• Приглашаем посетить наш сайт
    Пушкин (pushkin-lit.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    К. В. Загорский. Воспоминания об Александре Николаевиче Островском

    К. В. Загорский

    ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ОСТРОВСКОМ

    Я познакомился с Александром Николаевичем Островским в конце 1855 года 1. Познакомился я с ним у казначея московской дворцовой конторы Н. И. Давыдова, жившего у Красных ворот в Запасном дворце. Давыдов приходился родственником Островскому, он был женат на родной сестре Александра Николаевича, Наталье Николаевне. В его казенной квартире давались спектакли, для которых устроены были подмостки на аршин от пола; в этих спектаклях принимал участие Островский и А. Ф. Федотов. В спектаклях принимали участие также сестры и племянницы Островского. Спектакли эти носили чисто семейный характер. На них-то я и познакомился с Александром Николаевичем, так как сам принимал участие в представлениях, состоявших из пьес разных авторов, в том числе и Александра Николаевича, из комедий которого здесь играли "Старый друг лучше новых двух" и "Свои люди - сочтемся!". В первой пьесе Александр Николаевич играл роль купца, Вавилы Осиповича, а во второй - Подхалюзина. Относительно исполнения роли самим автором я могу сказать следующее: чтение было великолепное, но игра и мимика были неудовлетворительны, потому что во время исполнения им ролей он не смотрел в глаза действующим лицам, а опускал их вниз или поднимал кверху. После одного из таких спектаклей, я помню, он сообщал своим близким знакомым план пьесы "Минин, Сухорук", которую он в то время кончал.

    Первый мой визит к нему был с Ы. И. Давыдовым. Островский жил тогда в приходе Николы Воробина у Яузских бань в собственном доме. Тогда он еще не был женат 2. В день своего первого визита я встретил у него известного П. И. Якушкина и еще человек двух, фамилии которых не помню. После ухода гостей по просьбе Н. И. Давыдова Александр Николаевич стал читать мне роль Подхалюзина. В последнем акте, где Подхалюзин отказывал Большову в уплате его долга, меня поразил тон чтения: бессердечность Подхалюзина обнаружилась во всей силе, я по наивности спросил Александра Николаевича:

    - Неужели есть такие люди, как Подхалюзин?.. На это он отвечал мне, улыбаясь:

    - Поживите на свете, так узнаете.

    Вскоре после этого Александр Николаевич уехал за границу 3 вместе с И. Ф. Горбуновым.

    В 1862 году я поступил на провинциальную сцену в Нижний Новгород и служил безвыездно шесть лет. В 1866 году 4 Александр Николаевич проездом в свою усадьбу, село Щелыково, Костромской губернии, Кинешемского уезда, был в Нижнем Новгороде с семейством, женою Марьею Васильевною и сыном Александром, которому было не более года 5. По театральной афише Александр Николаевич узнал, что я нахожусь в труппе, и послал за мною, тут я познакомился с женой его, причем он пригласил меня после репетиции к себе обедать. Остановился он в почтовой гостинице Булычева. После репетиции я пришел в гостиницу, и мы отправились обедать в ресторан. Во время обеда пришел мой антрепренер Ф. К. Смольков, который сильно заикался. Так как прихода его никто не ожидал и Александр Николаевич не мог предупредить Марию Васильевну относительно его заикания, то произошла комическая сцена: по представлении Марии Васильевне Смольков хотел сказать супруге Александра Николаевича какую-то любезность, но сильно заикнулся и начал делать уморительные гримасы. Мария Васильевна смутилась. После обеда Смольков потребовал бутылку шампанского. Александр Николаевич просил Смолькова освободить меня на неделю, чтобы я мог уехать в Щелыково, Смольков обещал исполнить просьбу. После обеда мы отправились в номер гостиницы, где я пробыл до одиннадцати часов вечера. На другой день Александр Николаевич уехал в Щелыково, а дня через два туда же отправился и я.

    Щелыково находится в Кинешемском уезде, Костромской губернии, в двадцати верстах от Кинешмы, на левом берегу Волги. Господский дом, в котором жил Александр Николаевич, находится на горе. Он деревянный, окрашен серой краской, с четырьмя колоннами, двумя крыльцами и с лицевой стороны задний фасад обращен в сад, с террасой, перед которой разбит цветник.

    Я приехал к нему поутру часов в десять. Александр Николаевич принял меня очень радушно. Умывшись и напившись чаю, мы отправились с Александром Николаевичем ловить рыбу. Подойдя к речке я, не помню, что-то рассказывал, Александр Николаевич остановил меня, поднял палец кверху и сделал знак, чтобы я замолчал. Я спросил о причине, он отвечал:

    - Иван Егорович тут рыбу ловит. Он не любит, когда кто-нибудь шумит. - Иван Егорович Турчанинов, бывший артист московских императорских театров, пенсионер, пользовался добрым расположением Александра Николаевича и постоянно гостил у него летом. Подойдя к реке, я увидел человека в халате, подпоясанном шарфом, в старой фуражке, сидевшего с удочкой на берегу. Александр Николаевич представил меня ему. Турчанинов остался удить рыбу на прежнем месте, а мы с Александром Николаевичем отправились к мельнице ловить пескарей (живцов), чтобы потом на них ловить щук. Поймав несколько штук пескарей, мы сели в лодку и поплыли к самой мельнице, привязавши лодку к кольцу, нарочно для этого вбитому в стену мельницы, и начали ловить щук. Ловля была неудачная. <...>

    В три часа пошли домой обедать. За обедом Александр Николаевич рассказывал сцену, которую он видел на пароходе, когда ехал из Нижнего к себе в усадьбу. Трое купцов сидели во втором классе и пили какое-то вино, один из них, охмелевши, прилег на диван, а через несколько времени тревожно зашевелился и коснеющим языком что-то промычал. Один из оставшихся за столом собеседников спросил: что ему нужно? Тот опять пробормотал что-то, хотел подняться, но не мог. Собеседник подошел к нему ближе и повторил вопрос. Лежащий, при большом усилии, едва мог произнесть заплетающим языком:

    - Попросите меня красненьким.

    Эта сцена была рассказана очень комично, сидевшие за столом много смеялись. После обеда играли в пикет

    В семь часов приехала к нему соседка по имению, почтенная старушка, и спрашивала совета - может ли она высечь мельника, арендовавшего мельницу у Александра Николаевича, мужика лет сорока, на том будто бы основании, что она была его восприемницей и как крестная мать она ответственна за него перед богом 6

    Прогостивши целую неделю, я должен был отправиться в Нижний, так как у меня должны были начаться репетиции.

    В том же году Александр Николаевич опять приезжал в Нижний на ярмарку один, без семейства. По случаю его приезда в спектакле шла его пиеса "Не в свои сани не садись". Актер Душкин, игравший роль Бородкина, переврал фразу: "Люба, я за тебя душу положу", сказав вместо "Люба" - "душа". Когда актеры сетовали Александру Николаевичу на такое искажение фразы, Александр Николаевич сказал:

    - Что же от Душкина требовать, я его хорошо знаю.

    На другой день часов в двенадцать мы пошли на ярмарку, в Суровской ряд, где Александр Николаевич хотел видеть своего хорошего знакомого купца7, с которым знаком был в годы студенчества и который говорил, что он Московский университет вдоль и поперек прошел, а на самом деле не был даже и в гимназии.

    - Я ему говорю, - рассказывал Александр Николаевич, разумеется шутя: - "Ты смотри, не шибко обманывай народ, а то я тебя в комедию вставлю". Он очень испугался и просил его в комедию не ставить, считая это для себя позором.

    В этом же году Александр Николаевич прислал мне на бенефис свою новую пьесу "Самозванец Луба" 8.

    После каждого сезона я приезжал в Москву и почти каждый праздник бывал у Александра Николаевича. В беседах наших он рассказывал разные анекдоты и эпизоды из своей жизни.

    Так, говорил о том, что антрепренеры злоупотребляют своим положением и недоплачивают жалованья актерам.

    - У меня мало времени, - говорил он, - а следовало бы написать и послать на утверждение проект относительно обеспечения актеров- в получаемом ими жалованье. Можно было бы учредить при Обществе русских драматических писателей особое бюро, где бы записывались артисты, желающие получить ангажемент, и чтобы без согласия Общества не заключали контрактов с антрепренерами. В случае неплатежа денег, Общество могло бы не разрешить постановки спектаклей 9.

    Островский был страшный охотник до рыбной ловли на удочку.

    Однажды с Д. В. Живокини отправились они на озеро в Косино, ловить рыбу, находящееся в восьми верстах от Москвы. Озеро очень большое. Надо было ловить на лодке, а лодки не нашлось, а они достали где-то небольшой плот и, отпихиваясь шесгами, поплыли по озеру. Предварительно разулись, выбрали место и начали ловить рыбу. Д. В. Живокини, увлекшись ловлею, забыл, что он не на земле, сделал несколько шагов по плоту, чем нарушил равновесие, плот наклонился, и сапоги попали в воду, желая спасти сапоги, он еще больше наклонил плот, оба рыболова чуть-чуть не потонули.

    Несколько раз рассказывал мне Островский о своей служебной карьере в Коммерческом суде.

    - Мы приходили в суд часов в одиннадцать, и у нас начиналось литературное утро. Разговаривали и спорили о литературе и так незаметно досиживали до трех часов. После трех часов отправлялись в кофейную Печкина, это было не что иное, как хороший трактир, продававший кофе, против Александровского сада, где теперь дом Комиссаровых. Д. Т. Ленский, говоря о яме, в которую сажали несостоятельных должников, написал на этот счет куплеты:

    Близко Печкина трактира,
    У присутственных ворот,
    Есть дешевая квартира,
    И туда свободный ход...
    И хозяин там радушный,
    И жильцов там берегут:

    Им квартиру, стол дают 10.

    Этот трактир посещали студенты, артисты всех профессий: актеры, певцы, танцоры, музыканты и начинающие литераторы, в том числе А. Ф. Писемский.

    В этом трактире встретился нам однажды Якушкии и рассказывал о своих странствованиях по губерниям, когда он собирал мотивы русских песен. <...>

    Потом Александр Николаевич много рассказывал о своей службе в качестве корректора у историка Погодина, издававшего собственный журнал, за 30 рублей в месяц. Ходил он каждый день пешком от Яузских бань на Девичье поле к Погодину.

    Когда в доме Погодина читал пьесу "Свои люди - сочтемся!" - Н. В. Гоголь присутствовал при чтении и, прислонясь к двери, слушал издали. Когда же пьесу эту не пропустили в цензуре, то Погодин предложил ему продать ее за 300 рублей.

    При этом он поставил в обязанность переделать четвертый акт. Александр Николаевич согласился, потому что нуждался в деньгах. Потом выяснилось, что Погодин поместил ее в какой-то журнал и взял чуть ли не втрое против того, что заплатил Александру Николаевичу 11.

    Однажды я пришел к Александру Николаевичу. Он спросил меня: видел ли я его сына Михаила? Я отвечал отрицательно; он попросил Марью Васильевну прислать с антресолей своего сына. Через несколько минут нянька привела мальчика лет двух, довольно плотно сложенного, с черной кудрявой головой, большими серыми глазами и притом с кривыми ногами.

    - Посмотрите какой! - сказал Александр Николаевич. - Ноги кривые - настоящий комик.

    Мария Васильевна взяла гармонию и стала играть, мальчик стал плясать вприсядку. Александр Николаевич был очень доволен.

    - Как Гельцер {Гельцер - артист императорских театров, исполнявший роль Иванушки-дурачка в балете "Конек-горбунок". (Прим. К. В. Загорского.)} пляшет,

    В начале апреля я зашел к Александру Николаевичу и застал его в кабинете за письменным столом. Он был в коротеньком тулупчике и маленькими картами раскладывал пасьянс. Он, по обыкновению, принял меня приветливо и продолжал раскладывать карты, потом смешал их и таинственно с улыбкой сказал:

    - Я сегодня всю ночь не спал, работал... Я написал пьесу "Снегурочка". На той неделе репетиция, а у меня пятого акта еще нет. Вот я теперь и спешу кончить пятый акт.

    Я выкурил папироску, поднялся и хотел уходить, чтобы не мешать ему работать; он остановил меня.

    - Вам нужно кончать пьесу, - сказал я ему, - время дорого.

    - Успею, - ответил драматург и снова стал раскладывать пасьянс.

    Я изумился, что он вместо работы очень внимательно раскладывает карты, и спросил его, для чего он теряет время на раскладывание карт, а спешную работу не кончает.

    - Ведь эдак, пожалуй, петухом запоешь, если все работать, надо дать отдых голове.

    При прощании Александр Николаевич пригласил меня на генеральную репетицию в Большой театр. Пьеса ставилась с декорациями и костюмами. В этой пьесе дебютировала Кадмина, ученица консерватории 12.

    Николаевич стоял в зале у стола и резал ножницами какую-то материю. До этого мне никогда не приходилось видеть его за подобным занятием. Я полюбопытствовал узнать, что он делает.

    - Крою панталоны для Александра. Здесь в шагу надо вынуть... -- продолжал он, как будто сам с собою.

    - Где же вы выучились кроить? - опросил я его.

    Он улыбнулся.

    - Чего мы только не знаем, - сказал он шутя. Между прочим объяснил, что он рос среди девочек, вероятно, сестер, у которых научился кроить и шить, так как товарищей у него в детстве не было.

    В другой раз и Александр Николаевич и Мария Васильевна были дома. Был еще один старичок 13, совсем седой, с круглой небольшой бородкой, небольшого роста, в поддевке, в мужицких больших сапогах, довольно поношенных, вообще костюм не отличался свежестью. Что меня удивило, так это то, что Александр Николаевич не представил меня гостю, так как до этого не случалось, чтоб Александр Николаевич не представил меня кому-нибудь из своих знакомых, бывавших у него на дому. Потом меня крайне удивило фамильярное обращение этого старика с Александром Николаевичем и Марьей Васильевной: он им говорил "ты". Мы сели обедать, старик начал так:

    - Слышь, Марья Васильевна, ты секи их поперек лавки, а уж если будешь сечь вдоль, это уж будет поздно... Поздно будет.

    Вероятно, этот старичок до моего прихода вел какой-нибудь педагогический разговор. Старичок продолжал:

    - Был я у Михаила Николаевича, фатера у него хорошая, а жены-то нет. Что, говорю, не женишься? Невесты, говорит, нет. В Питере-то нет? Да за тебя любая девка пойдет. Не ладно, говорю, право, не ладно. Вот, говорю, был я у Александра Николаевича, детки-то у него больно хороши.

    Александр Николаевич и Мария Васильевна молча слушали старичка. Встали из-за стола, старичок стал прощаться.

    - Что ж, дашь ты мне денег-то? - спрашивал старичок.

    - Что же я тебе дам, когда у меня самого нет, - ответил Александр Николаевич.

    - Ну как не быть, дай хоть сколько-нибудь, - продолжал старик.

    - Видишь, в деревню еду, сам нуждаюсь в деньгах, - ответил Александр Николаевич.

    - Ну делать нечего, прощай, - старик протянул руку супругам и, уходя, сказал:

    - Кланяться Михаилу-то Николаевичу?

    - Кланяйся, - ответил Александр Николаевич.

    - И Николаю Алексеевичу?

    - И ему кланяйся. Старичок ушел.

    Мне любопытно было узнать, кто этот старичок, и я осведомился.

    - А кто это Михаил Николаевич, про которого он говорил? - спросил я.

    - Мой брат, - отвечал Александр Николаевич.

    - А Николай Алексеевич?

    - Некрасов, - ответил Александр Николаевич.

    - Какие деньги он у вас просил?

    - На храм собирает... Он кимряк, сапожник. Вот он, по старости лет, перестал работать, а ходит и собирает деньги на храм. Теперь отправляется в Петербург.

    В Щелыково мы приехали в конце апреля. Я поместился на антресолях в комнате, находящейся рядом с комнатой учителя-немца, а дети Александра Николаевича - в другой, находящейся по другую сторону комнаты учителя. В свободное время немец курил сигары в девять копеек десяток, чем вызывал неудовольствие Марьи Васильевны, которая вышла из терпения и просила Александра Николаевича запретить немцу курить сигары в комнатах, а курил бы он их на дворе. Немец уступил требованию Марьи Васильевны и уходил курить на двор.

    В своей усадьбе Александр Николаевич ходил в русском костюме: в рубашке навыпуск, шароварах, длинных сапогах, серой коротенькой поддевке и шляпе с широкими полями. Утро обыкновенно начиналось так: в восемь часов вставали дети, сходили вниз пить чай, потом отправлялись на антресоли учиться. Александр Николаевич после чая уходил в кабинет и записывал расходы по хозяйству, а я садился в гостиной читать какую-нибудь книгу. У Александра Николаевича была очень хорошая библиотека. В двенадцать часов завтракали. После завтрака, если была хорошая погода, ходили ловить рыбу, а если была дурная погода, тогда Александр Николаевич занимался выпиливанием из дерева. В три часа обедали. После обеда Александр Николаевич уходил в кабинет, закуривал папироску, и, закрывши глаза, как будто дремал минут десять, а потом, до чая, часов до восьми, мы проводили время в разговорах. После вечернего чая ходили гулять или играли в карты. Во время послеобеденных бесед Александр Николаевич много рассказывал о своей жизни, о различных эпизодах и о своих знакомых писателях и актерах.

    В одной из бесед он рассказывал, как путешествовал по югу с А. Е. Мартыновым, который во время этой поездки умер у него на руках 14. Когда они приехали в Харьков, антрепренер стал просить Мартынова принять участие в спектакле. Мартынов согласился играть в "Грозе" Тихона, а пьеса была только получена и лежала на почте. Всеми неправдами выручили пьесу с почты, вечером назначена была репетиция без ролей, после репетиции пьесу разорвали на несколько частей и раздали писцам. В ночь роли были написаны и вручены актерам; вечером была сыграна пьеса. Потом Островский с Мартыновым отправились в Полтаву на почтовых лошадях.

    хлеб и все остальное поспевает в свое время. Грозы бывают красивее, чем в Альпах. Из Костромской губернии много вышло писателей, как, например, А. Ф. Писемский, Н. А. Некрасов и Колюпанов, про себя промолчал. Однажды пошли мы с ним гулять к какому-то ручейку, протекавшему в его имении.

    - Посмотрите, какова река, настоящий Ниагарский водопад.

    Я подумал, что он шутит, и ответил, что я видел рисунок Ниагарского водопада, который нисколько не похож на эту речку.

    - Вы возьмите во внимание ширину Ниагарского водопада и соразмерьте с быстротой. Если бы река эта была широка, как водопад, то и быстрота бы увеличилась на столько же.

    Относительно чистоты воздуха, климата и почвы он не находил ничего подобного ни в какой другой губернии.

    Садовник его Феофан в виде опыта посеял несколько зерен табаку, который действительно взошел. Александр Николаевич смеясь говорил, что у Феофана есть табачная плантация. Александр Николаевич любил овощи, как-то: спаржу и разные салаты. Налево от дома, рядом со скотным двором, был огород, парники и маленькая тепличка. В огороде росли разные овощи: спаржа, до десяти сортов салата очень красивого на взгляд. Александр Николаевич был очень доволен, когда Феофан приносил ему несколько огурцов, только что сорванных с гряды, очень хвалил соленые грибы, как-то: грузди и рыжики. Он любил все, что давало ему его Щелыково.

    Однажды, гуляя один около реки, я увидал нескольких баб, искавших чего-то в реке. Я подошел и спросил, что они сбирают. Одна из баб показала мне что-то похожее на камень, но тяжелее камня. Я взял один из них и показал Александру Николаевичу. Он сказал, что это колчедан, и с гордостью заметил, что в его имении есть железная руда.

    Когда дети и Марья Васильевна бывали на прогулках и, возвращаясь, сообщали ему какое-нибудь слово или фразу, слышанную в народе, он тотчас записывал ее для академического словаря 15.

    <...> Однажды, сидя в кабинете, взял я альбом и стал рассматривать фотографические карточки артистов императорских театров, остановился на И. В. Самарине, которого я очень любил.

    - Дай бог, чтоб таких было поменьше. В первый раз я ставил свою пиесу "Бедность не порок", в которой он играл роль Мити, я ужасно боялся, когда он стал читать монолог, стоя у окна и как-то по-французски поджав ногу. Вот-вот, думаю, упадет, потому что так стоять человек обыкновенный не может. Думал, упадет он, опустится занавес и пиеса не пойдет. Но, слава богу, кончилось благополучно.

    Далее он высказал, что самаринская дикция и позировка дурно повлияли на талант Г. Н. Федотовой, бывшей его ученицы.

    Об актере Бурдине он рассказывал следующее: когда была поставлена пьеса "Не в свои сани не садись" на сцене Малого театра и произвела сенсацию в московской публике, тогда пожелали ее играть в Петербурге. Ф. Бурдин отправился в Петербург обставлять пьесу, которую он видел в Москве. Сам играл роль Бородкина за С. В. Васильева, а А. М. Читау перешла из балетной труппы в драматическую и играла за Л. П. Никулину-Косицкую. Пьеса была принята публикой и очень понравилась. После этой пиесы Бурдин занял видное место на сцене Александрийского театра, тогда как в Москве он занимал должность суфлера 16.

    О Н. К. Милославском Островский отзывался как о талантливом актере и очень умном человеке.

    О П. В. Васильеве отзывался с похвалою, и на вопрос мой: "Кто лучше исполнил роль Торцова: В. П. Васильев или П. М. Садовский?" - отвечал: "Оба играют очень хорошо".

    Об актере Н. И. Новикове, игравшем в Москве в Народном театре, а впоследствии на петербургской сцене, он был плохого мнения за то, что тот, играя в Народном театре городничего в "Ревизоре", изволил себе нововведение, которое заключалось в том, что при начале первого акта, где все чиновники сидят, он вышел из боковой двери, вероятно рассчитывая на прием публики за выход; по этому поводу Александр Николаевич сказал:

    - Гоголь, вероятно, знал лучше Новикова, что писал, и переделывать Гоголя не следует, он и так хорош 17.

    Примечания

    Воспоминания написаны в 1896 году, в связи с исполнившимся десятилетием со дня смерти драматурга, и опубликованы в газете "Театральные известия", 1896, NN 453, 455, 459, 470.

    1 Стр. 364. Мемуарист ошибается: спектакли в квартире Н. И. Давыдова, о которых далее говорит Загорский, ставились с февраля 1860 года, и, стало быть, знакомство состоялось не в 1855, а 1860 году.

    2 Стр. 365.

    3 Стр. 365. 2 апреля 1862 года.

    * Стр. 365. В Щелыково Островский поехал впервые вместе с Марией Васильевной не в 1866, а в 1868 году.

    5

    6 Стр. 367. Вероятно, это была И. А. Велихова.

    7 Стр. 367.

    8 Стр. 367. Историческая драма "Самозванец Луба" принадлежит не Островскому, а И. В. Самарину. Опубликована в журнале "Русское слово", 1867, N 12.

    9 Стр. 368. Проект остался неосуществленным.

    10 За содержание должников в яме с кредиторов, их посадивших, брали одиннадцать с полтиной ассигнациями в месяц.

    11 Стр. 369. См. прим. 14 к воспоминаниям Н. В. Берга, стр. 513.

    12 Стр. 370. "Снегурочка", законченная 4 апреля 1873 года, впервые поставлена в том же году 11 мая на сцене Большого театра. Певица Е. П. Кадмина исполняла и драматические роли, например, в "Снегурочке" - Леля.

    13 Стр. 370. Имеется в виду С. А. Волков (о нем см. в воспоминаниях С. В. Максимова, стр. 83-85).

    14 Стр. 373. Об этой поездке см. прим. 2 к воспоминаниям B. А. Герценштейна, стр. 547.

    15 См. прим. 62 к воспоминаниям С. В. Максимова, стр. 531.

    16 375. В это время Ф. А. Бурдин уже служил в Александрийском театре в Петербурге (см. о Бурдине на стр. 573). В Москву он приезжал специально посмотреть пьесу "Не в свои сани не садись" на сцене Малого театра, которая впервые шла в сезон 1853 года (премьера - 14 января).

    17 Стр. 375.

    Раздел сайта: