• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1911"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    2. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 5. Размер: 138кб.
    3. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава III. "Старый" дом щелыковской усадьбы
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    4. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 4. Размер: 97кб.
    5. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава X. Последние дни и похороны А. Н. Островского
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    6. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    7. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    8. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. В. З. Головина (Воронина). Мое знакомство с А. Н. Островским
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    9. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    10. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    11. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    12. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    13. Василиса Мелентьева (Пьеса написана при участии С. А. Гедеонова). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    14. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и П. М. Садовский (к вопросу об их взаимоотношениях)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    15. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VI. А. Н. Островский и крестьяне
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    16. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    17. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. За кулисами
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    18. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    19. Письма Островского. Условные сокращения
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    20. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    21. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Н. И. Тимковский. Патриарх русской драмы
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    22. На всякого мудреца довольно простоты. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    23. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава I. Сборы и путь в Щелыково
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    24. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Н. В. Рыкалова. А. Н. Островский и Малый театр
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    25. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Писарев. К материалам для биографии А. Н. Островского. Странички воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    26. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    27. Островский А. Н. - Майкову А. А., 8 мая 1886 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    28. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. В. Ф. Лазурский. Из "Дневника"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    29. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    30. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. И. Шуберт. Из книги "Моя жизнь"
    Входимость: 1. Размер: 11кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 5. Размер: 76кб.
    Часть текста: Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга  * 1 4 мая 1848 г. на третий день по приезде в Щелыково Александр Николаевич записал: «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны» 1. Пораженный первозданной роскошью щелыковской природы, Островский говорил о ней словами восторженного восхищения. Извилистую, капризно меняющую свое течение Сендегу, с ее причудливо разнообразными берегами, то дремуче запущенными, то безлесными, открытыми, то донельзя крутыми, высокими, глинистыми, то низкими, песчаными, драматург, по изустной легенде, называл трогательно-ласково — Сендегушка. Щелыковская природа явилась и могучим возбудителем поэтической энергии драматурга, и средой, местом действия героев некоторых его произведений, и предметом их эстетического наслаждения. Вот хотя бы некоторые, наиболее разительные эпизоды ее участия в его пьесах. Трагедия «Гроза» открывается видом с правого высокого берега Волги на Заволжье. Кулигин , любуясь красотой расстилающейся за рекой панорамой, произносит: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Кудряш . А что? Кулигин . Вид необыкновенный! Kpacoтa! Душа радуется. Кудряш . Нештó! Кулигин . Восторг! А ты: «нештó!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита» (т. 2, с. 211). Вероятно, это происходит на кинешемском берегу Волги, в прошлом самом высоком в ряду известных Островскому волжских городов. С этой набережной и других высоких холмов, излюбленных местными жителями, заволжские просторы просматриваются на десятки километров. Кулигин восхищается лесными урочищами Заволжья, пейзажами щелыковских окрестностей. Ими, по-видимому,...
    2. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 5. Размер: 138кб.
    Часть текста: Некрасов и Н. П. Колюпанов. Про себя промолчал. Однажды пошли мы с ним гулять к какому-то ручейку, протекавшему в его имении. — Посмотрите, какова река, настоящий Ниагарский водопад. Я пoдyмaл, что он шyтит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку. — Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же. Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии. — Обратите внимание, что в Щелыкове растет табак, хотя, разумеется, не поспевает. Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич, смеясь говорил, что у Феофана есть табачная плантация... Однажды, гуляя один около реки, я увидал несколько баб, искавших чего-то в реке. Я подошел и спросил, что они собирают. Одна из баб показала мне что-то похожее на камень, но тяжелее камня. Я взял один из них и показал Александру Николаевичу. Он сказал, что это колчедан, и с гордостью заметил, что в его имении есть железная руда»1. Александр Николаевич гордился всем тем, что произрастало в Щелыкове, что входило в состав его природных богатств. Но одиночество даже и в восторженно любимом Щелыкове всегда тяготило Островского. Его охватывали мучительная тоска и скука. Будучи по натуре весьма общительным, он нуждался в собеседниках. Полное наслаждение дарами и красотами природы им испытывалось лишь с кем-либо из близких ему знакомых, в хорошей дружеской компании. Драматург настойчиво приглашал в Щелыково своих приятелей и соблазнял их прелестями деревенской жизни. «Местность у нас превосходная, и все вообще хорошо, — уговаривал он 18 июня 1870 года Н. А. Дубровского, — недостает только приятного общества друзей; брат приехал ненадолго и скоро уезжает. Ты бы сделал очень доброе дело, если б ...
    3. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава III. "Старый" дом щелыковской усадьбы
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    Часть текста: не выдумаешь ничего подобного» (XIII, 186-187). Этот дом действительно оригинален внешне1 и весьма удобен, уютен расположением комнат внутри2. Он — одноэтажный. Но антресоли в виде верхнего полуэтажа с восемью окнами придают ему с северного фасада облик двухэтажного. Четыре белые колонны посредине открытой террасы и два крыльца по углам, черное, служебное (восточное), и парадное (западное), к которому подъезжали экипажи, сообщают ему нарядность и своеобразную импозантность. Высокий чердак над остальной частью здания с большим полукруглым окном на юг позволил сделать всю крышу на одном уровне, что способствует стройности и гармоничности архитектуры дома. На южном фасаде большая терраса, крытая тесом, с парусиновым бордюром наверху, с опускающимися на шнурах, наподобие штор, занавесками из сурового полотна. На террасе длинный некрашеный стол, а вокруг него плетеная мебель: стулья, кресла, диванчики. Южная терраса — место вечернего чая, дружеских бесед с гостями, а иногда в жаркие дни и творческой работы драматурга. Во времена Островского с южной террасы открывался вид на деревню Василёво, на церковь погоста Бережки и на церковь села Твердово. Владельцы усадьбы строго следили, чтобы эта панорама не закрывалась зелеными насаждениями усадьбы. Просеки прочищались, липы на склоне перед домом регулярно подстригались. На окнах южной стороны для защиты от солнца были маркизы, то есть наружные навесы. 20 июня 1878 года Островский сообщал Бурдину, что «лютая гроза сорвала и поковеркала у нас маркизы» (XV, 118). Дом, окруженный цветником, отделялся от двора палисадником,...
    4. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 4. Размер: 97кб.
    Часть текста: в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского 1 Александр Николаевич Островский — глубочайший знаток русской природы, пламенно и нежно увлеченный ею с юношеских лет. Ему ведомы были все красивейшие уголки Подмосковья, которые он исходил как страстный рыболов и охотник вдоль и поперек. Его, истинно понимавшего все очарование Подмосковья, благодатного края заповедных рощ, пленительных речушек, живописных полян, пригорков и оврагов, крошечных, тенистых и многоводных прудов, трудно было удивить чем-либо новым. Для этого требовалось что-то необыкновенное, из ряда вон выходящее. Нужно было чудо. И такое чудо нашлось. Им оказалось Щелыково. 4 мая 1848 года на третий день по приезде в Щелыково Александр Николаевич записал: «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны» (XIII, 187). Шесть новых дней пребывания в Щелыкове лишь усилили его первые впечатления: «Что за реки, что за горы, что за леса» (XIII, 187—188). Пораженный первозданной роскошью щелыковской природы, Островский полюбил ее безоглядно и навсегда. С годами его увлечение красотами Щелыкова не уменьшалось, а усиливалось. Чем больше жил здесь драматург, тем роднее, милее и притягательнее становилась ему эта на самом деле сказочно-волшебная природа. И говорил он о ней лишь словами восторженного восхищения. Извилистую, капризно меняющую свое течение Сендегу, с ее причудливо разнообразными берегами, то дремуче запущенными, то безлесными, открытыми, то донельзя крутыми, высокими, глинистыми, то...
    5. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава X. Последние дни и похороны А. Н. Островского
    Входимость: 3. Размер: 65кб.
    Часть текста: Николаевича и укрепит его здоровье, так необходимое ему теперь, когда осуществилась его долгожданная мечта и он стал художественным руководителем московских театров. Жизнь в Щелыкове шла своим чередом. 24 мая Мария Васильевна писала П. И. Андроникову в Кострому: «Будьте так добры, пришлите, пожалуйста, фортепьянного мастера из Костромы. Я слышала, будто там есть хороший. Если можно, то пусть приедет настроить у нас фортепьяно и направит его и захватит на всякий случай струн» 1. Но эта просьба оказалась лишней. Лучший фортепьянный настройщик Костромы (Чистяков), разъезжавший по поместьям, неожиданно заехал 28 мая в Щелыково и привел инструмент в полный порядок. Между Марией Васильевной и П. И. Андрониковым шли переговоры о какой-то лодке, и Мария Васильевна 28 мая отвечала ему: «Александр Николаевич приедет завтра, и мы поговорим с ним насчет лодки, тогда уже и известим Вас» 2. А между тем здоровье драматурга не улучшалось, а явно ухудшалось. Перед выездом из Москвы в Щелыково он чувствовал себя очень плохо. Все чаще и чаще им испытывались приступы неотвратимо развивавшейся болезни. Участились припадки удушья и сердечные боли, спазмы. 19 мая он извещал Марию Васильевну: «Здоровье мое очень расстроилось, в субботу и вчера не ел ничего и обе ночи не спал, так и не раздевался, начались боли рук и дурноты, вчера посылали за Добровым... Он нашел очень сильное расстройство всей нервной системы» 3. Бурдин вспоминал: «С грустью, каждый день я убеждался, что он не только не работник, но и не жилец на белом свете. К довершению несчастья, перед своим отъездом в деревню он простудился; ревматические боли усилились в крайней степени: по целым часам он не...
    6. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: ПРИМЕЧАНИЯ Первые, хотя и очень скудные сведения об А. Н. Островском стали появляться в печати еще при его жизни. Так, Н. В. Берг в "Воспоминаниях о Гоголе" ("Русская старина", 1872, N 1) рассказал о чтении в доме М. П. Погодина комедии "Свои люди - сочтемся!", а в "Московских воспоминаниях" (1884) {Если упомянутое в преамбуле воспоминание включено в настоящий сборник, библиографические сведения к нему не указаны. Их можно найти на соответствующей странице примечаний.} - о молодом Островском и его друзьях. О чтении той же нашумевшей в свое время комедии в доме В. А. Соллогуба упоминает в "Литературных воспоминаниях" (СПб. 1876, стр. 173) И. И. Панаев. В 1881-1884 годах И. Ф. Горбунов печатал в "Новом времени" фрагменты своих мемуаров. Воспоминания, специально посвященные Островскому, начали печататься лишь после его смерти. Уже в 1886 году были опубликованы мемуары С. В. Васильева (Флерова), Д. В. Аверкиева, С. Н. Худекова, Ф. А. Бурдина. В последующем их появление приурочивалось, как правило, к годовщинам рождения или смерти драматурга. В 1923 году, к столетию со дня рождения А. Н. Островского, была напечатана первая библиография воспоминаний о нем, включавшая 35 названий {Н. К. Пиксанов, Островский. Литературно-театральный семинарий, Иваново-Вознесенск, 1923, стр....
    7. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи). Барцал Антон Иванович (1847-1927) - певец-тенор, с 1882 по 1903 г. - главный режиссер оперы в БТ в Москве. Богданов Александр Федорович (ум. 1877) - артист МТ с 1830 г., с 1861 г. - режиссер МТ. Бурдин Федор Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Ватсон (по сцене Дубровин) Василий Фомич (ум. 1896) - переводчик, артист. Островский редактировал некоторые переводы Ватсона. В 1886 г., став заведующим репертуарной частью Московских имп. театров, Островский включил Ватсона в состав труппы МТ и рекомендовал его на должность помощника режиссера. Вейнберг Петр Исаевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Всеволожский Иван Александрович (1835-1909) - до 1881 г. состоял на дипломатической службе. С 1881 по 1899 г. был директором имп. театров (с 1886 г. только петербургских). Д. В. Григорович едко назвал его "директором из гиацинтовой помады". Всеволожский интересовался по преимуществу балетом, меньше русской оперой и еще меньше русским драматическим театром. Актер Ф. А. Бурдин в неопубликованной части своих воспоминаний (ГЦТМ) характеризует Всеволожского как бюрократа, презирающего русское искусство, и формалиста-администратора. Письма Всеволожского к Островскому хранятся в ГЦТМ. Гедеонов Степан Александрович (1816-1878) - историк, литератор, театральный критик, драматург, автор исторической мелодрамы "Смерть Ляпунова". С 1867 по 1876 г. - директор императорских театров. Островский познакомился с ним в 1867 г. Драматург вначале возлагал на Гедеонова большие надежды. ...
    8. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. В. З. Головина (Воронина). Мое знакомство с А. Н. Островским
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: Познакомилась я с Александром Николаевичем в Самаре в зиму 1847 или 1848 года 1 , не помню хорошенько. Помню только, что Александр Николаевич где-то служил 2 и приехал в Самару с Евгением Николаевичем Эдельсоном в качества "дельца", над чем они оба очень смеялись. Приехали они по поручению одной дамы, которая жила тогда в Москве и имела в Самаре какие-то недоразумения с своими родственниками. Эта дама была приятельницей одной из моих сестер и еще задолго до их приезда письменно рекомендовала моей матери этих молодых людей. Об Эдельсоне я уже много прежде слышала от моих сестер, которые видали его в Москве. Он тогда увлекался Лессингом, переводил его "Лаокоона", и сестры мои находили его очень умным и интересным. Одна из них даже описала в очень поэтичном четверостишии рыжую голову Эдельсона: Бог великих дум хранилищем Вашу голову избрал, Потому, как над святилищем, Золотой покров ей дал. Про Островского говорили, что он тоже "пописывает", и потому их приезд очень интересовал меня. Наконец они приехали, и как только я услыхала, что они у нас, вышла в гостиную и тотчас же узнала, по рассказам, белого, розового, с красивыми чертами лица, рыжего и кудрявого Эдельсона и догадалась, что бледный, высокий, тонкий, с большим лбом и совсем прямыми белокурыми волосами молодой человек должен быть Островский. Эдельсон уже говорил что-то горячо и интересно, вовлекая всех в разговор; белокурый молодой человек больше молчал и казался очень застенчивым и незанимательным, хотя смотрел на нас как-то не совсем просто, что меня против него сразу вооружило. В провинции в то время гостеприимство было самое радушное, и эти...
    9. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    Часть текста: много верного было сказано о спектакле МХТ «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), о мейерхольдовской «Грозе». Однако судьба Островского оказалась связанной со всей громадой русского театра, в первую очередь с жизнью многочисленных провинциальных трупп. Именно провинция еще до открытий Художественного театра признала Чехова, дала широкую жизнь персонажам горьковских пьес и повестей. Если рассматривать движение русского театра в этот период, то нетрудно заметить, что оно стимулировалось творчеством таких авторов, как Чехов, Горький, Ибсен и др. Вместе с тем, отношение сцены и критики к Островскому отражало состояния театральной культуры в целом. Спор о его наследии каждый раз оказывался обсуждением самобытности русского театра. История критики свидетельствует о существовании постоянной, хотя и менявшей основания, оппозиции к Островскому. Однако из всех гонений на драматурга поход против него символистов был самым непримиримым и теоретически оснащенным. Залпы модернистской критики по оставшемуся без надежного теоретического прикрытия Островскому явились частью стратегии на «сокрушение» русского реалистического театра — он целиком не устраивал символистов с их планами коренного переворота в искусстве. Все, что составляет театр, — от репертуара до зрителя — подвергалось нигилистической критике за «позитивизм»,...
    10. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в нач. 70-х годов), старший сын А. Н. Островского. Александров Николай Александрович (ум. 1885), артист моск. Малого театра. Александрова Екатерина Петровна, артистка моск. Малого театра (1886-1906). Александрова Мария Михайловна (1839-1904), артистка Александрийского театра в Петербурге. Алексей - см. Александров А. А. Алексей Михайлович (1629 1676), русск. царь (1645-1676). Алеша - см. Бурдин А. Ф. Алмазов Борис Николаевич (1827-1876), поэт, фельетонист, критик. - "Крестоносцы". - "Московский поэт и петербургский обыватель". Андреев-Бурлак Василий Николаевич (1843-1888), артист провинц. театров и моск. театров А. А. Бренко (1880-1882) и Ф. А. Корша (1882). Андреянова Елена Ивановна (1819-1857), балерина Петербург, императ. театров. Анисе-Буржуа Огюст (1806-1871), франц. драматург. - "Детский доктор". Анненков Николай Николаевич (1790-1865), генерал-адъютант, член Госуд. совета, председатель "Комитета 2 апреля" (по надзору за печатью). Анненков ...