• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Островский. Статьи о театре. Записки. Речи (сборник)
    Об актерах по Сеченову

    ОБ АКТЕРАХ ПО СЕЧЕНОВУ

    Заиграть пьесу (играть самого себя). "Не приливает"; Те же импульсы - те же рефлексы. Физиономия вызывает жест, так как у актера жест составляет все. Задержка жеста. От лица светится, а у другого -- темнее. Рефлексы с усиленным концом - трагические.

    Вся игра есть последовательный ряд рефлексов. Перерыв ("Мне неловко"). Слова: "Когда ты играешь, ты помни то-то и то-то", - чистый вздор. Рутина. Невозможность избежать ее. Естественность делает то, что актер не дает себе труда нисколько замаскировать себя, тогда как у древних и у итальянцев были на все лица маски, личные и общие.

    Безжизненность любовников (оттого, что играют не роли, а амплуа). Школа: выбирать мальчиков и девочек, которые умеют что-нибудь представить. Дальнейшее развитие - из статьи Сеченова.

    думать словами, а думали образами. Советы молодым актерам, - как они бесплодны и вредны.

    Тон есть импульс. Склад речи, переведенный на слуховой орган, есть тон. Отчего легко учить мои роли? В них нет противоречия склада с тоном: когда пишу, сам произношу вслух.

    Щепкин - твердая постановка тона; то же, но фальшиво - у Самарина. Знание роли = скорости жеста.

    Умные люди с отсутствием жеста - актеры чистого рефлекса (все художники), с задержкой (резонеры, ученые, ораторы), с усиленным концом (трагики). Женщины - канарейки. Старухи - в провинции много хороших, отчего не хороши молодые актрисы?