем был Сакулин? — «лингвистом» или «литературоведом», а тем более, например, — по какому периоду в истории языка или культуры, по какой теоретической проблеме он «специализируется» 2? Ошибется тот, кто усмотрит в сказанном затаенное оправдание некой беспринципной всеядности или эссеистической разбросанности интересов. Напротив, исследовательскому стилю ученого присуща высокая профессиональная корректность мысли и ощущение как глубины, так и масштабности проблем, решение которых он перед собой ставил. Сакулин с любопытствующим вниманием относился к социологическим и «формальным» (морфологическим) штудиям своих коллег. Но ни одна из доктрин им не абсолютизировалась. Он был занят построением синтетической истории и теории литературы. Как было ...
    5. Голубева Л. Г.: Русская эмиграция "первой волны" и наследие Островского
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    Часть текста: драматурга специальный утренник, на котором были показаны сцены из пьес «Свои люди — сочтемся!», «Праздничный сон — до обеда», «Доходное место», «Гроза», «Снегурочка». В качестве учебного материала постановку пьес Островского широко практиковали ученики Русской драматической школы, организованной в 1922 г. артистом государственных театров Ю. Э. Озаровским. Однако в оценке наследия драматурга в эмигрантской критике сталкивались разные точки зрения. В статье «Грядущий театр» Ю. Офросимов утверждал, что театр Островского и Чехова «отжил свое время»: «Грядет новое, близится новый человек со своей, особой техникой и эпохой, и театр чутко уловил его приближение» (Жизнь. Берлин. 1920. № 3. С. 25). Предвестником нового театра он считал драматургию Л. Андреева. Однако несколько лет спустя Ю. Офросимов отказался от этой декларации. Критик заявлял, оценивая начинания театра «Груша» (в основе его сценической деятельности была драматургия русского классика): «Без Островского русский театр не существует. Островский — единственный наш репертуар; таким он был, таким и остался при исключительном богатстве своего языка, ставшего теперь поистине театральным, при густоте своих типов, достигающих теперь значения и силы вневременных образов или общечеловеческих масок» (Наша жизнь. Берлин. 1926. № 1. С. 11). В финале статьи он провозглашал: «Возрождение Островского — задача нового русского театра». Пьесы драматурга приобрели исключительную популярность в 1923-м — в год 100-летия со дня рождения драматурга. Тогда была учреждена литературная премия им. А. Н. Островского. И первым ее лауреатом в...
    6. Петрова Т. Г.: А. П. Чехов в литературной критике русского зарубежья
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    Часть текста: классики. Однако еще при жизни Чехова были высказаны противоположные суждения о его творчестве. Одни, вслед за Н. К. Ми- хайловским, объявляли писателя «певцом сумерек», «холодной кровью», непонимающим жизнь и никуда не зовущим, призывали занять вполне определенную общественную позицию. Критики осуждали отсутствие у Чехова общей идеи, сложившегося мировоззрения, при этом писателя зачастую отождествляли с героями его произведений. Другие, чье творчество тесно связано с эстетическими воззрениями Серебряного века — Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Л. Шестов, А. Белый, Ю. И. Айхенвальд и др., — сосредоточились на принципиально иных аспектах мироощущения и творчества писателя. Вместе с тем была очевидна важная тенденция — выявить и определить своеобразие его дарования в контексте, в сопоставлении с корифеями отечественной классики. В эмиграции одним из первых о Чехове высказался Д. П. Святополк-Мирский, назвав его писателем, который отличается «полной свободой от проповедничества и поучения» и принадлежит новым временам — «своими сознательными артистическими усилиями» сказать не более того, что необходимо 1. По мнению М. Цетлина (в статье к 25-летию со дня смерти писателя), незаурядный талант Чехова, его яркая оригинальность проявились сразу: он быстро овладел формой маленького, почти миниатюрного рассказа и стал первым...
    7. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: (1827-1876) - поэт, фельетонист, критик (псевдонимы: Эраст Благонравов, Адамантов). Литературную деятельность начал в 1851 году, в консервативном журнале Погодина МСКВ, входил в состав так называемой "молодой редакции". Ярый приверженец теории "чистого искусства" и ненавистник "натуральной школы", Алмазов преклонялся перед драматургическим дарованием молодого Островского, но, подобно А. Григорьеву, не понимал сатирической сущности его творчества. Идейной близости между Островским и Алмазовым не было даже во время их совместной работы в МСКВ, а после 1856 года пути обоих писателей совершенно разошлись. Андроников Павел Иванович - литератор. Во второй половине 50-х годов XIX века состоял редактором неофициальной части "Костромских губернских ведомостей". Анненков Павел Васильевич (1812-1887) - известный критик, умеренный либерал, западник, редактор первого обстоятельного издания сочинений Пушкина и составитель материалов для его биографии, мемуарист ("Литературные воспоминания" Анненкова переизданы в 1928 г.). Знакомство Островского с Анненковым произошло в 50-х годах. Вначале драматург отнесся к Анненкову настороженно и скептически. В 1855 году, в беседе с М. И. Семевским, он отозвался об Анненкове как о человеке с талантом ниже второстепенного, но составившем себе известность биографией Пушкина (В. В. Тимощук, М. И. Семевский, СПБ. 1895, стр. 39). Впоследствии, однако, Островский оценивал критическую деятельность П. В. Анненкова более положительно. Будучи умеренным либералом, Анненков в своих статьях и эпистолярных отзывах о пьесах Островского ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Минин", "Гроза", "Воевода", "Лес", "Не все коту...
    8. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Университет
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: раньше всех, но почти ни с кем не знакомы, не знают, как держать себя, и только жадно вдыхают всей грудью вместе с бодрым осенним воздухом какие-то сладкие ожидания неведомой им умной, веселой, студенческой жизни, ловят ухом словечки корпоративного быта, в котором им так хотелось бы поскорее освоиться. В этой с каждой минутой густеющей толпе среди вчерашних гимназистов мы узнаем и Александра Островского: вот он стоит чуть сбоку, круглолицый, семнадцатилетний юноша с пышной светлой шевелюрой и добрым, немного растерянным выражением глаз. - Здравствуйте, Платон Степанович! День добрый, Платон Степанович! - несутся со всех сторон молодые голоса, и улыбки пробегают по лицам. Плотный, коротко стриженный, с седоватым хохолком, режет флотской походкой расступающуюся перед ним толпу любимец нескольких поколений студентов инспектор Нахимов. Брат известного флотоводца Нахимова и сам отставной моряк, Платон Степанович суров и грозен на вид, но студенты давно уже его раскусили и знают, что душою он простец и добряк. По второму слову Платон Степанович переходит со студентом на "ты", любит распечь за расстегнутый мундир, длинные волосы, опоздание на лекцию, постоянно грозит карцером, но редко приводит в исполнение свою угрозу. Ходит о нем...
    9. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: оперы в БТ в Москве. Богданов Александр Федорович (ум. 1877) - артист МТ с 1830 г., с 1861 г. - режиссер МТ. Бурдин Федор Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Ватсон (по сцене Дубровин) Василий Фомич (ум. 1896) - переводчик, артист. Островский редактировал некоторые переводы Ватсона. В 1886 г., став заведующим репертуарной частью Московских имп. театров, Островский включил Ватсона в состав труппы МТ и рекомендовал его на должность помощника режиссера. Вейнберг Петр Исаевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Всеволожский Иван Александрович (1835-1909) - до 1881 г. состоял на дипломатической службе. С 1881 по 1899 г. был директором имп. театров (с 1886 г. только петербургских). Д. В. Григорович едко назвал его "директором из гиацинтовой помады". Всеволожский интересовался по преимуществу балетом, меньше русской оперой и еще меньше русским драматическим театром. Актер Ф. А. Бурдин в неопубликованной части своих воспоминаний (ГЦТМ) характеризует Всеволожского как бюрократа, презирающего русское искусство, и формалиста-администратора. Письма Всеволожского к Островскому хранятся в ГЦТМ. Гедеонов Степан Александрович (1816-1878) - историк, литератор, театральный критик, драматург, автор исторической мелодрамы "Смерть Ляпунова". С 1867 по 1876 г. - директор императорских театров. Островский познакомился с ним в 1867 г. Драматург вначале возлагал на Гедеонова большие надежды....
    10. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Либан Н. И.: "Я часто и благодарно вспоминаю…"
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: удалось, наконец, поступить в Институт по повышению квалификации преподавателей. Он недолго так назывался и через полгода был преобразован в Московский городской педагогический институт (позднее он получил имя В. П. Потемкина, а потом его благополучно слили с Ленинским пединститутом, т. е. МГПИ им. В. И. Ленина). Кафедрой русской литературы там заведовал молодой профессор Александр Иванович Ревякин. Он первым обратил на меня внимание и потом, на протяжении долгих лет, постоянно интересовался моей судьбой и моими успехами. Никогда не забуду такой эпизод. В те годы я увлекался всем: литературоведением, историей, географией и т. п. Познакомившись с академиком А. Е. Ферсманом, мы с моими друзьями отправились на Алтай. Комплексная экспедиция была очень интересной, и результаты ее академику понравились: картографический материал был ценным, мои заметки, по-видимому, тоже чего-то стоили, а рисунки Игоря Константинова были прекрасно исполнены и даже участвовали затем в выставках. А. Каменский получил рекомендацию от академика для поступления на геофак МГУ. В то время поступить в высшее учебное заведение было очень трудно. Ферсман и мне предлагал рекомендацию, но я сказал, что меня увлекает литература, а не география, и этнографией я интересуюсь как частью фольклора. Ученый посетовал, и мы разошлись. Помимо жизненных, этнографических знаний, с Алтая я привез и целый ряд заболеваний. В то время я уже был студентом II курса, страстно увлеченным идеями историко-литературных построений. И единственный человек, с которым я мог делиться своими мыслями, был Александр Иванович Ревякин. Часто я провожал его домой после лекций, и наши беседы были для меня чрезвычайно ценны. А. И. Ревякин вводил меня в курс большой науки. Однако здоровье мое все ухудшалось. Необходима была госпитализация. Я лежал в...