• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1904"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ревякин А. И.: Творческая история пьесы "Вишневый сад"
    Входимость: 9. Размер: 87кб.
    2. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 7. Размер: 74кб.
    3. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Антон Павлович Чехов (1860-1904)
    Входимость: 5. Размер: 122кб.
    4. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    5. Варнеке Б. В.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 101кб.
    6. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    7. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    8. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 3. Размер: 117кб.
    9. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Писарев. К материалам для биографии А. Н. Островского. Странички воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    10. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 138кб.
    11. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    12. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    13. Овчинина И. А.: Национальный характер в исторических пьесах драматурга
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    14. Неожиданный случай
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    15. Старый друг лучше новых двух. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. Ревякин А. И.: Щелыковские мотивы в творчестве А. Н. Островского. Актеры в гостях у драматурга
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    17. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. В гимназии и дома
    Входимость: 1. Размер: 33кб.
    18. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 1. Размер: 74кб.
    19. Лебедев Ю. В.: Литература. (учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях)
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    20. Козьма Захарьич Минин, Сухорук (2-я редакция). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    21. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава III. "Старый" дом щелыковской усадьбы
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    22. Сборник статей в память об А.И. Ревякине. Соколова Е. И.: Биография и научная деятельность А. И. Ревякина по документам личного архивного фонда
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    23. Воевода (Сон на Волге) - 1-я редакция. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    24. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский и Ф. А. Бредихин.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Громова-Опульская Л. Д.: Из опыта текстологии произведений А. П. Чехова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    26. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Кофейня Печкина
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    27. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Кружок Островского
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    28. Ревякина И. А.: О первом издании комедии "Свои люди — сочтемся!". Завершающая правка или автоцензура?
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    29. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Успех и удача
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    30. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
    Входимость: 1. Размер: 195кб.
    31. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Семевский. Встречи с А. Н. Островским в Москве. Встречи в Петербурге
    Входимость: 1. Размер: 97кб.
    32. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    33. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 381 -751)
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    34. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    35. Островский А. Н. - Бурдину Ф. А., 10 августа 1876 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    36. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Рашель и правда
    Входимость: 1. Размер: 40кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ревякин А. И.: Творческая история пьесы "Вишневый сад"
    Входимость: 9. Размер: 87кб.
    Часть текста: сообщал ему о спектакле, виденном в Петербурге: «А "Три сестры" идут — изумительно! Лучше "Дяди Вани". Музыка, не игра» 3. Но пьеса, явившаяся большим событием в театральной жизни, оставляла у зрителей все же тяжелое впечатление. «Я не знаю произведения, — писал театральный критик П. Ярцев, — которое было бы более способно "заражать" тяжелым навязчивым чувством… "Три сестры" камнем ложатся на душу» 4. Чехову захотелось создать произведение бодрое, радостное. В первой половине 1901 г. в сознании драматурга ни идея, ни сюжет, ни персонажи будущей пьесы еще не приобрели какой-либо ясности. Он еще не нашел для нее и заглавия. Отчетливо было лишь стремление написать веселую пьесу, комедию. 7 марта 1901 г. писатель сообщал О. Л. Книппер: «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу» (П., т. 9, с. 220) 5. 22 апреля 1901 г. он подтвердил: «Минутами на меня находит сильнейшее желание написать для Художественного театра 4-актный водевиль или комедию. И я напишу, если ничего не помешает, только отдам в театр не раньше конца 1903 г.» (П., т. 10, с. 15). Первые контуры замысла начинают возникать в сознании Чехова, очевидно, лишь с осени 1901 г. С 17 сентября по 26 октября драматург находился в Москве и часто посещал Художественный театр. 19 сентября он присутствовал на премьере «Дикой утки» Г. Ибсена. Антон Павлович «не мог смотреть без улыбки» на артиста А. Р. Артема, исполнявшего роль старика Экдаля, и говорил: "Я же напишу для него пьесу. Он же непременно должен сидеть на берегу реки и удить рыбу..." И тут же выдумал и добавил: "... А Вишневский 6 будет в купальне рядом мыться, плескаться и громко...
    2. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 7. Размер: 74кб.
    Часть текста: включены имена и названия, встречающиеся только в научном аппарате издания. Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901), артистка Александрийского театра в Петербурге. Абиссов Клавдий Афанасьевич, частный пристав в г. Романове - Борисоглебске. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783), писатель, поэт, драматург - 135. Аверкиев Дмитрий Васильевич. Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937), дирижер и главный хормейстер моск. Большого театра, с 1883 г. педагог Агафья Ивановна, первая жена А. Н. Островского (1821 или 1822-1867). Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в нач. 70-х годов), старший сын А. Н. Островского. Александров Николай Александрович (ум. 1885), артист моск. Малого театра. Александрова Екатерина Петровна, артистка моск. Малого театра (1886-1906). Александрова Мария Михайловна (1839-1904), артистка Александрийского театра в...
    3. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Антон Павлович Чехов (1860-1904)
    Входимость: 5. Размер: 122кб.
    Часть текста: формировался в эпоху глухого безвременья 80-х годов, когда в миросозерцании русской интеллигенции совершался болезненный перелом. Идеи революционного народничества и противостоящие им либеральные теории, еще недавно безраздельно царившие в умах семидесятников, теряли живую душу, застывали, превращались в схемы и догмы, лишенные окрыляющего внутреннего содержания. После "первомартовской катастрофы" 1881 года - убийства народовольцами Александра II - в стране началась правительственная реакция, сопровождавшаяся кризисом как народнической, так и либеральной идеологии. Чехову не довелось участвовать в каком-либо серьезном общественном движении. На его долю выпало другое - быть свидетелем горького похмелья на отшумевшем еще в 70-е годы жизненном пиру. "Похоже, что все были влюблены, разлюбили и теперь ищут новых увлечений",- с грустной иронией определял Чехов суть общественной жизни своего времени. Эпоха переоценки ценностей, разочарования в недавних (*159) программах спасения и обновления России отозвалась в творчестве Чехова скептическим отношением ко всяким попыткам уловить жизнь с помощью тех или иных общественных идей. "Во всякой религии жизни,- замечали современники Чехова,- он как бы заподозревал догму, скептически-опасливо сторонился от нее, как бы боясь потерять свободу личности, утратить точность и искренность чувства и мысли". Отсюда возникала неприязнь Чехова к "догме" и "ярлыку", к попыткам людей в отчаянии зацепиться за ту или иную недоконченную...
    4. Герасимов Ю. К.: Островский и театральный модернизм
    Входимость: 3. Размер: 49кб.
    Часть текста: Островского начало XX в. было самым драматичным периодом. Со стороны публики, проникавшейся настроениями «конца века», участились возгласы о его «ненужности», «устарелости». Островский воспринимался и как ответчик за весь надоевший жанризм его эпигонов. Московский Художественный театр первые двенадцать лет своего существования Островского не ставил, если не считать характерного исключения — «весенней сказки» «Снегурочка». Глубины и художественной правды в постижении драматурга добивались выдающиеся мастера Александринского и Малого театров . Преимущественное внимание критики обращали на известные постановки образцовых сцен Петербурга и Москвы. Позднее много верного было сказано о спектакле МХТ «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), о мейерхольдовской «Грозе». Однако судьба Островского оказалась связанной со всей громадой русского театра, в первую очередь с жизнью многочисленных провинциальных трупп. Именно провинция еще до открытий Художественного театра признала Чехова, дала широкую жизнь персонажам горьковских пьес и повестей. Если рассматривать движение русского театра в этот период, то нетрудно заметить, что оно стимулировалось творчеством таких авторов, как Чехов, Горький, Ибсен и др. Вместе с тем, отношение сцены и критики к Островскому отражало состояния театральной культуры в целом. Спор о его наследии каждый раз оказывался обсуждением самобытности русского театра. История критики свидетельствует о существовании постоянной, хотя и менявшей основания, оппозиции к Островскому. Однако из всех гонений на драматурга поход против него символистов был самым непримиримым и теоретически оснащенным. Залпы модернистской критики по оставшемуся без надежного теоретического прикрытия Островскому явились частью стратегии на «сокрушение» русского реалистического театра — он целиком не устраивал символистов с их...
    5. Варнеке Б. В.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 101кб.
    Часть текста: семинаристу Н. Н. Скворцову, который подготовил будущего драматурга для поступления в число учеников Московской губернской (ныне Первой) гимназии, откуда, по окончании в ней курса, Островский поступил на юридический факультет Московского университета, где товарищами его, между прочим, были К. Д. Ушинский, Я. П. Полонский, кн. В. А. Черкасский. В 1843 г. Островский из-за столкновения с одним из профессоров, вышел из университета и 23 мая того же года был зачислен канцелярским служителем в Московский Совестный суд, а 19 сентября перемещен в Московский Коммерческий суд; 10 января 1851 г. Островский за болезнью, в чине губернского секретаря, был уволен, по прошению, от занимаемой им должности. Восьмилетняя служба в суде не дала Островскому ни видного общественного положения, ни материального обеспечения, но зато заставляла его, по самому роду занятий, постоянно сталкиваться со самыми разнообразными людьми и ввела в непосредственное соприкосновение с интересами московского купечества; с последним он мог познакомиться и ранее в доме своего отца, который, по выходе в отставку, занимался частной юридической практикой и имел своими клиентами, по большей части, купцов. И впоследствии связь А. Н. с московским купечеством никогда не прекращалась; в среде купечества у Островского было немало и приятелей, из которых, напр., И. И. Шанин имел на него несомненное влияние. Ко времени службы Островского в суде относится и начало его литературной деятельности. 9 января 1847 г. в газете "Московский Городской Листок" (№ 7 стр. 26—27) появилась статья, под заглавием: Сцены из комедии...
    6. Ревякин А. И.: А. Н. Островский и Д. А. Горев. К спорам об авторстве комедии "Свои люди — сочтемся!"
    Входимость: 3. Размер: 70кб.
    Часть текста: была послана Островским в драматическую цензуру и 23 ноября запрещена. Ее чтение автором, а также артистами П. М. Садовским и М. С. Щепкиным зимой 1849-1850 г. в литературных кружках и домах Москвы вызвало живой отклик среди самых различных слушателей. Историк М. П. Погодин, желая поднять угасавший «Москвитянин», использовал влиятельные связи в цензуре и опубликовал ее в шестом (мартовском) номере журнала за 1850 г. Ободренный публикацией и приемом комедии широкими слоями читателей, Островский снова направил ее в драматическую цензуру. Но власти запретили не только постановку пьесы, но и ее перепечатку. Островского по приказу Николая I отдали под негласный надзор полиции и жандармерии. В связи с «неблагонадежностью» драматургу в начале 1851 г. пришлось покинуть службу в коммерческом суде. Но на этом беды не оставили Островского. Много потерпев от цензуры и административных властей, он за ту же комедию вскоре подвергся еще обвинениям в… плагиате. Зловещие слухи вначале поползли по Москве, стали известны М. П. Погодину, профессору словесности С. П. Шевыреву и другим. Вскоре они достигли Петербурга. 26 декабря 1851 г. Г. П. Данилевский писал из Петербурга Погодину: «Весело думать и почти не верится, что в наше время еще являются такие произведения, как "Свои люди — сочтемся!"». И тут же добавлял: «Вы, вероятно, уже слышали о тех нелепых и гнусных толках, которые здесь распространили о том, что комедия А. Н. Островского написана не им, а каким-то купцом-актером; когда я приехал сюда, меня закидали вопросами об этом, и я сколько возможно старался объяснить у разных достойных людей причину, почему некоторые лица, уличенные в "Москвитянине" в плагиатах и дендизме, распространяют эти слухи» 1. Первоначальные толки о плагиате воспринимались по преимуществу как «нелепые» 2. Но во второй половине 1853 г. они оживились и...
    7. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XVI тома (письма 752-1165)
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    Часть текста: у Корша и Лентовского, в Петербурге - в Крестовскдм театре - 178 Адамов (Адамович) Михаил Андреевич (род. 1847) - артист балета (1869-1882), переписчик пьес и ролей в МТ (1881) и артист МТ с 1888 по 1898 г. - 91 Адлерберг Александр Владимирович (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 12, 21 Акимова Софья Павловна (см. "Указатель имен" в т. XIV) - 164, 248 Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - драматург, поэт, публицист славянофильского направления - 148, 183 Александров Владимир Александрович - драматург, юрист - 25 Александрова Мария Михайловна (1839-1904) - артистка AT с 1855 г. - 45, 51, 69 Алексеев С. - московский купец, директор московского отделения Музыкального общества - 162, 168 Алексеев - антрепренер театра в г. Рыбинске - 78 Алмазов Борис Николаевич (см. "Адресаты А. Н. Островского" в т. XIV) - 247 Альтани Ипполит Карлович (1864-1919) - главный капельмейстер БТ с 1884 г. - 229 Андреев Александр Николаевич - драматург - 97 Андреев-Бурлак Василий Николаевич (1843-1888) - артист провинциальных театров, играл и в Москве в театре Ф. А. Корша и в Пушкинском театре. С успехом исполнял ряд ролей в пьесах А. Н. Островского - 86, 94 Андреянова Е. А. (род. 1849) - артистка балета БТ с 1868 по 1883 г. -156 Анета, Аннушка - дочь Д. В. и А. В. Живокини (см.), по ходатайству А. Н. Островского была зачислена в труппу МТ - 86, 127 Арбенин (Гильдебрандт) Николай Федорович (1863-1907) - артист, режиссер в частном петербургском театре А. Ф....
    8. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 3. Размер: 117кб.
    Часть текста: в "Доходном месте", Жмигулину в "Грех да беда на кого не живет", Боровцову в "Пучине" А. Н. Островского, сваху в "Женитьбе" H. В. Гоголя и другие. Интересно отметить, что даже в молодости будущая прославленная артистка предпочитала роли пожилых женщин, правильно расценивая особенности своего дарования. Томские зрители и пресса отметили игру молодой любительницы. В газете "Сибирский вестник" появляются положительные рецензии. Ей справедливо предрекали "будущность незаурядную" на русской сцене, но ни сама Массалитинова, ни ее родные не относились к ее театральным увлечениям серьезно. В конце лета 1898 г. Варвара Осиповна поехала в Петербург, чтобы поступить там на Высшие женские курсы. Но по дороге, заехав в Москву к своей старшей сестре Надежде, она по ее совету решила испытать свои силы на приемных экзаменах в драматическую школу Малого театра, руководимую выдающимся актером, режиссером и педагогом А. П. Ленским. Несмотря на неподготовленность вследствие неожиданности решения, плохое самочувствие (накануне экзамена у нее вырвали зуб, и она пришла в театр с завязанной щекой), Массалитинова была принята в школу 14 сентября 1898 г. "Что же вы хотели бы играть?" -- спросил Ленский. "Старух и даже стариков, но только не молодых",-- ответила Массалитинова. "А есть у вас средства?" -- "Нет, -- последовал ответ. -- Если я талантлива, сами поддержите, если же нет, то зачем я буду ломать свою жизнь". -- "Первый умный ответ слышу за двенадцатилетнее существование школы", -- сказал Ленский..." (В. Афанасьев. В. О. Массалитинова. М., "Искусство", 1951, стр. 10). Уже в этом кратком диалоге угадываются основные черты характера артистки -- прямота, смелость, отсутствие ложной скромности, понимание, однако без излишней...
    9. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Писарев. К материалам для биографии А. Н. Островского. Странички воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: что комедия его может быть вторично напечатана только при условии тех изменений, какие были в 1850 году указаны журналом "Комитета 1848 года" 1 . Приходилось, volens-nolens {волей-неволей (лат.). }, подчиниться этому требованию. Иначе издание лишилось бы одного из самых лучших своих украшений. Покойный Островский всегда с глубокой, невыразимой горечью вспоминал об этом печальном факте. - Чувство, которое я испытывал, перекраивая "Своих людей" по указанной мерке, - говорил он, - можно сравнить разве только с тем, если бы мне велели самому себе отрубить руку или ногу. <...> В 1859 году вышло (первое) собрание сочинений Островского в роскошном двухтомном издании графа Кушелева-Безбородко. В первом томе вслед за "Семейной картиной" была напечатана "изувеченная", как называл ее сам Островский, комедия "Свои люди - сочтемся!". Но и в такой форме ее допустили только в печать, а о сцене посоветовали забыть и больше не думать. Островский не умел ни просить, ни хлопотать о себе. Он спешил всегда все сделать для других и никогда - для себя. Пьесе, вероятно, еще много лет пришлось бы пролежать под спудом, если бы не выручил случай. В конце того же (1859) года поставлена была в Александрийском театре...
    10. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава V. Гости А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 138кб.
    Часть текста: Костромская губерния одна из лучших губерний в России; несмотря на то, что она ceвepнaя, хлеб и все остальное поспевает в свое время. Грозы бывают красивее, чем в Альпах. Из Костромской губернии много вышло писателей, как, нaпpимep, А. Ф. Писемский, Н. А. Некрасов и Н. П. Колюпанов. Про себя промолчал. Однажды пошли мы с ним гулять к какому-то ручейку, протекавшему в его имении. — Посмотрите, какова река, настоящий Ниагарский водопад. Я пoдyмaл, что он шyтит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку. — Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же. Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии. — Обратите внимание, что в Щелыкове растет табак, хотя, разумеется, не поспевает. Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич, смеясь говорил, что у Феофана есть табачная плантация... Однажды, гуляя один около реки, я увидал несколько баб, искавших чего-то в реке. Я подошел и спросил, что они собирают. Одна из баб показала мне что-то похожее на камень, но тяжелее камня. Я взял один из них и показал Александру Николаевичу. Он сказал, что это колчедан, и с гордостью заметил, что в его имении есть железная руда»1. Александр Николаевич гордился всем тем, что произрастало в Щелыкове, что входило в состав его природных богатств. Но одиночество даже и в восторженно любимом Щелыкове всегда тяготило Островского. Его охватывали мучительная тоска и скука. Будучи по натуре весьма общительным, он нуждался в собеседниках. Полное наслаждение дарами и красотами природы им испытывалось лишь с кем-либо из близких ему знакомых, в хорошей дружеской компании. Драматург настойчиво приглашал в Щелыково своих приятелей и соблазнял их...