• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Дом- музей А. Н. Островского в Москве

    Дом- музей А. Н. Островского

    В этом доме, расположенном на сквозном участке между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, в семье чиновника-юриста 31 марта (12 апреля) 1823 года родился Александр Николаевич Островский.

    Экспозиция первого этажа дома-музея состоит из кабинета, спальни и Красной гостиной.

    Спальня

    Столовая

    Кабинет отца

    В комнатах, занимаемых ранее семьей Николая Федоровича, — скромная обстановка. В кабинете, спальне, столовой разместилась мебель — секретер, кресла, кровать, ширма, буфет… На стене в столовой— портрет отца, «Указатель законов Российской империи для купечества», раскрытый на первой странице, оплавленная свеча. В книжном шкафу те же книги, что и в библиотеке Николая Федоровича — классика, журнальная периодика, тома «Русского Феатра», содержащие лучшие пьесы XVIII века. В спальне на маленьком столике — расписная шкатулка драматурга.

    Все эти экспонаты как бы воскрешают обстановку быта семьи Островских, позволяют лучше представить среду, в которой провел Александр Николаевич свое детство.

    Красная гостиная

    В красной гостиной, подобной тем гостиным, где драматург читал свои первые пьесы, запрещенные к постановке цензурой, помещены биографические материалы.

    Представляют интерес рисунок Первой московской гимназии на Волхонке, автограф с просьбой о приеме на службу в Совестной суд, литография вида Воскресенской площади, оригинальные афиши 40-х годов прошлого столетия.

    Любопытен экземпляр «Московского городского листка» 1847 года с первой публикацией Островского. С этого дня Александр Николаевич «стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

    Здесь же экспонируются портреты друзей Островского по «молодой редакции» журнала «Москвитянин», в котором в 1850 году была напечатана пьеса «Свои люди — сочтемся!»

    Деревянная лестница с резными балясинами из сеней первого этажа ведет на второй этаж, где посетитель как бы оказывается в старой Москве: на картинах и гравюрах того времени — вид на Кремль со стороны Болотной площади, Александровский сад, Кузнецкий Мост, Марьина роща, Петровский парк.

    Макет Малого театра

    Здесь же в верхних сенях — макет Малого театра, сделанный смотрителем театра И. Покровским в 1840 году. С ювелирной точностью воспроизведены в нем не только фасад, но и в «разрезе: часть сцены и зрительного зала.

    Одна из комнат дома-музея посвящена сценической истории пьесы „Гроза“. По обеим сторонам афиши 1859 года, извещающей о премьере Малого театра, рассыпаны фотографии первых исполнителей „Грозы“ в Малом и Александринском театрах. Среди них — Катерина — Л. Никулина-Косицкая и Ф. Снеткова; Тихон — С. Васильев и А. Мартынов; Кабаниха — Н. Рыкалова и Ю. Линская. Спектакль Малого театра имел огромный успех. „Гроза“ гремит в Москве», — писала автору Л. Никулина-Косицкая, для которой была создана роль Катерины. Здесь же экспонируются красочные эскизы костюмов и декорации А. Головина к лучшей постановке «Грозы», состоявшейся в 1916 году на сцене Александринского театра.

    Анфилада комнат уходит вперед — у каждой комнаты есть своя экспозиционная тема — цикл пьес «Замоскворечье», «Дворяне и чиновники», «Психологическая драма», «Общественная деятельность Островского».

    В мир замоскворецкого жителя середины прошлого столетия вводят посетителя неоштукатуренные и неокрашенные бревна стен, поблескивающее бело-голубым кафелем зеркало печи; стол, покрытый вышитой по плетению скатертью; пузатый медный самовар; резное деревянное блюдо для сладостей; фикус — на расписной подставке.

    Центральное место в экспозиции занимают литография панорамы Замоскворечья и жанровая картина художника Астрахова «Купцы, играющие в шашки», тут же сосредоточены материалы по пьесам Островского замоскворецкого цикла.

    Ломберный стол, покрытый зеленым сукном, бронзовые с позолотой шандалы с толстыми оплывшими свечами, настольный сейф с двойным дном как бы вводят нас в уголок дворянского клуба, с которым был знаком Островский. Значительный интерес представляет фотография первого спектакля «Доходное место» с П. Садовским в роли Юсова. Здесь же материалы и по пьесам «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), отличавшиеся острой социально-политической направленностью.

    Познакомившись с миром дворян и чиновников, посетитель оказывается в одной из комнат, которую условно можно назвать комнатой Ларисы. Здесь его внимание привлечет старинная гитара фирмы Циммерман, настольная керосиновая лампа из литого белого металла с колпаком из тончайшего розового стекла, и, конечно же, портрет знаменитой В. Комиссаржевской — лучшей Ларисы, создавшей этот образ в 1896 году. «Большие выразительные глаза Комиссаржевской, — рассказывал Ю. Юрьев в своих „Записках“, — излучавшие всю глубину таившихся в ней переживаний, с ясностью доносили до нас драму мятущейся души Ларисы. Перед нами не терпящая никакой зависимости, рвущаяся на волю из клетки молодая жизнь. Вся она подобна пойманной степной птице, разбивающей в кровь свои крылья о железную решетку, преграждающую ей путь к простору». Посетитель музея сможет услышать и романс Ларисы «Нет, не любил он…» в исполнении Н. Обуховой.

    Значительное место в экспозиции отведено теме «Общественная жизнь А. Н. Островского». Современники называли Островского «рыцарем театра». Глубокое знание актерского быта, жизни сцены, актерской психологии помогло ему создать пьесы, посвященные теме театра. («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). «Все лучшие мои произведения, — писал Островский в письме к М. Савиной, — написаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». М. Савиной драматург посвятил «Дикарку». Н. Никулиной — «Воспитанницу», Г. Федотовой — «Василису Мелентьеву», П. Садовскому — «Бедность — не порок». Прообразом Несчастливцева в пьесе «Лес» явился крупнейший провинциальный актер Н. Рыбаков, для К. Рыбакова была написана роль Незнамова в пьесе «Без вины виноватые».

    Специальный зал экспозиции посвящен сценическому воплощению пьес Островского на сцене послереволюционного театра. В числе постановок, представленных на ней, спектакли корифеев советской и мировой режиссуры — К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, а также постановки Б. Бабочкина, Л. Варпаховского, Ю. Завадского, Ф. Каверина, А. Лобанова, Н. Охлопкова, И. Платона, Н. Хмелева. На образах драматургии Островского воспитывалось не одно поколение выдающихся мастеров отечественной сцены. В музее можно не только увидеть, но и услышать голоса выдающихся актеров — М. Бабановой, Н. Хмелева, В. Грибунина, О. Андровской, Б. Ливанова.

    Завершает экспозицию стенд, где своими взглядами, мнениями от встречи с «театром Островского» делятся известные современные театральные деятели. «Я думаю, — сказал Г. Товстоногов, — что время А. Н. Островского только наступает. Все больше он будет необходим в своем великом наследии, и все зависит от того, как театры, в частности, режиссеры будут находить пути к его современному звучанию».

    Дом-музей А. Н. Островского входит в состав Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.

    Адрес: 119017, Москва, ул. М. Ордынка, 9/12, стр. 6

    Интернет:

    www.museum.ru/M308 - официальная страница

    www.gctm.ru - официальный сайт

    © 2000- NIV