• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1912"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    2. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    3. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    4. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    5. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    6. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    7. Морозов П.: А. Н. Островский - биографическая справка (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    8. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    9. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    10. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    11. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Островский родился...
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    12. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский и А. Д. Мысовская
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    13. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. А. Купчинский. Из воспоминания об Александре Николаевиче Островском
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    14. Ревякина И. А.: О первом издании комедии "Свои люди — сочтемся!". Завершающая правка или автоцензура?
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    15. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Похвальное слово критике
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    16. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    17. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    18. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    19. Воевода (Сон на Волге) - 1-я редакция. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    20. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Рисунок в рукописи
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    21. Чернец Л. В.: Явление квартального, или Наказанный порок
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    22. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    23. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Далеко от войны
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    24. Василиса Мелентьева (Пьеса написана при участии С. А. Гедеонова). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    25. Овчинина И. А.: Национальный характер в исторических пьесах драматурга
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    26. Коточигова Е. Р.: Соавторы А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    27. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. С. В. Максимов. Александр Николаевич Островский
    Входимость: 1. Размер: 167кб.
    28. Сухих И. Н.: И давний-давний спор...
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    29. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 1. Размер: 49кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    Часть текста: плену «темного царства» революционно-демократической публицистики «О темное царство! Темное царство! Ведь как ты крепко засело в наших светлых головах! Сидим мы в театре, смотрим и слушаем драму Островского и только и думаем, как бы нам укорить и обвинить темное царство. И до того сильно в нас это желание, до того мы поглощены мыслью найти в нем всякие вины, что мы наконец видим и слышим не то, что делается на сцене…». Н. Н. Страхов «Новое художественное произведение и наша критика» В отношении Островского еще в недрах радикально-демократической критики была сформулирована идеологема, сохранившая свое влияние до сих пор. Это пресловутое «темное царство». Жизнь этой идеологеме дал Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство» (1859), опубликованной в «Современнике» в №7, за год до появления «Грозы» (1860) А. Н. Островского. Героев Островского он оценивал сквозь призму этой идеологемы, а значение драматурга связывал с искусством обличителя «обитателей» «темного царства». Идеальный мир героев Островского – смиренных, послушных родительской воле, терпеливых – для Добролюбова был непонятен: они казались ему «неразвитыми» в общественном смысле, «ограниченными», «забитыми». Весь пафос статьи направлен на разоблачение «самодурства»: «И такова темнота разумения в «темном царстве», что не только сам самодур, но и все обиженные и задавленные им признают такой порядок вещей совершенно естественным. Лучшим выражением этой любопытной стороны в организации «темного царства» представляется комедия «Не так живи, как хочется». В литературном отношении пьесу эту признают незамечательною, упрекают в слабости концепции, находят натяжки в некоторых сценах»1. Н. А. Добролюбов значительно расширяет сферу героев-самодуров, ведь на...
    2. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    Часть текста: литературным произведением О. были две сцены из комедии "Несостоятельный должник", появившиеся в № 7 газеты "Московский городской листок" за 1847. То были первые зарисовки комедии "Свои люди — сочтемся". В той же газете несколько позднее (№№ 119—120) были напечатаны "Записки замоскворецкого жителя", единственное беллетристич. произведение Островского, отмеченное влиянием Гоголя и "натуральной школы". В 1849 О. закончил комедию "Свои люди — сочтемся", которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке "Москвитянина". Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила "Своих людей" к постановке на сцене; несмотря на это первое произведение О. обеспечило молодому драматургу широкую известность. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке "молодой редакции" "Москвитянина" ( см. ), который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении О. Не чуждый в начале своей деятельности некоторым западническим...
    3. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    Часть текста: не включены имена и названия, встречающиеся только в научном аппарате издания. Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901), артистка Александрийского театра в Петербурге. Абиссов Клавдий Афанасьевич, частный пристав в г. Романове - Борисоглебске. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783), писатель, поэт, драматург - 135. Аверкиев Дмитрий Васильевич. Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937), дирижер и главный хормейстер моск. Большого театра, с 1883 г. педагог Агафья Ивановна, первая жена А. Н. Островского (1821 или 1822-1867). Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в нач. 70-х годов), старший сын А. Н. Островского. Александров Николай Александрович (ум. 1885), артист моск. Малого театра. Александрова Екатерина Петровна, артистка моск. Малого театра (1886-1906). Александрова Мария Михайловна (1839-1904), артистка Александрийского театра в Петербурге. Алексей - см. Александров А. А. Алексей Михайлович (1629 1676), русск. царь (1645-1676). Алеша - см. Бурдин А. Ф. Алмазов Борис Николаевич (1827-1876), поэт, фельетонист, критик. - "Крестоносцы". - "Московский поэт и...
    4. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    Часть текста: этом кружке Массалитинова сыграла несколько ролей -- Кукушкину в "Доходном месте", Жмигулину в "Грех да беда на кого не живет", Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали "будущность незаурядную" на русской сцене, но ни сама Массалитинова, ни ее родные не относились к ее театральным увлечениям серьезно. В конце лета 1898 г. Варвара Осиповна поехала в Петербург, чтобы поступить там на Высшие женские курсы. Но по дороге, заехав в Москву к своей старшей сестре Надежде, она по ее совету решила испытать свои силы на приемных экзаменах в драматическую школу Малого театра, руководимую выдающимся актером, режиссером и педагогом А. П. Ленским. Несмотря на неподготовленность вследствие неожиданности решения, плохое самочувствие (накануне экзамена у нее вырвали зуб, и она пришла в театр с завязанной щекой), Массалитинова была принята в школу 14 сентября 1898 г. "Что же вы хотели бы играть?" -- спросил Ленский. "Старух и даже стариков, но только не молодых",-- ответила Массалитинова. "А есть у вас средства?" -- "Нет, -- последовал ответ. -- Если я талантлива, сами...
    5. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: А. Горев: К спорам об авторстве комедии «Свои люди — сочтемся!»* 1 Комедия «Свои люди — сочтемся!», законченная осенью 1849 г., была послана Островским в драматическую цензуру и 23 ноября запрещена. Ее чтение автором, а также артистами П. М. Садовским и М. С. Щепкиным зимой 1849-1850 г. в литературных кружках и домах Москвы вызвало живой отклик среди самых различных слушателей. Историк М. П. Погодин, желая поднять угасавший «Москвитянин», использовал влиятельные связи в цензуре и опубликовал ее в шестом (мартовском) номере журнала за 1850 г. Ободренный публикацией и приемом комедии широкими слоями читателей, Островский снова направил ее в драматическую цензуру. Но власти запретили не только постановку пьесы, но и ее перепечатку. Островского по приказу Николая I отдали под негласный надзор полиции и жандармерии. В связи с «неблагонадежностью» драматургу в начале 1851 г. пришлось покинуть службу в коммерческом суде. Но на этом беды не оставили Островского. Много потерпев от цензуры и административных властей, он за ту же комедию вскоре подвергся еще обвинениям в… плагиате. Зловещие слухи вначале поползли по Москве, стали известны М. П. Погодину, профессору словесности С. П. Шевыреву и другим. Вскоре они достигли Петербурга. 26 декабря 1851...
    6. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 2. Размер: 81кб.
    Часть текста: всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес (не считая вторых редакций «Козьмы Минина» и «Воеводы» и семи пьес в сотрудничестве с С. А. Гедеоновым («Василиса Мелентьева»), Н. Я. Соловьевым («Счастливый день», «Женитьба Белугина», «Дикарка», «Светит, да не греет») и П. М. Невежиным («Блажь», «Старое по-новому»). Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр». Ничем неизмеримая заслуга Островского как смелого новатора состоит в демократизации и расширении тематики русской драматургии. Наряду с дворянством, чиновничеством и купечеством он изображал и простых людей из бедных мещан, ремесленников и крестьян. Героями его произведений стали и представители трудовой интеллигенции (учителя, артисты). В его пьесах о современности воссоздана широкая полоса русской жизни от 40-х и до 80-х годов XIX века. В его исторических произведениях отразилось далекое прошлое нашей родины: начало и середина XVII века. Лишь в оригинальных пьесах Островского действует более семисот говорящих персонажей. А кроме них во многих пьесах имеются массовые сцены, в которых участвуют десятки лиц без речей. Гончаров верно сказал, что Островский «исписал всю московскую жизнь, не города Москвы, а жизнь московского, то есть великороссийского государства» 2. Островский, расширяя тематику отечественной драматургии, решал насущные этические, социально-политические и иные...
    7. Морозов П.: А. Н. Островский - биографическая справка (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом - в коммерческий суд. Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку. К 1846 г. им было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: "Несостоятельный должник" (впоследствии - "Свои люди - сочтемся" ). Небольшой отрывок из этой комедии был напечатан в № 7 "Московского Городского Листка" 1847 г.; под отрывком поставлены буквы: "А. О." и "Д. Г.", то есть А. Островский и Дмитрий Горев. Последний был провинциальный актер (настоящая фамилия - Тарасенков), автор двух-трех пьес, уже игранных на сцене, случайно познакомившийся с Островским и предложивший ему свое сотрудничество. Оно не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. В № 60 и 61 той же газеты явилось, без подписи, другое, уже вполне самостоятельное произведение Островского - "Картины московской жизни. Картина семейного счастья". Эти сцены были перепечатаны, в исправленном виде и с именем автора, под заглавием: "Семейная картина", в "Современнике" 1856 г., № 4. "Семейную картину" сам Островский считал своим первым печатным произведением и именно с нее вел начало своей литературной деятельности. Самым памятным и дорогим днем своей жизни он признавал 14 февраля 1847 г.: в этот день он посетил С. П. Шевырева ...
    8. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: имуществ. Бабст И. К. (1824-1881) - профессор, экономист. Багратион-Мухранский - генерал, крупный грузинский землевладелец. Банков С. - драматург-переводчик. Бакулин - товарищ прокурора в Тифлисе. Бантышев А. С. (1804-1860) - артист Большого театра. Барканов. Барсуков - купец, содержатель гостиницы в Твери. Бастамова А. Н. - сестра писателя Б. Н. Алмазова, члена "молодой редакции" журнала "Москвитянин". Бахметев А. В. - инженер-технолог, брат жены Островского - Марии Васильевны. Башкиров - управляющий домом Кокорева в Баку. Белоха А. П. - артистка Большого театра. Берже А. П. (1828-1886) - археолог, исследователь; опубликовал ряд работ о Кавказе и Востоке. Бернини Лоренцо (1598-1680) - итальянский скульптор и архитектор. Берсенъев Е. В. - знакомый Островского, житель Ржева. Богданов А. Н. - балетмейстер Большого театра. Борисов П. И. - артист Большого театра с 1872 г. Борис Александрович - удельный князь тверской. Борис Годунов - см. Годунов. Боткин В. П. (1811-1869) - писатель, публицист, критик, стоявший на позициях буржуазного либерализма. Брылкин Н. А. - управляющий волжским пароходством компании "Меркурий". Бубнов - содержатель гостиницы в Нижнем-Новгороде. Булгаков П. А. - секретарь русского посольства в Саксонии. Бунге Н. X. (1823-1895, - министр финансов с 1881 по 1886 г. Бурдин Ф. А. (1827-1887) - артист Александрийского театра, друг Островского. Бурлаков Г. Н. - секретарь Островского во время его путешествия по Волге в 1856 году. Бутенко И. Ф. (1852-1891) - артист Большого театра. Ван-Дейк Антонис (1599-1641). Вандраг - владелец шляпного магазина в Москве. Василевский Р. В. - артист Большого театра. Васильева Н. Н. - артистка Малого театра с 1886 по 1906 г. Ватсон В. Ф. (ум. 1896) - по сцене Дубровин. Артист Малого театра с 1886 г., переводчик. Веронезе Паоло (1523-1588). Вильде Н. Е. (1832-1896) - драматург, артист Малого театра, один из руководителей Артистического кружка. Волгина С. П. - провинциальная...
    9. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: А. Тарновский, В. А. Крылов и им подобные. В глазах Островского Бегичев был олицетворением всей мерзости царского, чиновно-бюрократического управления искусством. Берг Николай Васильевич (1823-1884) - поэт и переводчик, преимущественно произведений славянских поэтов (в том числе "Пана Тадеуша" Мицкевича), автор путевых очерков, записок, мемуаров; товарищ Островского по Первой московской гимназии. Сотрудничал в МСКВ. Был тесно связан с кружком Островского и "молодой редакцией" МСКВ; в основном стоял на позициях либерализма. С 1874 по 1877 год редактировал правительственную газету "Варшавский дневник". В статье "Графиня Ростопчина в Москве" (ИВ, 1893, март, стр. 691-708) Берг неоднократно вспоминает о своем знакомстве с Островским в 40-50-х годах, однако в сообщаемых им сведениях много неточностей. Письма Берга к Островскому см. в НП., стр. 21-37. Бларамберг (по мужу Апрелева) Елена Ивановна (род. 1846) - писательница (псевдоним Е. Ардов); начиная с 1870 года, сотрудничала в журналах BE и "Дело" и в газете РВед, в которых печатала свои рассказы, переводы, статьи. Бурдин Федор Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Волков Сергей Арсеньевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Гончаров Иван Александрович (1812-1891). - Начало знакомства А. Н. Островского с И. А. Гончаровым относится к 1856 году, когда драматург...
    10. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    Часть текста: Евстафьевич - см. Мартынов А. Е. Александров - московский домовладелец - 241 Александров Николай Александрович - артист МТ с 1861 г. - 164 Алексеев (Киленин) Александр Алексеевич (1822-1895) - артист AT (с 1839 по 1842 г. и с 1854 по 1882 г.) и частных провинциальных театров, автор кн. "Воспоминания актера А. А. Алексеева", М. 1894-117 Алексей - см. Островский А. А. Алмазов Борис Николаевич (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 36, 79 Андрюша - см. Островский А. Н. Анна Дмитриевна - Никитина, жена Ф. А. Бурдина (см.) - 115, 142, 152, 154, 166, 167, 169, 171, 172, 173, 174, 176, 177, 180, 181, 183, 185, 186, 187, 188, 189, 190, 192, 193, 196, 197, 200, 201, 203, 204, 206, 208, 209, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 226, 227, 228, 229, 230, 235, 236, 238, 239, 240, 242. Анна Яковлевна - 13 Анненков Павел Васильевич (см. "Адресаты А. Н. Островского") - 104, 135 Аноев - владелец кумысного заведения в Самаре - 129 Анофриев Иван - 101 Аристов - артист, режиссер кружка любителей драматического искусства в Петербурге - 95 Астапов К. Г. - художник, старшина Артистического...