• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1916"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 7. Размер: 49кб.
    2. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 5. Размер: 117кб.
    3. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    4. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    5. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    6. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    7. Мейерхольд В. Э.: К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    8. Бабичева Ю. В.: Островский в преддверии "новой драмы"
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    9. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    10. Коточигова Е. Р.: Соавторы А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    11. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    12. Островский А. Н. - Шабельской А. С., 5 июня 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Письма Островского. Условные сокращения
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    14. Старый друг лучше новых двух. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    15. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    16. Островский А. Н. - Островскому М. Н., Первая половина декабря 1884 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Островский А. Н. - Островскому М. Н., Начало октября 1882 г. или начало октября 1884 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    19. Телеграмма к М. В. Островской от 12 декабря 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    20. Островский А. Н. - Островскому М. Н., Начало августа 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    21. Ревякин А. И.: "Гроза" как трагедия
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    22. Сухих И. Н.: И давний-давний спор...
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    23. Дом- музей А. Н. Островского в Москве
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    24. Островский А. Н. - Всеволожскому И. А., Конец 1881 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Островский А. Н. - Назарову Н. С., Между 14-20 апреля 1868 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    26. Островский А. Н. - Островскому М. Н., Начало октября 1884 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и П. М. Садовский (к вопросу об их взаимоотношениях)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    28. Островский А. Н. - Островскому М. Н., 31 декабря 1882 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    29. Островский А. Н. - Шабельской А. С., 7 мая 1886 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    30. Островский А. Н. - Серову А. Н., Средина мая 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    31. Островский А. Н. - Соловьеву Н. Я., 26 октября 1878 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. Островский А. Н. - Гедеонову С. А., 24-26 апреля 1868 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    33. Островский А. Н. - Шабельской А. С., 15 июня 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    34. Островский А. Н. - Некрасову Н. А., 13-15 декабря 1872 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    35. Счастливый день (Пьеса написана совместно с Н. Я. Соловьевым). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    36. Островский А. Н. - Горбунову И. Ф., Конец апреля 1868 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    37. Островский А. Н. - Пчельникову П. М., 5 декабря 1882 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    38. Островский А. Н. - Шабельской А. С., 25 февраля 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    39. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Н. Л. Кропачев. А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    40. Островский А. Н. - Шабельской А. С., 9 февраля 1885 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    41. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    42. Островский А. Н. - Островскому М. Н., Июль - первая половина августа 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 7. Размер: 49кб.
    Часть текста: В непростой судьбе театра Островского начало XX в. было самым драматичным периодом. Со стороны публики, проникавшейся настроениями «конца века», участились возгласы о его «ненужности», «устарелости». Островский воспринимался и как ответчик за весь надоевший жанризм его эпигонов. Московский Художественный театр первые двенадцать лет своего существования Островского не ставил, если не считать характерного исключения — «весенней сказки» «Снегурочка». Глубины и художественной правды в постижении драматурга добивались выдающиеся мастера Александринского и Малого театров . Преимущественное внимание критики обращали на известные постановки образцовых сцен Петербурга и Москвы. Позднее много верного было сказано о спектакле МХТ «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), о мейерхольдовской «Грозе». Однако судьба Островского оказалась связанной со всей громадой русского театра, в первую очередь с жизнью многочисленных провинциальных трупп. Именно провинция еще до открытий Художественного театра признала Чехова, дала широкую жизнь персонажам горьковских пьес и повестей. Если рассматривать движение русского театра в этот период, то нетрудно заметить, что оно стимулировалось творчеством таких авторов, как Чехов, Горький, Ибсен и др. Вместе с тем, отношение сцены и критики к Островскому отражало состояния театральной культуры в целом. Спор о его наследии каждый раз оказывался обсуждением самобытности русского театра. История критики свидетельствует о существовании постоянной, хотя и менявшей основания, оппозиции к Островскому. Однако из всех гонений на драматурга поход против него символистов был самым непримиримым и теоретически оснащенным. Залпы модернистской критики по оставшемуся без надежного теоретического прикрытия Островскому явились частью стратегии на «сокрушение» русского...
    2. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 5. Размер: 117кб.
    Часть текста: (1878--1945) родилась в семье, далекой от театральной жизни. Отец ее служил гутором (определитель сортов чая), мать вела домашнее хозяйство. Семья жила сначала в городе Ельце Орловской губернии, где и родилась будущая артистка, затем переехала в Томск. Там, в гимназии, Массалитинова начинает свою сценическую деятельность, с увлечением играя в ученических спектаклях. После окончания гимназии она принимает участие в работе любительского драматического кружка, организованного при Томской народной библиотеке бывшим артистом Малого театра К. В. Корсаковым. В этом кружке Массалитинова сыграла несколько ролей -- Кукушкину в "Доходном месте", Жмигулину в "Грех да беда на кого не живет", Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали "будущность незаурядную" на русской сцене, но ни сама Массалитинова, ни ее родные не относились к ее театральным увлечениям серьезно. В конце лета 1898 г. Варвара Осиповна поехала в Петербург, чтобы поступить там на Высшие женские курсы. Но по дороге, заехав в Москву к своей старшей сестре Надежде, она по ее совету решила испытать свои силы на приемных экзаменах в драматическую школу Малого театра, руководимую выдающимся актером, режиссером и педагогом А. П. Ленским. Несмотря на неподготовленность вследствие неожиданности решения, плохое самочувствие (накануне экзамена у нее вырвали зуб, и она пришла в театр с завязанной щекой), Массалитинова была принята в школу 14 сентября 1898 г. "Что же вы хотели бы играть?" -- спросил Ленский. "Старух и даже стариков, но только не молодых",-- ответила...
    3. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    Часть текста: Составила И. А. Ревякина В указатель не включены имена и названия, встречающиеся только в научном аппарате издания. Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901), артистка Александрийского театра в Петербурге. Абиссов Клавдий Афанасьевич, частный пристав в г. Романове - Борисоглебске. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783), писатель, поэт, драматург - 135. Аверкиев Дмитрий Васильевич. Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937), дирижер и главный хормейстер моск. Большого театра, с 1883 г. педагог Агафья Ивановна, первая жена А. Н. Островского (1821 или 1822-1867). Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской...
    4. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 4. Размер: 32кб.
    Часть текста: по 1898 г. - 91 Адлерберг Александр Владимирович (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 12, 21 Акимова Софья Павловна (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 164, 248 Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - драматург, поэт, публицист славянофильского направления - 148, 183 Александров Владимир Александрович - драматург, юрист - 25 Александрова Мария Михайловна (1839-1904) - артистка AT с 1855 г. - 45, 51, 69 Алексеев С. - московский купец, директор московского отделения Музыкального общества - 162, 168 Алексеев - антрепренер театра в г. Рыбинске - 78 Алмазов Борис Николаевич (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV) - 247 Альтани Ипполит Карлович (1864-1919) - главный капельмейстер БТ с 1884 г. - 229 Андреев Александр Николаевич - драматург - 97 Андреев-Бурлак Василий Николаевич (1843-1888) - артист провинциальных театров, играл и в Москве в театре Ф. А. Корша и в Пушкинском театре. С успехом исполнял ряд ролей в пьесах А. Н. Островского - 86, 94 Андреянова Е. А. (род. 1849) - артистка балета БТ с 1868 по...
    5. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 4. Размер: 27кб.
    Часть текста: Алексинская Софья - артистка Английский клуб Антоновский Александр Петрович (р. 1864) - певец, в 1886 г. был принят в состав труппы Большого театра Арбенин - c 1885 г. артист Малого театра Арди (Нечаев) Николай Иванович (1834-1890) - провинциальный артист, вступивший в 1871 г. в труппу Александрийского театра Артистический кружок Баженов Иван Николаевич - брат драматурга А. Н. Баженова Барцал Антон Иванович (1847-1927) - артист и оперный режиссер Большого театра Баскаков - держатель буфета в Артистическом кружке Баташев Н. - переводчик-драматург Бегичев Владимир Петрович (1830-1891) - драматург, инспектор репертуара московских театров Белоха - певица Беранже Пьер-Жан(1780-1857) Берг Константин Федорович (ум. 1881) - провинциальный артист, вступивший в 1872 г. в труппу Малого театра Благородное собрание Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) - писатель, критик, в течение двух лет был членом Театрального литературного комитета Божанов - драматург Большой театр Бомарше (1732-1799) Бороздина Варвара Васильевна (1828-1866) - с 1849 г. артистка Малого театра Бороздина Евгения Васильевна (ум. 1869) - в 1849-1861 гг. артистка Малого театра Борх Александр Михаилович (1804-1867) - в 1862-1867 гг. директор императорских театров Боскович - артист Бренко (Левенсон) Анна Алексеевна (1849-1934) - артистка Малого театра, организатор первого частного театра в Москве, носившего наименование "Театр близ памятника Пушкина" Бутенко Иван Филиппович (1852-1891) - певец, с 1885 г. артист Большого театра Валевский Варламов Константин Александрович (1848-1915) - с 1875 г. артист Александрийского театра Василевский Р. - певец, артист Большого театра Васильев - артист Александрийского театра Васильев Павел Васильевич (1832-1879) - в 1856-1874 гг. артист Александрийского театра Васильев Сергей Васильевич (1827-1852) -...
    6. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    Часть текста: который он впоследствии с таким блеском изобразил. Первым литературным произведением О. были две сцены из комедии "Несостоятельный должник", появившиеся в № 7 газеты "Московский городской листок" за 1847. То были первые зарисовки комедии "Свои люди — сочтемся". В той же газете несколько позднее (№№ 119—120) были напечатаны "Записки замоскворецкого жителя", единственное беллетристич. произведение Островского, отмеченное влиянием Гоголя и "натуральной школы". В 1849 О. закончил комедию "Свои люди — сочтемся", которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке "Москвитянина". Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила "Своих людей" к постановке на сцене; несмотря на это первое произведение О. обеспечило молодому драматургу широкую известность. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке "молодой редакции" "Москвитянина" ( см. ), который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении О. Не чуждый в начале своей деятельности некоторым западническим тенденциям, восторженно читавший "Отечественные записки", О. примкнул затем к "молодой редакции" "Москвитянина", выражавшей идеологию буржуазного славянофильства. В письме к Погодину от 30 сентября 1853 О. отмечал в себе этот переход на новые идеологические позиции: "Взгляд на жизнь в первой моей комедии, — читаем мы в этом письме, — кажется мне молодым и жестоким. Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует....
    7. Мейерхольд В. Э.: К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: и критика последних могли помочь вам вызвать своего рода видение того спектакля. Может быть, оно создаст в процессе ваших творческих исканий своеобразное построение сравнений того, что хотели изобразить тогдашние актеры, с тем, что возникает в вашей фантазии. Аполлон Григорьев {В этой речи, везде, где я цитирую Аполлона Григорьева, я привожу места: 1) из его писем к И. С. Тургеневу "После "Грозы" Островского" и 2) из его статьи "О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене".} отметил, что на первом представлении "Грозы" в Петербурге была налицо "неизбежная (хотя и значительно меньшая против обыкновения) фальшь, пугающая резкость Александрийского выполнения". Эти строки обязывают вас, господа, быть настороже. Мало кому известный в то время, но давший весьма верную оценку "Грозы", "Театральный и музыкальный вестник" {6 декабря 1859, No 48.} пишет: "г-жа Левкеева (Варвара) и г. Горбунов (Кудряш) исполнили свои роли необыкновенно колоритно, с малейшими оттенками народности". 4 Не будь у нас сведения о "пугающей резкости Александрийского выполнения", мы бы все равно натолкнулись (в том же "Театральном и музыкальном вестнике") на предостерегающую оговорку такого содержания: "... в роли г-жи Левкеевой мы находим одну общую неверность: она изобразила, по внешности, женщину градусом ниже...
    8. Бабичева Ю. В.: Островский в преддверии "новой драмы"
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    Часть текста: Светлой памяти А. И. Ревякина, учившего меня слышать Островского Когда в январе 1853 г. на сцене Московского Малого театра (с тех пор — Дом Островского) с успехом прошла комедия «Не в свои сани не садись», настала новая эпоха отечественного театра. Утвердившемуся в европейской театральной практике канону «хорошо скроенной» драмы (О. Э. Скриб, В. Сарду и др.) Островский противопоставил реалистическую социально-бытовую, общественно значимую драму, тогда же получившую от Добролюбова счастливо найденное определение «пьеса жизни». Авторитет этой модели закрепило патетическое письмо И. Гончарова: «…только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского"» 1. Эту справедливость XIX в. сберегал незыблемо, став веком его триумфа 2. XX столетие, открывшееся «бурным брожением в театральной жизни» (А. Горнфельд), сохранило пиетет к великому драматургу, но в общую оценку его исторической роли были внесены существенные коррективы. По-новому была осмыслена и формула «пьеса...
    9. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    Часть текста: Багратион-Мухранский - генерал, крупный грузинский землевладелец. Банков С. - драматург-переводчик. Бакулин - товарищ прокурора в Тифлисе. Бантышев А. С. (1804-1860) - артист Большого театра. Барканов. Барсуков - купец, содержатель гостиницы в Твери. Бастамова А. Н. - сестра писателя Б. Н. Алмазова, члена "молодой редакции" журнала "Москвитянин". Бахметев А. В. - инженер-технолог, брат жены Островского - Марии Васильевны. Башкиров - управляющий домом Кокорева в Баку. Белоха А. П. - артистка Большого театра. Берже А. П. (1828-1886) - археолог, исследователь; опубликовал ряд работ о Кавказе и Востоке. Бернини Лоренцо (1598-1680) - итальянский скульптор и архитектор. Берсенъев Е. В. - знакомый Островского, житель Ржева. Богданов А. Н. - балетмейстер Большого театра. Борисов П. И. - артист Большого театра с 1872 г. Борис Александрович - удельный князь тверской. Борис Годунов - см. Годунов. Боткин В. П. (1811-1869) - писатель, публицист, критик, стоявший на позициях буржуазного либерализма. Брылкин Н. А. - управляющий волжским пароходством компании "Меркурий". Бубнов - содержатель гостиницы в Нижнем-Новгороде....
    10. Коточигова Е. Р.: Соавторы А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    Часть текста: он видел не только в том, что создал «целый народный театр» (т. 12, с. 151), написав около пятидесяти пьес. Всю жизнь он собирал вокруг себя молодых драматургов, стараясь помочь им советом и поддержкой. «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита» (т. 12, с. 246). В Щелыкове после смерти драматурга было обнаружено около 30 пьес, присланных ему со всех концов России 2. «Я, как только стал на ноги, так и начал другим помогать» (т. 12, с. 251), — имел полное право сказать о себе драматург в конце жизни. Первый опыт написания пьесы в соавторстве принес Островскому горькое разочарование. Выступавший в качестве наставника актер и драматург Дмитрий Андреевич Горев — настоящая фамилия Тарасенко (Тарасенков) — позднее обвинил своего «ученика» в плагиате. Беспочвенная клевета Горева глубоко ранила молодого Островского 3. Эта страница биографии драматурга хорошо изучена благодаря А. И. Ревякину, опубликовавшему в 1963 г. письма Островского и Горева 4. Несмотря на столь неудачный опыт совместной работы, Островский всю жизнь относился со вниманием к литераторам, обращавшимся к нему за помощью. Будучи молодым драматургом и редактором...