• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1854"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чернышевский Н. Г.: Бедность не порок
    Входимость: 12. Размер: 33кб.
    2. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Далеко от войны
    Входимость: 8. Размер: 31кб.
    3. Григорьев А. А.: После "Грозы" Островского (Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу)
    Входимость: 7. Размер: 95кб.
    4. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. Ф. Горбунов. Отрывки из воспоминаний
    Входимость: 6. Размер: 58кб.
    5. Добролюбов Н. А.: Темное царство.
    Входимость: 6. Размер: 62кб.
    6. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. С. В. Максимов. Александр Николаевич Островский
    Входимость: 6. Размер: 167кб.
    7. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 6. Размер: 74кб.
    8. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 6. Размер: 27кб.
    9. Добролюбов Н. А.: Темное царство. Примечания
    Входимость: 6. Размер: 24кб.
    10. Пешехонова О. Н.: Премьеры пьес А. Н. Островского. "Бедность не порок"
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    11. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
    Входимость: 5. Размер: 195кб.
    12. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XIV тома (письма 1-380)
    Входимость: 5. Размер: 50кб.
    13. Письма Островского
    Входимость: 5. Размер: 129кб.
    14. Островский А. Н. - Бурдину Ф. А., 15 сентября 1854 г.
    Входимость: 4. Размер: 2кб.
    15. Не так живи, как хочется
    Входимость: 4. Размер: 88кб.
    16. Варнеке Б. В.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 4. Размер: 101кб.
    17. Растопчина Е. П - Островскому А. Н., 13 ноября 1854 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    18. Островский А. Н. - Бурдину Ф. А., Конец января 1854 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    19. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. А. И. Шуберт. Из книги "Моя жизнь"
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    20. Островский А. Н. - Бурдину Ф. А., 4 октября 1854 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    21. Островский А. Н. - Шевыреву С. П., 14 сентября 1854 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    22. Цейтлин А.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 3. Размер: 74кб.
    23. Островский А. Н. - Погодину М. П., 13 мая 1854 г.
    Входимость: 3. Размер: 1кб.
    24. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. И. Семевский. Встречи с А. Н. Островским в Москве. Встречи в Петербурге
    Входимость: 3. Размер: 97кб.
    25. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего-Новгорода
    Входимость: 2. Размер: 67кб.
    26. Дружинин А. В.: Сочинения А. Островского
    Входимость: 2. Размер: 98кб.
    27. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Рашель и правда
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    28. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский и Мариинский театр.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    29. Письма. Адресаты А. Н. Островского (письма 1-380)
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    30. Вейнберг П.: Островский Александр Николаевич
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    31. Указатель собственных имен, упоминающихся в дневниках А. Н. Островского
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    32. Ожимкова В. В.: А. Н. Островский и А. Ф. Писемский
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    33. Эйдельман Тамара: Островский Александр Николаевич (Энциклопедия "Кругосвет")
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    34. Островский А. Н. - Садовскому П. М., Кошеверову С. С.,19 июля 1860 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    35. Лебедев Ю. В.: Литература (учебное пособие). Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881)
    Входимость: 1. Размер: 125кб.
    36. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. М. Г. Савина. Встречи с А. Н. Островским
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    37. Островский А. Н. - Бурдину Ф. А. 24-25 октября 1866 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    38. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Перед занавесом
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    39. Пешехонова О. Н.: Премьеры пьес А. Н. Островского. "Семейная картина"
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    40. Ф. К-ъ ("Снилась мне большая зала... ")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    41. Достоевский М. М.: "Гроза". Драма в пяти действиях А. Н. Островского
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    42. Святополк-Мирский Д. П.: Островский
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    43. Островский А. Н. - Соловьеву Н. Я., 21 декабря 1878 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    44. Ревякин А.И.: А.Н. Островский в Щелыкове. Глава XI. Вечно живой А. Н. Островский
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    45. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Ф. А. Бурдин. Из воспоминаний об А. Н. Островском
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    46. Островский А. Н. - Коршу В. Ф., Конец июля 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    47. Письма. Указатель имен, упоминаемых в текстах XV тома (письма 381-751)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    48. Путешествие по Волге
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    49. Бедная невеста. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    50. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Вступительная статья А. Ревякина
    Входимость: 1. Размер: 56кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чернышевский Н. Г.: Бедность не порок
    Входимость: 12. Размер: 33кб.
    Часть текста: в свои сани не садись", заставила некоторых из самых жарких почитателей первого произведения г. Островского опасаться, что он уже не в силах создать что-нибудь достойное автора "Своих людей". Но большая часть публики не разделяла еще этих опасений; многие оставались так увлечены "Своими людьми", что все, выходившее из-под пера их автора, считали равно замечательным. Явилась "Бедность не порок", и большинство публики убедилось в основательности опасений за талант г. Островского; и если мы скажем, что, по нашему убеждению, г. Островский еще может иметь силы -- если только будет иметь желание -- создать после "Бедность не порок" что-нибудь замечательное, то большинство читателей, мнение которых имеет вес в деле искусства, едва ли не назовет нас людьми, которые все еще не хотят отказаться от надежд и тогда, когда уже невозможно надеяться. Мы не можем найти эпитета, который бы достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии; не можем найти потому, что воспоминание о "Своих людях" не позволяет нам прибегнуть к эпитетам, которыми характеризуются произведения кичливой бездарности. Поэтому скажем только: новая комедия г. Островского слаба до невероятности. А между тем находятся люди, которые продолжают называть ее "ценным и долговечным вкладом в сокровищницу русской литературы" 4 . Этого мало; находятся люди, которые решаются говорить так: мы видели "Гамлета", "Отелло", "Ричарда III", "Короля Лира"; эти гениальные создания сильны тем, что в них правдиво изображается человек, и могущественно их "правда" действовала на нашу душу, но пришло время, и мы увидали произведение еще высшего достоинства (то есть "Бедность не порок"). И вот пришла пора другая, Опять в театре стон стоит; Полусмеясь, полурыдая, На сцену вновь толпа глядит, И с нею истина иная Со сцены снова говорит. Но эта правда не похожа ...
    2. Лакшин В.Я.: Александр Николаевич Островский. Далеко от войны
    Входимость: 8. Размер: 31кб.
    Часть текста: к Александру Николаевичу. - Там внизу большой барии просится к тебе пройти, - Тургеневым сказывается. Пущать ли?" Присутствовавший при этой сцене Горбунов вспоминает, как был смущен Островский, что Тургенев дожидается его на дворе. Торопливо застегивал крючки у ворота коротенькой поддевки, чтобы встретить знаменитого гостя на пороге своего мезонина 1 . До той поры Тургенев у Островского не бывал, да и вообще вряд ли они были знакомы. Тургенев приехал теперь в Москву для участия в торжествах по случаю столетия университета (несколько дней спустя два старых студента совместно посетили "альма матер" и участвовали в университетском диспуте). Ему хотелось заодно ближе познакомиться с Островским, пьесы которого его давно занимали, и он разыскал его в яузском захолустье. Тургенев легко расположил к себе Островского и его друзей, оказавшихся у него в гостях в тот вечер. Он умно и тонко говорил о новых комедиях драматурга, рассказывал, как два месяца просидел на съезжей за некролог о Гоголе, вспоминал жизнь в Спасском, звал погостить к себе в деревню. Гость показался Островскому чуть фатоватым, чрезмерно светским человеком, но прекрасным рассказчиком, легко и изящно развертывавшим любой житейский сюжет. К тому же он обладал редким умением хорошо, со вниманием слушать собеседника. Тургенев хохотал тонким голосом, слушая впервые устные рассказы Ивана Горбунова, и обещал помочь ему устроиться на Александрийскую сцену. С увлечением рассматривал рисунки Боклевского к "Бедности не порок" и говорил, что найдет им в Петербурге издателя. Чудесный был вечер. Но вот разговор соскользнул на войну. Второй год шла Крымская кампания, и Тургенев, человек европейского воспитания, а стало быть, не чуждый политике, затронул и эту...
    3. Григорьев А. А.: После "Грозы" Островского (Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу)
    Входимость: 7. Размер: 95кб.
    Часть текста: "Разъезд" 2   Письмо первое НЕИЗБЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ I Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия "Грозы", закончившегося искреннейшим взрывом общего восторга и горячими вызовами автора 3 . Впечатление сильное, глубокое и главным образом положительно общее произведено было не вторым действием драмы, которое, хотя и с некоторым трудом, но все-таки можно еще притянуть к карающему и обличительному роду литературы,-- а концом третьего, в котором (конце) решительно ничего иного нет, кроме поэзии народной жизни,-- смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент -- эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И это-то именно было всего сильнее почувствовано в произведении массою, и притом массою в Петербурге, диви бы в Москве,-- массою сложною, разнородною,-- почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против обыкновения) фальши, при всей...
    4. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. И. Ф. Горбунов. Отрывки из воспоминаний
    Входимость: 6. Размер: 58кб.
    Часть текста: зачеркнуто, и под ним тоже крупно: "Свои люди - сочтемся!", комедия в 4 действиях, соч. А. Островского". "Какое приятное занятие, эти танцы! Что может быть восхитительнее!.." - начал читать я. Этот монолог охватил все мое существо, я прочитал всю пиесу, не вставая с места. - Позвольте списать, Николай Васильевич! - обратился я к Бергу. - Сегодня я должен отдать назад. Островский будет читать ее у Матвея Григорьевича Попова (университетский товарищ Александра Николаевича). Пиеса вряд ли будет напечатана. В тот же день в обед я пришел к Матвею Григорьевичу Попову и предложил ему свои услуги переписать пиесу с тем, чтобы один экземпляр оставить у себя. Писал я в то время отлично. - Вероятно, автор нам это позволит, - отвечал Матвей Григорьевич и тотчас же усадил меня в своем кабинете, дал мне какую-то необыкновенную, глянцевитую бумагу, на которой писать так же было трудно, как на стекле, тем более что и перья тогда употреблялись более гусиные. Около восьми часов вечера в кабинет вошел белокурый, стройный, франтовато одетый (в коричневом, со светлыми пуговицами, фраке и - по тогдашней моде - в необыкновенно пестрых брюках) - молодой человек лет двадцати пяти. Набил трубку табаку, выпустил два-три клуба дыму и сбоку, мельком взглянул на мое чистописание....
    5. Добролюбов Н. А.: Темное царство.
    Входимость: 6. Размер: 62кб.
    Часть текста: года явилось второе произведение Островского: "Свои люди -- сочтемся"; автор встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в русской литературе. Но, по одной из тех странных, для обыкновенного читателя, и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе,-- пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. "Свои люди", напечатанные сначала в "Москвитянине", успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала,-- как будто в воду канула, на некоторое время. Через год Островский написал новую комедию: "Бедная невеста". Критика отнеслась к автору с уважением, называла его беспрестанно автором "Своих людей" и даже заметила, что обращает на него такое внимание более за первую его комедию, нежели за вторую, которую все признали слабее первой....
    6. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. С. В. Максимов. Александр Николаевич Островский
    Входимость: 6. Размер: 167кб.
    Часть текста: деревянный дом обычного московского пошиба. Обшит он был тесом и покрашен темною коричневою краской; размерами небольшой, в пять окон. С улицы он казался одноэтажным, так как второй этаж глядел окнами на свой и соседний двор. Дом стоял на самом низу, у подошвы горки, и начинал собою ряд других домов такого же узенького, но на этот раз прямого переулка, примыкающего на верхушке к церкви Николы в Воробине 1 . Московской городской управе на этом некрасивом Доме, следуя добрым обычаям петербургской, уже не доведется прибить доску с надписью, напоминающею о том, что, в честь родного слова и во славу отечественного искусства, здесь жил и работал Александр Николаевич Островский. "И ста запустение на месте святе": 2 Домовое место прорезано теперь новым переулком, носящим иностранное имя, вероятно, того фабриканта, который взгромоздил тут же на углу безобразное здание своего заведения, а против него выстроились два дома, покрашенные голубою краской 3 .<...> Прямо перед окнами А. Н. Островского расстилался обширный пустырь, принадлежавший народным баням, исстари называвшимся "серебряными", - и, вероятно, они были первыми в Москве общими и торговыми; по крайней мере, упоминание о них во владенных старых актах относится ко временам царя Алексея. <...> Из окон второго этажа, который занимал Александр Николаевич в пятидесятых годах, и мы видали виды, которые также ушли в предание: выскакивали из банной двери такие же откровенные фигуры, какие изображены на павловских гравюрах 4 . Срывались они, очевидно, прямо с банного полка, потому что в зимнее время валил с них пар. Оторопело выскочив, они...
    7. А. Н. Островский в воспоминаниях современников. Указатель имен и названий периодической печати
    Входимость: 6. Размер: 74кб.
    Часть текста: (Аврамов) Михаил Васильевич (ум. 1893), актер, режиссер, драматург. Аграмова (ум. 1903), артистка моск. Артистического кружка. Адлерберг Владимир Федорович (1790-1884), министр императ. двора в 1852- 1870 гг. Акимова (Ребристова) Софья Павловна (1824-1889), артистка моск. Малого театра. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886), публицист. Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), литератор. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель. - "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Александр I (1777-1825), император (1801-1825). Александр II (1818-1881), император (1855-1881). Александр III (1845-1894), император (1881-1894). Александров Алексей Александрович (1849 - ум. в нач. 70-х годов), старший сын А. Н. Островского. Александров Николай Александрович (ум. 1885), артист моск. Малого театра. Александрова Екатерина Петровна, артистка моск. Малого театра (1886-1906). Александрова Мария Михайловна (1839-1904), артистка Александрийского театра в Петербурге. Алексей - см. Александров А. А. Алексей Михайлович (1629 1676), русск. царь (1645-1676). Алеша - см. Бурдин А. Ф. Алмазов Борис Николаевич (1827-1876), поэт, фельетонист, критик. - "Крестоносцы"....
    8. Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник). Указатель имен и наименований учреждений и обществ
    Входимость: 6. Размер: 27кб.
    Часть текста: Александр Петрович (р. 1864) - певец, в 1886 г. был принят в состав труппы Большого театра Арбенин - c 1885 г. артист Малого театра Арди (Нечаев) Николай Иванович (1834-1890) - провинциальный артист, вступивший в 1871 г. в труппу Александрийского театра Артистический кружок Баженов Иван Николаевич - брат драматурга А. Н. Баженова Барцал Антон Иванович (1847-1927) - артист и оперный режиссер Большого театра Баскаков - держатель буфета в Артистическом кружке Баташев Н. - переводчик-драматург Бегичев Владимир Петрович (1830-1891) - драматург, инспектор репертуара московских театров Белоха - певица Беранже Пьер-Жан(1780-1857) Берг Константин Федорович (ум. 1881) - провинциальный артист, вступивший в 1872 г. в труппу Малого театра Благородное собрание Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921) - писатель, критик, в течение двух лет был членом Театрального литературного комитета Божанов - драматург Большой театр Бомарше (1732-1799) Бороздина Варвара Васильевна (1828-1866) - с 1849 г. артистка Малого театра Бороздина Евгения Васильевна (ум. 1869) - в 1849-1861 гг. артистка Малого театра Борх Александр Михаилович...
    9. Добролюбов Н. А.: Темное царство. Примечания
    Входимость: 6. Размер: 24кб.
    Часть текста: царство" -- одно из важнейших литературно-теоретических выступлений Добролюбова, сочетавшее мастерский критический разбор драматургии Островского с далеко идущими выводами общественно-политического порядка. Характеризуя очень большое национально-демократическое значение комедий Островского, одинаково не понятых критикой и славянофильского и буржуазно-либерального лагеря, Добролюбов доказывал, что пафосом Островского как одного из самых передовых русских писателей является обнажение "неестественности общественных отношений, происходящих вследствие самодурства одних и бесправности других". Верно и глубоко определив общественное содержание драматургии Островского, его "пьес жизни", Добролюбов показал типическое, обобщающее значение его образов, раскрыл перед читателем потрясающую картину "темного царства", гнетущего произвола, нравственного растления людей. Добролюбов обвиняет и негодует. Негодует против безвольных, слабых, смирившихся перед грубой силой. Осуждение Добролюбовым "безответных" отвечало революционно-демократической концепции народа. Чернышевский с горечью писал в статье: "Не начало ли перемены?": "Рутина господствует над обыкновенным ходом жизни дюжинных людей и в простом народе, как во всех других сословиях, в простом народе рутина точно так же тупа, пошла, как во всех других сословиях" ("Современник", 1861, No XI). Эта рутина обезличенных людей ненавистна Добролюбову: "Самодура уничтожить было бы нетрудно,--...
    10. Пешехонова О. Н.: Премьеры пьес А. Н. Островского. "Бедность не порок"
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    Часть текста: всего в двух действиях. Но эта рукопись оказалась лишь черновым наброском к будущей комедии. По этим наброскам автор создавал первую редакцию пьесы. Вторая (последняя) редакция была существенно исправлена автором и закончена осенью 1853 г. Островский хотел опубликовать пьесу в журнале «Москвитянин», но из-за обострившихся отношений с М. П. Погодиным не осуществил своего намерения, и комедия впервые была опубликована отдельным изданием: «Бедность не порок. Комедия в трёх действиях. Сочинения А. Н. Островского», М., тип. В. Готье, 1854 (цензурное разрешение – 23 декабря 1854 г.). В декабре 1853 г. пьеса прошла драматическую цензуру. Премьера комедии «Бедность не порок» состоялась в московском Малом театре 25 января 1854 г. Автор принимал активное участие в постановке. Роли исполняли: Гордей Карпыч Торцов – П. Г. Степанов, Пелагея Егоровна – М. Д. Львова-Синецкая, Любовь Гордеевна – А. В. Воронова, Любим Карпыч Торцов – П. М. Садовский, Африкан Савич Коршунов – М. С. Щепкин, Митя – И. В. Самарин, Гуслин – Е. И. Климовский, Разлюляев – С. В. Васильев, Анна Ивановна – Л. П. Никулина-Косицкая, Маша – Н. Н. Никифорова, Лиза – А. И. Колосова, Егорушка – М. П. Садовский, Арина – С. П. Акимова, 1-я гостья – Т. И. Кашина, 2-я гостья – А. И. Лилеева, Старик – О. О. Лазарев, Вожак – Бобовский. Об этой постановке Горбунов вспоминал: «Наконец 25 января 1854 года пьеса была сыграна и имела огромный успех. Садовский в роли Любима Торцова превзошёл самого себя. Театр был полон <…> Вплоть до масленицы пьеса не сходила с репертуара». В Александринском театре комедия впервые была поставлена 9 сентября 1854 г., в...