• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1859"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Добролюбов Н. А.: Темное царство. Примечания
    Входимость: 19. Размер: 24кб.
    2. Григорьев А. А.: После "Грозы" Островского (Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу)
    Входимость: 17. Размер: 95кб.
    3. Добролюбов Н. А.: Луч света в темном царстве
    Входимость: 11. Размер: 201кб.
    4. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Гроза" гремит в Москве... "
    Входимость: 8. Размер: 41кб.
    5. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 7. Размер: 74кб.
    6. Мейерхольд В. Э.: К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    7. Добролюбов Н. А.: Воспитанница, комедия А. Н. Островского
    Входимость: 7. Размер: 18кб.
    8. Воспитанница
    Входимость: 7. Размер: 96кб.
    9. Сухих И. Н.: И давний-давний спор...
    Входимость: 6. Размер: 90кб.
    10. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
    Входимость: 5. Размер: 133кб.
    11. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Александр Николаевич Островский (1823-1886)
    Входимость: 4. Размер: 77кб.
    12. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Похвальное слово критике
    Входимость: 4. Размер: 36кб.
    13. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века
    Входимость: 4. Размер: 34кб.
    14. Дудышкин С. С.: Две новые народные драмы. "Гроза". Драма г. Островского...
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    15. Панаев И. И.: "Гроза", драма Островского
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    16. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Семевский. Встречи с А. Н. Островским в Москве. Встречи в Петербурге
    Входимость: 4. Размер: 97кб.
    17. Из архива В. О. Массалитиновой (об Островском)
    Входимость: 4. Размер: 117кб.
    18. Пешехонова О. Н.: История написания и первые публикации пьес А. Н. Островского. "Воспитанница"
    Входимость: 4. Размер: 4кб.
    19. Добролюбов Н. А.: Темное царство.
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    20. Островский А. Н. - Погодину М. П., 11 ноября 1859 г.
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    21. Островский А. Н. - Никитенко А. В., 4 марта 1859 г.
    Входимость: 3. Размер: 1кб.
    22. Вейнберг П.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    23. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Речь на обеде в честь артиста А. Е. Мартынова
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    24. Мосалева Г. В.: "Непрочитанный" А. Н. Островский - "поэзия предания" в плену "темного царства" революционно-демократической публицистики
    Входимость: 3. Размер: 76кб.
    25. Пальховский А. М.: "Гроза", драма А. Н. Островского
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    26. Варнеке Б. В.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 101кб.
    27. Дараган М. И.: "Гроза" (драма г-на Островского)
    Входимость: 3. Размер: 42кб.
    28. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Писарев. К материалам для биографии А. Н. Островского. Странички воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    29. Биография (Энциклопедический словарь. 2009)
    Входимость: 3. Размер: 16кб.
    30. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    31. Ревякина И. А.: О первом издании комедии "Свои люди — сочтемся!". Завершающая правка или автоцензура?
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    32. Старый друг лучше новых двух. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    33. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    34. Письма Островского
    Входимость: 2. Размер: 129кб.
    35. Романов А. В.: Даты жизни и творчества А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 114кб.
    36. Морозов П.: А. Н. Островский - биографическая справка (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона)
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    37. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава II. Из истории сельца Щелыково времен А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    38. Лакшин В.: Новые материалы об А. Н. Островском
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    39. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. Ф. Кони. А. Н. Островский
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    40. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 1877)
    Входимость: 2. Размер: 101кб.
    41. Бедная невеста. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    42. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    43. Воевода (Сон на Волге) - 1-я редакция. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    44. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. М. Ипполитов-Иванов. Встречи с Островским, его советы, указания
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    45. Чернец Л. В.: Явление квартального, или Наказанный порок
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    46. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. Ф. Горбунов. Отрывки из воспоминаний
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    47. Дружинин А. В.: Сочинения А. Островского
    Входимость: 2. Размер: 98кб.
    48. Гиероглифов А. С.: Новая драма Островского "Гроза"
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    49. Тургенев И. С.: Несколько слов о новой комедии г. Островского "Бедная невеста"
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    50. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский и И. А. Гончаров
    Входимость: 2. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Добролюбов Н. А.: Темное царство. Примечания
    Входимость: 19. Размер: 24кб.
    Часть текста: правки, сделанной Добролюбовым в "Современнике". Статья "Темное царство" -- одно из важнейших литературно-теоретических выступлений Добролюбова, сочетавшее мастерский критический разбор драматургии Островского с далеко идущими выводами общественно-политического порядка. Характеризуя очень большое национально-демократическое значение комедий Островского, одинаково не понятых критикой и славянофильского и буржуазно-либерального лагеря, Добролюбов доказывал, что пафосом Островского как одного из самых передовых русских писателей является обнажение "неестественности общественных отношений, происходящих вследствие самодурства одних и бесправности других". Верно и глубоко определив общественное содержание драматургии Островского, его "пьес жизни", Добролюбов показал типическое, обобщающее значение его образов, раскрыл перед читателем потрясающую картину "темного царства", гнетущего произвола, нравственного растления людей. Добролюбов обвиняет и негодует. Негодует против безвольных, слабых, смирившихся перед грубой силой. Осуждение Добролюбовым "безответных" отвечало революционно-демократической концепции народа. Чернышевский с горечью писал в статье: "Не начало ли перемены?": "Рутина господствует над обыкновенным ходом жизни дюжинных...
    2. Григорьев А. А.: После "Грозы" Островского (Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу)
    Входимость: 17. Размер: 95кб.
    Часть текста: к Ивану Сергеевичу Тургеневу) После "Грозы" Островского Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу   Гроза очищает воздух. Физическая аксиома ... Смирение перед народною правдою. Слова Лаврецкого 1 ... А что-то скажет народ?.. Гоголевский "Разъезд" 2   Письмо первое НЕИЗБЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ I Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия "Грозы", закончившегося искреннейшим взрывом общего восторга и горячими вызовами автора 3 . Впечатление сильное, глубокое и главным образом положительно общее произведено было не вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному роду литературы,-- а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни,-- смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент -- эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И это-то именно было всего сильнее...
    3. Добролюбов Н. А.: Луч света в темном царстве
    Входимость: 11. Размер: 201кб.
    Часть текста: Незадолго до появления на сцене "Грозы" мы разбирали очень подробно все произведения Островского. Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их общий характер и допытаться, таков ли смысл этих явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга. Если читатели не забыли, - мы пришли тогда к тому результату, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны 1. "Гроза" вскоре послужила новым доказательством справедливости нашего заключения. Мы хотели тогда же говорить о ней, но почувствовали, что нам необходимо пришлось бы при этом повторить многие из прежних наших соображений, и потому решились молчать о "Грозе", предоставив читателям, которые поинтересовались нашим мнением, проверить на ней те общие замечания, какие мы высказали об Островском еще за несколько месяцев до появления этой пьесы. Наше решение утвердилось в нас еще более, когда мы увидели, что по поводу "Грозы" появляется во всех журналах и газетах целый ряд больших и маленьких рецензий, трактовавших дело с самых разнообразных точек зрения. Мы думали, что в этой массе статеек скажется наконец об Островском и о значении его пьес что-нибудь побольше того, нежели что мы видели в критиках, о которых упоминали в начале первой статьи нашей о "Темном царстве" {См. "Современник", 1859 г.. No VII.}. В этой надежде и в сознании того, что наше собственное мнение о смысле и характере произведений Островского высказано уже довольно определенно, мы и сочли за...
    4. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. "Гроза" гремит в Москве... "
    Входимость: 8. Размер: 41кб.
    Часть текста: Павловне Косицкой. На нее уповал, ее видел своей Катериной. После нескольких лет отдаления и взаимной холодности путь его снова пересекся с Косицкой. Недоразумения вокруг "горевской истории", долго лежавшие мутным осадком на душе, мало-помалу развеялись. Косицкая написала ему однажды просьбу о пьесе для бенефиса - с обычной открытостью и нецеремонностью, не очень заботясь о грамотности и ставя наугад знаки препинания: "Не знаю, найдет ли мое письмо вас в Москве А. Н.! Я пишу на авось и разумеется просьбу, не знаю, будет ли она принята вами, но вы выслушаете ее. Мне нужна для бенефиса пиеса, которая бы помогла мне и моим нуждам, а их много, одно ваше имя могло бы сделать для меня как и для каждого из нас желаемое, то есть хороший сбор, если вы не разучились делать добрые дела, то сделайте для меня одно из них, нет ли у вас пиески, разумеется вашей, дайте мне ее для бенефиса и вы сделаете истинно доброе дело, какого вы может быть никогда еще не делали..." 1 . В этот ли раз или в следующий, но Островский отозвался на ее просьбу, предложив ей "Воспитанницу". Косицкой назначалась роль Нади. Что-то было в натуре актрисы, родственное этой героине. Душевная чистота,...
    5. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 7. Размер: 74кб.
    Часть текста: в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ Составила И. А. Ревякина В указатель не включены имена и названия, встречающиеся только в научном аппарате издания. Абаринова (Рейхельт) Антонина Ивановна (1842-1901), артистка Александрийского театра в Петербурге. Абиссов Клавдий Афанасьевич, частный пристав в г. Романове - Борисоглебске. Аблесимов Александр Онисимович (1742-1783), писатель, поэт, драматург - 135. Аверкиев Дмитрий Васильевич. Авранек Ульрих Иосифович (1853-1937), дирижер и главный хормейстер моск. Большого театра, с 1883 г. педагог Агафья Ивановна, первая жена А. Н. Островского (1821 или 1822-1867). Аграмов (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в нач. 70-х годов), старший сын А. Н. Островского. Александров Николай Александрович (ум. 1885), артист моск. Малого театра. Александрова Екатерина Петровна, артистка моск. Малого театра (1886-1906). Александрова Мария Михайловна (1839-1904), артистка Александрийского театра в Петербурге. Алексей - см. Александров А. А. Алексей Михайлович (1629 1676), русск. царь (1645-1676). Алеша - см. Бурдин А. Ф. Алмазов Борис Николаевич (1827-1876), поэт,...
    6. Мейерхольд В. Э.: К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра. Речь режиссера к актерам
    Входимость: 7. Размер: 27кб.
    Часть текста: для того, чтобы вы рабски подражали приемам игры актеров того времени, приглашаю я вас вместе со мною перелистать забытые страницы "общественных разъяснителей" того времени. Мне хочется, чтобы описания и критика последних могли помочь вам вызвать своего рода видение того спектакля. Может быть, оно создаст в процессе ваших творческих исканий своеобразное построение сравнений того, что хотели изобразить тогдашние актеры, с тем, что возникает в вашей фантазии. Аполлон Григорьев {В этой речи, везде, где я цитирую Аполлона Григорьева, я привожу места: 1) из его писем к И. С. Тургеневу "После "Грозы" Островского" и 2) из его статьи "О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене".} отметил, что на первом представлении "Грозы" в Петербурге была налицо "неизбежная (хотя и значительно меньшая против обыкновения) фальшь, пугающая резкость Александрийского выполнения". Эти строки обязывают вас, господа, быть настороже. Мало кому известный в то время, но давший весьма верную оценку "Грозы", "Театральный и музыкальный вестник" {6 декабря 1859, No 48.} пишет: "г-жа Левкеева (Варвара) и г. Горбунов (Кудряш) исполнили свои роли необыкновенно колоритно, с...
    7. Добролюбов Н. А.: Воспитанница, комедия А. Н. Островского
    Входимость: 7. Размер: 18кб.
    Часть текста: литературе поддерживался еще рассказами и очерками, посвященными разным общественным вопросам. Но строгие ценители, для которых общественные вопросы не были новостью, постоянно отделяли в этих произведениях живую, общественно-полезную сторону от того, что, собственно, называется художественным талантом. За ними шли другие, мелкие, тряпичные люди, раскиснувшие в лени, износившиеся в гусарских шалостях,-- люди, которых общественные вопросы и не занимали никогда; эти люди тоже произносили строгий суд над утилитарной литературой последнего времени и в подкрепление себе призывали тоже требования искусства и чистой художественности. 2 На их выходки смешно было смотреть; но все-таки оставалось справедливым то общее положение, что литература последнего времени мало представляла для удовлетворения художественному чувству эстетически развитых читателей. За последние десять лет, при строгом выборе, едва наберешь, пожалуй, десять значительных литературных произведений, которые можно бы было высоко поставить в художественном отношении. 3...
    8. Воспитанница
    Входимость: 7. Размер: 96кб.
    Часть текста: очень красив, немного похож на мать. Одет по-летнему. Учится в Петербурге. Василиса Перегриновна , приживалка, девица 40 лет. Волос мало, пробор косой, коса зачесана высоко, с большой гребенкой. Постоянно коварно улыбается и страдает зубами; желтая шаль около самого горла заколота булавкой. Потапыч , старый дворецкий. Галстук и жилет белые, фрак черный. С виду важен. Надя , 17 лет, любимая воспитанница Уланбековой, одета как барышня. Гавриловна , ключница, пожилая женщина, полная, с открытым лицом. Гриша , мальчик лет 19, любимец барыни, одет франтом, часы с золотой цепочкой. Красив, волосы кудрявые, выражение лица глупое. Неглигентов , приказный, очень грязный молодой человек. Лиза , горничная, недурна собой, но очень полна и курноса; в белом платье, лиф которого короток и сидит неловко; на шее маленький красный платочек, волосы очень напомажены. Крестьянская девушка, лакей и горничная без речей. Действие происходит весной, в подгородной усадьбе Уланбековой.   I Часть густого сада, с правой стороны скамейка, на заднем плане решетка, отделяющая сад от поля....
    9. Сухих И. Н.: И давний-давний спор...
    Входимость: 6. Размер: 90кб.
    Часть текста: и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова -- Н. --бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. Формально статья Добролюбова {Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1962. Т. 5. С. 16.} была рецензией на это издание. Но фактически критик предложил читателю довольно объемистую монографию об Островском, включающую и историю критических мнений о нем, и теоретические размышления об искусстве и критике, и подробное рассмотрение практически всех вошедших в собрание пьес. Сведя на "очную ставку" разные суждения об Островском, Добролюбов приходит к выводу, что и порицатели Островского, и восторженные хвалители его "хотели непременно сделать представителем известного рода убеждений и затем карали за неверность этим убеждениям или возвышали за укрепление в них, и наоборот". "Мы считаем за самое лучшее -- применить к произведениям Островского критику реальную, состоящую в обозрении того, что нам дают его произведения,-- формулирует Добролюбов главный свой теоретический принцип. -- Реальная критика относится к...
    10. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
    Входимость: 5. Размер: 133кб.
    Часть текста: он "предпочитает созерцание торопливых движений утки, которая влажною лапой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные, блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено". Острота художественной зоркости Тургенева исключите(*77)тельна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их кратковременность. "Наше время,- говорит он,- требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя". И он не запаздывает. Все шесть его романов не только попадают в "настоящий момент" общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают. Тургенев особенно чуток к тому, что стоит "накануне", что еще только носится в воздухе. По словам Добролюбова, Тургенев быстро угадывает "новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращает внимание на вопрос, стоящий на очереди и уже смутно начинающий волновать общество". Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперед, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX столетия. В "Записках охотника", в "Дворянском гнезде" уже предчувствуется эпос Толстого, "мысль народная",...