• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1905"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    2. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    3. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    4. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Писарев. К материалам для биографии А. Н. Островского. Странички воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    5. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 97кб.
    6. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 138кб.
    7. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Начало
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    8. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    9. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    10. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    11. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 2. Размер: 117кб.
    12. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Д. В. Аверкиев. А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Воспоминания Н. Н. Любимова об Островском
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    14. Раков В. П.: Литературная теория П. Н. Сакулина
    Входимость: 1. Размер: 55кб.
    15. Островский А. Н. - Васильеву П. В., 29 ноября 1867 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    16. Василиса Мелентьева (Пьеса написана при участии С. А. Гедеонова). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    17. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Успех и удача
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    18. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    19. А. И. Ревякин — ученый и педагог (1900-1983)
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    20. Коточигова Е. Р.: Соавторы А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    21. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Последний акт
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    22. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    23. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    24. Рахманова М.: История создания оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" (по пьесе А. Н. Островского)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    25. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава I. Сборы и путь в Щелыково
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    26. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Антон Павлович Чехов (1860-1904)
    Входимость: 1. Размер: 122кб.
    27. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Островский родился...
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    28. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    29. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    30. Воевода (Сон на Волге) - 1-я редакция. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    31. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Всех! Всех!
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    32. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Годы молодые
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    33. Островский А. Н. - Бларамберг Е. И., 3 января 1878 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    34. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. З. Бураковский. А. Н. Островский на представлении "Ревизора" Гоголя в Общедоступном театре
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    35. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    36. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. С. В. Максимов. Александр Николаевич Островский
    Входимость: 1. Размер: 167кб.
    37. Писарев М. И.: "Гроза". Драма А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    38. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    39. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. П. М. Невежин. Воспоминания об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 88кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 4. Размер: 74кб.
    Часть текста: большой запас наблюдений над тем миром замоскворецкого купечества, который он впоследствии с таким блеском изобразил. Первым литературным произведением О. были две сцены из комедии "Несостоятельный должник", появившиеся в № 7 газеты "Московский городской листок" за 1847. То были первые зарисовки комедии "Свои люди — сочтемся". В той же газете несколько позднее (№№ 119—120) были напечатаны "Записки замоскворецкого жителя", единственное беллетристич. произведение Островского, отмеченное влиянием Гоголя и "натуральной школы". В 1849 О. закончил комедию "Свои люди — сочтемся", которая и была напечатана в следующем году в мартовской книжке "Москвитянина". Цензура, усмотревшая в комедии оскорбление купеческого сословия, не разрешила "Своих людей" к постановке на сцене; несмотря на это первое произведение О. обеспечило молодому драматургу широкую известность. Дальнейшая деятельность Островского проходит в кружке "молодой редакции" "Москвитянина" ( см. ), который сыграл исключительную роль в идеологическом самоопределении О. Не чуждый в начале своей деятельности некоторым западническим тенденциям, восторженно читавший "Отечественные записки", О. примкнул затем к "молодой редакции" "Москвитянина", выражавшей идеологию буржуазного славянофильства. В письме к Погодину от 30 сентября 1853 О. отмечал в себе этот переход на новые идеологические позиции: "Взгляд на жизнь в первой моей комедии, — читаем мы в этом письме, — кажется мне молодым и...
    2. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 752-1165)
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: "Фрол Скобеев" (1869), "Каширская старина" (1871) и "Трогирский воевода" (1882). Письма Аверкиева к Островскому см. в НП, стр. 7-9. Алмазов Борис Николаевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - выдающийся композитор, музыкальный и общественный деятель, руководитель новой русской музыкальной школы (так называемой "могучей кучки": Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи). Барцал Антон Иванович (1847-1927) - певец-тенор, с 1882 по 1903 г. - главный режиссер оперы в БТ в Москве. Богданов Александр Федорович (ум. 1877) - артист МТ с 1830 г., с 1861 г. - режиссер МТ. Бурдин Федор Алексеевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Ватсон (по сцене Дубровин) Василий Фомич (ум. 1896) - переводчик, артист. Островский редактировал некоторые переводы Ватсона. В 1886 г., став заведующим репертуарной частью Московских имп. театров, Островский включил Ватсона в состав труппы МТ и рекомендовал его на должность помощника режиссера. Вейнберг Петр Исаевич - см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV наст. изд. Всеволожский Иван Александрович (1835-1909) - до 1881 г. состоял на дипломатической службе. С 1881 по 1899 г. был директором имп. театров (с 1886 г. только петербургских). Д. В. Григорович едко назвал его "директором из гиацинтовой помады". Всеволожский интересовался по преимуществу балетом, меньше русской оперой и еще меньше русским драматическим театром. Актер Ф. А. Бурдин в...
    3. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 3. Размер: 27кб.
    Часть текста: вступивший в 1871 г. в труппу Александрийского театра Артистический кружок Баженов Иван Николаевич - брат драматурга А. Н. Баженова Барцал Антон Иванович (1847-1927) - артист и оперный режиссер Большого театра Баскаков - держатель буфета в Артистическом кружке Баташев Н. - переводчик-драматург Бегичев Владимир Петрович (1830-1891) - драматург, инспектор репертуара московских театров Белоха - певица Беранже Пьер-Жан(1780-1857) Берг Константин Федорович (ум. 1881) - провинциальный артист, вступивший в 1872 г. в труппу Малого театра Благородное собрание Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) - писатель, критик, в течение двух лет был членом Театрального литературного комитета Божанов - драматург Большой театр Бомарше (1732-1799) Бороздина Варвара Васильевна (1828-1866) - с 1849 г. артистка Малого театра Бороздина Евгения Васильевна (ум. 1869) - в 1849-1861 гг. артистка Малого театра Борх Александр Михаилович (1804-1867) - в 1862-1867 гг. директор императорских театров Боскович - артист Бренко (Левенсон) Анна Алексеевна (1849-1934) - артистка Малого театра, организатор первого частного театра в Москве, носившего наименование "Театр близ памятника Пушкина" Бутенко Иван Филиппович (1852-1891) - певец, с 1885 г. артист Большого театра Валевский Варламов Константин Александрович (1848-1915) - с 1875 г. артист Александрийского театра Василевский Р. - певец, артист Большого театра Васильев - артист Александрийского театра Васильев Павел Васильевич (1832-1879) - в 1856-1874 гг. артист Александрийского театра Васильев Сергей Васильевич (1827-1852) - с 1844 г. артист Малого театра Васильева Екатерина Николаевна (1826-1877) - с 1843 г....
    4. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Писарев. К материалам для биографии А. Н. Островского. Странички воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: сочтемся!" все еще тяготело запрещение. Автору было неофициально сообщено, что комедия его может быть вторично напечатана только при условии тех изменений, какие были в 1850 году указаны журналом "Комитета 1848 года" 1 . Приходилось, volens-nolens {волей-неволей (лат.). }, подчиниться этому требованию. Иначе издание лишилось бы одного из самых лучших своих украшений. Покойный Островский всегда с глубокой, невыразимой горечью вспоминал об этом печальном факте. - Чувство, которое я испытывал, перекраивая "Своих людей" по указанной мерке, - говорил он, - можно сравнить разве только с тем, если бы мне велели самому себе отрубить руку или ногу. <...> В 1859 году вышло (первое) собрание сочинений Островского в роскошном двухтомном издании графа Кушелева-Безбородко. В первом томе вслед за "Семейной картиной" была напечатана "изувеченная", как называл ее сам Островский, комедия "Свои люди - сочтемся!". Но и в такой форме ее допустили только в печать, а о сцене посоветовали забыть и больше не думать. Островский не умел ни просить, ни хлопотать о себе. Он спешил всегда все сделать для других и никогда - для себя. Пьесе, вероятно, еще много лет пришлось бы...
    5. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава VIII. Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 97кб.
    Часть текста: крошечных, тенистых и многоводных прудов, трудно было удивить чем-либо новым. Для этого требовалось что-то необыкновенное, из ряда вон выходящее. Нужно было чудо. И такое чудо нашлось. Им оказалось Щелыково. 4 мая 1848 года на третий день по приезде в Щелыково Александр Николаевич записал: «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны» (XIII, 187). Шесть новых дней пребывания в Щелыкове лишь усилили его первые впечатления: «Что за реки, что за горы, что за леса» (XIII, 187—188). Пораженный первозданной роскошью щелыковской природы, Островский полюбил ее безоглядно и навсегда. С годами его увлечение красотами Щелыкова не уменьшалось, а усиливалось. Чем больше жил здесь драматург, тем роднее, милее и притягательнее становилась ему эта на самом деле сказочно-волшебная природа. И говорил он о ней лишь словами восторженного восхищения. Извилистую, капризно меняющую свое течение Сендегу, с ее причудливо разнообразными берегами, то дремуче запущенными, то безлесными, открытыми, то донельзя крутыми, высокими, глинистыми, то низкими, песчаными, Островский, по изустной легенде, называл трогательно-ласково — Сендегушка. Покоренный редкостным своеобразием, национально-русской красотой привольно раскинувшихся перед ним пейзажей, Островский уже на четвертый день первого пребывания в Щелыкове уверял: «Здесь все вопиет о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, перед которыми Чертов овраг в Нескучном саду очень незначителен, и живописные берега речки Сендеги, которым я не могу найти и сравнения» (XIII, 187). И с той поры щелыковская природа вошла в круг основных источников творчества драматурга. Она явилась и могучим возбудителем его поэтической энергии, и средой, местом...
    6. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 138кб.
    Часть текста: пoдyмaл, что он шyтит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку. — Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же. Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии. — Обратите внимание, что в Щелыкове растет табак, хотя, разумеется, не поспевает. Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич, смеясь говорил, что у Феофана есть табачная плантация... Однажды, гуляя один около реки, я увидал несколько баб, искавших чего-то в реке. Я подошел и спросил, что они собирают. Одна из баб показала мне что-то похожее на камень, но тяжелее камня. Я взял один из них и показал Александру Николаевичу. Он сказал, что это колчедан, и с гордостью заметил, что в его имении есть железная руда»1. Александр Николаевич гордился всем тем, что произрастало в Щелыкове, что входило в состав его природных богатств. Но одиночество даже и в восторженно любимом...
    7. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Начало
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: бывал в театре, ходил в кофейню, играл на бильярде. Но в нем шла большая скрытая от чужих глаз работа, и, беседуя с товарищами по присутствию в перерыве заседания суда, он с трудом удерживался, чтобы не сорвалось с языка, кто он в самом деле таков и чем был занят нынче за полночь. Ведь так трудно ходить молча, загадочно улыбаясь и отвечая каким-то пустяком на привычные расспросы о житье-бытье, когда в душе живет надежда, что ты, о чем никому пока не догадаться, настоящий литератор, сочинитель_ и, кто знает, быть может, имя твое еще украсит страницы журналов и театральные афиши. О, сладкие мечты двадцатилетних! Сколько дюжин толстых сальных свечей пожег Островский, сколько счастливых и мучительных часов провел у себя в мансарде, сдвинув на угол стола прошения и деловые бумаги - платную работу, которую он с некоторых пор вынужден брать на дом, - и предаваясь втягивающей и странной усладе воображения лиц и картин. Один в целом свете он знает по-настоящему, что можно было бы рассказать об этих людях. Он властен вдохнуть в них новую жизнь, по-своему и уж навсегда распорядиться их судьбами на чистом листе писчей бумаги. Но как трудно всякое начало! Будто стоишь посреди бескрайнего белого поля - и можно идти в любом направлении, в любую сторону... Так что выбрать, где попытать счастья? Положим, ты уже и повидал кое-что в жизни, потерся в людях и хочешь об этом рассказать. Но как найти нужные слова, способ и род высказывания - единственный и новый, когда в голове еще вихрь прочитанных книг, любимых, подчиняющих себе образов, а в ушах звучащие, совсем как твои, чужие слова и интонации? Один стремительнее и короче, другой дольше и труднее проходит эту неизбежную для молодого писателя пору эмбрионального литературного развития. Начинающий художник питается соками матери-литературы, чтобы, окрепнув, пробить литературную скорлупу и громко заявить о себе миру: "Вот он я". Властителями дум молодого Островского...
    8. Хализев В. Е.: Драматургия Чехова в немецком литературоведении
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    Часть текста: драматургического творчества, что это лишь своеобразные беллетристические опыты, по прихоти автора облеченные в драматическую форму. Характерны суждения В. Ловенталя (1906 г.): «Со многими русскими драматургами Чехов разделяет недостаток, заключающийся в том, что в пьесах он не дает развития действия и ограничивается состояниями. Действие тянется медленно, и его кульминационные моменты очень немногочисленны» 1. Успех чеховских пьес объяснялся не их литературными достоинствами, а проникновенными спектаклями Московского Художественного театра, где оказались преодоленными слабости Чехова-драматурга. Знаменательно завершение раздела «Драма» в книге А. Брюкнера «История русской литературы» (1905), авторитетной в Германии начала столетия и неоднократно переиздававшейся. Здесь говорится, что Чехов и Горький — это «не драматурги, а беллетристы, которые в соответствии с дурным обычаем (Unsitte) пытаются действовать и в области драмы, несмотря на отсутствие у них драматического нерва» 2. В то же время в Германии появились и работы о драматургии (пусть немногочисленные), в которых высоко оценивались художественные достоинства чеховских пьес, их значение в истории драмы. Так, Р....
    9. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 2. Размер: 74кб.
    Часть текста: УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ Составила И. А. Ревякина В указатель не включены имена и названия, встречающиеся только в научном аппарате издания. Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901), артистка Александрийского театра в Петербурге. Абиссов Клавдий Афанасьевич, частный пристав в г. Романове - Борисоглебске. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783), писатель, поэт, драматург - 135. Аверкиев Дмитрий Васильевич. Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937), дирижер и главный хормейстер моск. Большого театра, с 1883 г. педагог Агафья Ивановна, первая жена А. Н. Островского (1821 или 1822-1867). Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в...
    10. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: французских развлекательных пьес, которые он обрабатывал совместно с К. А. Тарновским и В. И. Родиславским. В 1864 году был назначен начальником репертуарной части Московских имп. театров, а в 1881-1882 годах состоял их управляющим. На ответственном театральном посту Бегичев проявил себя как типичный бюрократ, которому интересы подлинного передового искусства были совершенно чужды. Насаждаемый им фаворитизм привел к ослаблению превосходной труппы МТ. Внешне подчеркивая свое уважение к Островскому, Бегичев в то же время всячески препятствовал его пьесам занять должное место в репертуаре и загромождал последний пустыми пьесами драмоделов-ловкачей, как К. А. Тарновский, В. А. Крылов и им подобные. В глазах Островского Бегичев был олицетворением всей мерзости царского, чиновно-бюрократического управления искусством. Берг Николай Васильевич (1823-1884) - поэт и переводчик, преимущественно произведений славянских поэтов (в том числе "Пана Тадеуша" Мицкевича), автор путевых очерков, записок, мемуаров; товарищ Островского по Первой московской гимназии. Сотрудничал в МСКВ. Был тесно связан с кружком Островского и "молодой редакцией" МСКВ; в основном стоял на позициях либерализма. С 1874 по 1877 год редактировал правительственную газету "Варшавский дневник". В статье "Графиня Ростопчина в Москве" (ИВ, 1893, март, стр. 691-708) Берг...