• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1910"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 17. Размер: 49кб.
    2. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
    Входимость: 5. Размер: 195кб.
    3. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    4. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    5. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    6. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    7. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    8. На всякого мудреца довольно простоты. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    9. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    10. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    11. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    12. Островский А. Н. - Горбунову И. Ф., 16 июня 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    13. Носков А. И.: А. Н. Островский в Сызрани и Самаре
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    14. Островский А. Н. - Федорову П. С., 26 октября 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    15. Островский А. Н. - Горбунову И. Ф., 4 февраля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Островский А. Н. - Самойлову В. В., 22-23 октября 1866 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    17. Островский А. Н. - Микешяну М. О., 29 апреля 1876 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Островский родился...
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    19. Островский А. Н. - Цуханову М. И., 15 декабря 1874 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    20. Островский А. Н. - Живокини Д. В., 21 мая 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    21. Островский А. Н. - Горбунову И. Ф., 10 мая 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    22. Островский А. Н. - Майкову А. А., 4 октября 1881 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    23. Островский А. Н. - Самойлову В. В., 17-18 февраля 1863 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    24. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    25. Островский А. Н. - Бурдину Ф. А., 10 февраля 1881 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    26. Островский А. Н. - Черневскому С. А., 14 декабря 1883 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Островский А. Н. - Горбунову И. Ф., Конец апреля 1868 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    28. Островский А. Н. - Самойлову В. В., 27 октября 1865 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    29. Островский А. Н. - Дубровскому Н. А., 8-12 июня 1865 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    30. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    31. Островский А. Н. - Микешину М. О., 27 апреля 1878 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    32. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Н. Л. Кропачев. А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    33. Василиса Мелентьева (Пьеса написана при участии С. А. Гедеонова). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    34. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    35. Айхенвальд Ю. И.: Островский
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    36. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Отдельные записи
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. Островский А. Н. - Цуханову М. И., 2-3 декабря 1874 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Островский А. Н. - Черневскому С. А., Конец декабря 1884 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    39. Островский А. Н. - Самойлову В. В., Начало (4-5) декабря 1866 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    40. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    41. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. З. Бураковский. А. Н. Островский на представлении "Ревизора" Гоголя в Общедоступном театре
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    42. Островский А. Н. - Горбунову И. Ф., 27 июля 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    43. Мейерхольд В. Э.: К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    44. Островский А. Н. - Васильевой (Лавровой) Е. Н., 8 июня 1865 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    45. Островский А. Н. - Максимову С. В., б ноября 1871 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    46. Островский А. Н. - Федорову П. С., 27 июля 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    47. Щелыково 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    48. Островский А. Н. - Самойлову В. В., Начало апреля 1865 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    49. Островский А. Н. - Карзинкину А. А., 16 июля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    50. Островский А. Н. - Васильевой (Лавровой) Е. Н., 25 мая 1865 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 17. Размер: 49кб.
    Часть текста: и как ответчик за весь надоевший жанризм его эпигонов. Московский Художественный театр первые двенадцать лет своего существования Островского не ставил, если не считать характерного исключения — «весенней сказки» «Снегурочка». Глубины и художественной правды в постижении драматурга добивались выдающиеся мастера Александринского и Малого театров . Преимущественное внимание критики обращали на известные постановки образцовых сцен Петербурга и Москвы. Позднее много верного было сказано о спектакле МХТ «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), о мейерхольдовской «Грозе». Однако судьба Островского оказалась связанной со всей громадой русского театра, в первую очередь с жизнью многочисленных провинциальных трупп. Именно провинция еще до открытий Художественного театра признала Чехова, дала широкую жизнь персонажам горьковских пьес и повестей. Если рассматривать движение русского театра в этот период, то нетрудно заметить, что оно стимулировалось творчеством таких авторов, как Чехов, Горький, Ибсен и др. Вместе с тем, отношение сцены и критики к Островскому отражало состояния театральной культуры в целом. Спор о его наследии каждый раз оказывался обсуждением самобытности русского театра. История критики свидетельствует о существовании постоянной, хотя и менявшей основания, оппозиции к Островскому. Однако из всех гонений на драматурга поход против него символистов был самым непримиримым и теоретически оснащенным. Залпы модернистской критики по оставшемуся без надежного теоретического прикрытия Островскому явились частью стратегии на «сокрушение» русского реалистического театра — он целиком не устраивал символистов с их планами коренного переворота в искусстве. Все, что составляет театр, — от репертуара до зрителя — подвергалось нигилистической критике за...
    2. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
    Входимость: 5. Размер: 195кб.
    Часть текста: Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Род Толстых существовал в России шестьсот лет. По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одно-(*77)му из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой. Прадед Льва Толстого Андрей Иванович был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из главных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье. Падение Софьи заставило его перейти на сторону Петра, который долгое время не доверял Толстому и на веселых пирах частенько срывал с него парик и, ударяя по плеши, приговаривал: "Головушка, головушка, если бы ты не была так умна, то давно бы с телом разлучена была". Однако участник Азовского похода 1696 года, знаток морского дела, досконально изучивший его в период двухгодичной командировки в Италию, человек европейски образованный, П. А. Толстой в 1701 году в период резкого обострения русско-турецких отношений, был назначен Петром I на важный и трудный пост посланника в Константинополе. Ему дважды приходилось сидеть в Семибашенном замке, изображенном на фамильном гербе Толстых в честь особых дипломатических заслуг знатного пращура. В 1717 г. П. А. Толстой оказал царю особо важную услугу, склонив царевича Алексея к возвращению в Россию из...
    3. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 5. Размер: 74кб.
    Часть текста: печати УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ Составила И. А. Ревякина В указатель не включены имена и названия, встречающиеся только в научном аппарате издания. Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901), артистка Александрийского театра в Петербурге. Абиссов Клавдий Афанасьевич, частный пристав в г. Романове - Борисоглебске. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783), писатель, поэт, драматург - 135. Аверкиев Дмитрий Васильевич. Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937), дирижер и главный хормейстер моск. Большого театра, с 1883 г. педагог Агафья Ивановна, первая жена А. Н. Островского (1821 или 1822-1867). Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в нач. 70-х годов), старший сын А. Н. Островского. Александров Николай Александрович (ум. 1885), артист моск. Малого театра. Александрова Екатерина Петровна, артистка моск. Малого театра (1886-1906). Александрова Мария Михайловна (1839-1904), артистка Александрийского театра в Петербурге. Алексей - см. Александров А. А. Алексей Михайлович (1629 1676), русск. царь (1645-1676). Алеша - см. Бурдин А. Ф. Алмазов Борис Николаевич (1827-1876), поэт, фельетонист, критик. - "Крестоносцы". - "Московский поэт и петербургский обыватель". Андреев-Бурлак Василий Николаевич...
    4. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 4. Размер: 23кб.
    Часть текста: и переделок модных французских развлекательных пьес, которые он обрабатывал совместно с К. А. Тарновским и В. И. Родиславским. В 1864 году был назначен начальником репертуарной части Московских имп. театров, а в 1881-1882 годах состоял их управляющим. На ответственном театральном посту Бегичев проявил себя как типичный бюрократ, которому интересы подлинного передового искусства были совершенно чужды. Насаждаемый им фаворитизм привел к ослаблению превосходной труппы МТ. Внешне подчеркивая свое уважение к Островскому, Бегичев в то же время всячески препятствовал его пьесам занять должное место в репертуаре и загромождал последний пустыми пьесами драмоделов-ловкачей, как К. А. Тарновский, В. А. Крылов и им подобные. В глазах Островского Бегичев был олицетворением всей мерзости царского, чиновно-бюрократического управления искусством. Берг Николай Васильевич (1823-1884) - поэт и переводчик, преимущественно произведений славянских поэтов (в том числе "Пана Тадеуша" Мицкевича), автор путевых очерков, записок, мемуаров; товарищ Островского по Первой московской гимназии. Сотрудничал в МСКВ. Был тесно связан с кружком Островского и "молодой редакцией" МСКВ; в основном стоял на позициях либерализма. С 1874 по 1877 год редактировал правительственную газету "Варшавский дневник". В статье "Графиня Ростопчина в Москве" (ИВ, 1893, март, стр. 691-708) Берг неоднократно вспоминает о своем знакомстве с Островским в 40-50-х годах, однако в сообщаемых им сведениях много неточностей. Письма Берга к Островскому см. в НП., стр. 21-37. Бларамберг (по мужу Апрелева) Елена Ивановна (род. 1846) - писательница (псевдоним Е. Ардов); начиная с 1870 года, сотрудничала в журналах BE и "Дело" и в газете РВед, в которых печатала...
    5. Ревякин А. И.: Незаконченные исторические произведения А. Н. Островского "Лиса Патрикеевна" и "Александр Македонский"
    Входимость: 3. Размер: 37кб.
    Часть текста: участием в 1856 г. в «Литературной экспедиции», организованной Морским ведомством 1. В этой экспедиции на долю Островского досталось верховье Волги. «Еще в 1856 г., во время своей поездки на Волгу, — писал П. Морозов, — Островский задумал написать драматическую хронику из эпохи … смутного времени Московского государства… и он предался этому изучению со всей энергиею, знакомился с историческими памятниками, с нравами и обычаями XVII в., его преданиями и языком» 2. По мнению С. Шамбинаго, «свою программу он раздвинул шире официальной, сделавшись этнографом, историком, языковедом, статистиком, не перестав быть поэтом. Прежде всего живо и проникновенно воспринял он своеобразную прелесть новой для него природы, капризно сплетавшейся с живописностью городов, полных остатками прошлого, нравов и обычаев, языка и одежды… Припомнилась историческая вольница, гулявшая на волжском раздолье. Города в то же время говорили ему о прошлом, о временах падения и возвышения государства, казали оригинальные современные типы, уходившие корнями в далекую старину… Не мудрено, что древняя река… многообразно вдохновила поэта» 3. Наряду с другими произведениями, полагал С. Шамбинаго, плодом этого вдохновения, явилась драматическая хроника...
    6. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 2. Размер: 76кб.
    Часть текста: то, что делается на сцене…». Н. Н. Страхов «Новое художественное произведение и наша критика» В отношении Островского еще в недрах радикально-демократической критики была сформулирована идеологема, сохранившая свое влияние до сих пор. Это пресловутое «темное царство». Жизнь этой идеологеме дал Н. А. Добролюбов в статье «Темное царство» (1859), опубликованной в «Современнике» в №7, за год до появления «Грозы» (1860) А. Н. Островского. Героев Островского он оценивал сквозь призму этой идеологемы, а значение драматурга связывал с искусством обличителя «обитателей» «темного царства». Идеальный мир героев Островского – смиренных, послушных родительской воле, терпеливых – для Добролюбова был непонятен: они казались ему «неразвитыми» в общественном смысле, «ограниченными», «забитыми». Весь пафос статьи направлен на разоблачение «самодурства»: «И такова темнота разумения в «темном царстве», что не только сам самодур, но и все обиженные и задавленные им признают такой порядок вещей совершенно естественным. Лучшим выражением этой любопытной стороны в организации «темного царства» представляется комедия «Не так ...
    7. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: "Заря", "Русский вестник", автор исследования "О драме". Из его пьес в свое время пользовались успехом "Фрол Скобеев" (1869), "Каширская старина" (1871) и "Трогирский воевода" (1882). Письма Аверкиева к Островскому см. в НП, стр. 7-9. Алмазов Борис Николаевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - выдающийся композитор, музыкальный и общественный деятель, руководитель новой русской музыкальной школы (так называемой "могучей кучки": Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи). Барцал Антон Иванович (1847-1927) - певец-тенор, с 1882 по 1903 г. - главный режиссер оперы в БТ в Москве. Богданов Александр Федорович (ум. 1877) - артист МТ с 1830 г., с 1861 г. - режиссер МТ. Бурдин Федор Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Ватсон (по сцене Дубровин) Василий Фомич (ум. 1896) - переводчик, артист. Островский редактировал некоторые переводы Ватсона. В 1886 г., став заведующим репертуарной частью Московских имп. театров, Островский включил Ватсона в состав труппы МТ и рекомендовал его на должность помощника режиссера. Вейнберг Петр Исаевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Всеволожский Иван Александрович (1835-1909) - до 1881 г. состоял на дипломатической службе. С 1881 по 1899 г. был директором имп. театров (с 1886 г. только петербургских). Д. В. Григорович едко назвал его "директором из гиацинтовой помады". Всеволожский интересовался по преимуществу балетом, меньше русской оперой и еще меньше русским драматическим театром. Актер Ф. А. Бурдин в неопубликованной части своих воспоминаний (ГЦТМ) характеризует Всеволожского как бюрократа,...
    8. На всякого мудреца довольно простоты. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: торопил Островского; драматург отвечал 30 сентября Бурдину: «Сюжет так серьезен, что торопиться никак нельзя, особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько» (т. XIV, стр. 168). Пьеса была окончена 7 октября того же года. Социально-политическая острота комедии вызвала резкое недовольство консервативной общественности. Стремясь опорочить комедию, снизить ее идейно-художественное значение, консервативные критики писали о нетипичности, о грубой утрированности образов комедии, о водевильности многих ее ситуаций и композиционной бессвязности (В. П. Буренин (Z) — «Санкт-Петербургские ведомости», 1869, № 11, 11 января; Д. В. Аверкиев — «Голос», 1868, № 304, 3 ноябри, и др.). Либеральная критика, не принимая сатирической направленности комедии, встретила ее также по преимуществу отрицательно (см., например, рецензию С. А. Венгерова (W), «Русский инвалид». 1868, № 301, 3 ноября). Более благосклонно отозвалась о пьесе газета «Современная летопись». Ее рецензент (А. С.), не принимая резкой сатиры Островского, обвиняя драматурга в преувеличении и шаржировке, отмечал и достоинства пьесы, называл ее «капитальной», «исполненной современного интереса и несомненных литературных достоинств» («Современная летопись»,...
    9. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: (р. 1864) - певец, в 1886 г. был принят в состав труппы Большого театра Арбенин - c 1885 г. артист Малого театра Арди (Нечаев) Николай Иванович (1834-1890) - провинциальный артист, вступивший в 1871 г. в труппу Александрийского театра Артистический кружок Баженов Иван Николаевич - брат драматурга А. Н. Баженова Барцал Антон Иванович (1847-1927) - артист и оперный режиссер Большого театра Баскаков - держатель буфета в Артистическом кружке Баташев Н. - переводчик-драматург Бегичев Владимир Петрович (1830-1891) - драматург, инспектор репертуара московских театров Белоха - певица Беранже Пьер-Жан(1780-1857) Берг Константин Федорович (ум. 1881) - провинциальный артист, вступивший в 1872 г. в труппу Малого театра Благородное собрание Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) - писатель, критик, в течение двух лет был членом Театрального литературного комитета Божанов - драматург Большой театр Бомарше (1732-1799) Бороздина Варвара Васильевна (1828-1866) - с 1849 г. артистка Малого театра Бороздина Евгения Васильевна (ум. 1869) - в 1849-1861 гг. артистка Малого театра Борх Александр Михаилович (1804-1867) - в 1862-1867 гг. директор императорских театров Боскович - артист Бренко (Левенсон) Анна Алексеевна...
    10. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    Часть текста: <...> Приступая к нашей заметке, мы оговариваемся, что берем небольшой период из жизни Островского, а именно тот, когда знаменитый драматург, утомленный борьбою с чиновниками, затворился в своей квартире и по нескольку лет не посещал театров, которым посвятил свою жизнь 1 . Мое знакомство с Александром Николаевичем произошло при исключительных условиях. Воспитавшись на его произведениях, я рано почувствовал потребность работать для сцены, но, как не посвященный в тайны цензурного ведомства, никак не мог найти верный угол зрения. Первая драма, в которой я выставил самосуд на почве благородного негодования, была не только забракована цензурой, но мне даже угрожали оставить рукопись при делах комитета. Во второй работе я описал, как женщина, доведенная мужем до отчаяния и не находя защиты в законе, решается деньгами откупиться от ненавистного человека. Это было обычным явлением того времени, и все знали, что подобные сделки совершались повсеместно, но охранительная цензура желала Держать на глазах людей повязку, чтобы они видели только то, что им показывают, а не то, что есть. Пьеса была также забракована 2 . В третьей комедии я выставил, как женщина, не знавшая счастья в супружестве и овдовевши, взяла себе в дом, в виде управляющего, "друга сердца". Этот молодец изменял своей дульцинее и хапал из имения все, что только мог. У помещицы были две взрослые дочери; девушки возмутились и потребовали удаления "управляющего". В свою очередь, и он не дремал и с необычайною дерзостью стал относиться к молодым хозяйкам. Те вызвали тетку, грубую и энергичную женщину, напоминавшую своим видом скорее мужчину, чем барыню. Она...