• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    С. В. Васильев. А. Н. Островский и наш театр

    С. В. Васильев

    А. Н. ОСТРОВСКИЙ И НАШ ТЕАТР

    <1>

    <...> По моему убеждению, Островский был натурою глубоко художественною. <...>

    На генеральной репетиции "Воеводы" в новой его редакции 1 я сидел в креслах подле Островского. В пятом акте, в сцене свидания Дубровина с женой, меня поразила удивительная прелесть замечания, которое молодая женщина делает горячо любимому мужу, свидясь с ним в первый раз после долгой разлуки. Оба в опасности; дорога каждая минута; и - что же? - молодая женщина внезапно обращает внимание на то, что у ее мужа ворот рубашки не вышит. "Кто шил тебе рубашки? - спрашивает она. - Когда мы жили вместе, я всегда вышивала тебе ворота!" Таков общий смысл; не помню подробностей и подлинных стихов. Но зато помню как теперь, что я не утерпел и тут же шепнул на ухо Островскому:

    - Какая прелестная, подробность!

    - Мы, батюшка, не поэты, - шепнул в ответ Островский. - Простые русские люди; про рубашки говорим. Какая тут поэзия! <...> 

    <2>

    <,..> Как быстро летит время! Я помню с такою подробностью и ясностью, как будто это было вчера, рабочий кабинет Александра Николаевича в нижнем этаже дома князя Голицына против храма Христа Спасителя. Я точно вижу пред собой большой письменный стол у окна и сидящего за этим столом Александра Николаевича. Серый зимний день. Мы совершенно одни. Он только что сказал мне, на вопрос о здоровье его домашних, что их никого нет дома. Тишина в кабинете - удивительная, та идеальная тишина, при которой только и можно работать. Под влиянием этой тишины разговор наш идет если и не вполголоса, то в том тихом тоне, какой невольно принимает беседа двух людей, разделенных лишь доской письменного стола. И тем не менее Александр Николаевич наклоняется через стол и шепчет мне имена лиц, намечаемых им при готовящемся преобразовании в управлении московскими казенными театрами. Так и хочется сказать ему: "Уверены ли в этом человеке?" Не подлежит сомнению, что вопрос этот и был бы предложен, а весь разговор принял бы характер горячего спора, если бы при нем было еще несколько человек, присутствие которых разрушило бы обаяние этой тишины. Но теперь, с глазу на глаз с Александром Николаевичем, я чувствую, двоюсь. Мне хотелось бы возражать, спорить, предостерегать. Но обаяние личности оказывает свое чарующее влияние. Я весь отдаюсь впечатлению минуты, восприятию картины и центрального ее образа. Как удивительно верно рисует Пушкин это состояние:


    Свести глаза с нее нет силы,
    "как вы милы",
    И мыслю: "как тебя люблю" 2.

    Очарование нарушается появлением в кабинете бойкого и умного мальчика, младшего сына 3 Александра Николаевича. Он приходит спросить, можно ли ему идти гулять. Александр Николаевич необыкновенно затрудняется ответом. Он не знает, какая на дворе погода. Матери нет дома. Не лучше ли подождать ее возвращения? Сколько любви теплится во взгляде, каким Александр Николаевич смотрит на своего сына! Этот взгляд, полный бесконечной нежности, есть целое откровение. И этого человека называли и считали грубым реалистом, между тем как он обладал бесконечною тонкостью чувства, женственною нежностью и деликатностью сердца! Одна такая минута объяснения отца с его ребенком открывает более, нежели могут дать целые годы официального знакомства.

    Соединенными усилиями ребенка и посетителя удалось уговорить Александра Николаевича отпустить сына погулять. Мы опять одни. Разговор возобновляется и начинает идти про театральную школу. Вопрос о театральной школе был одинаково больным местом у Александра Николаевича и у меня. Очень может быть, что со временем мы разошлись бы во взглядах на подробности. Но в основаниях мы были глубочайшим образом солидарны: Александр Николаевич, Сергей Андреевич Юрьев и я. Основания эти были: выработка дикции и декламации как основного умения будущего актера; выработка мимики и пластики. Александр Николаевич требовал, чтобы в театральной школе ни одно слово не произносилось учениками иначе, как со сцены. Он требовал, чтоб ученики, выучив роли известной пиесы, сыграли бы всю эту пиесу не произнеся ни одного слова вслух. Он рассказывал, каким удивительным, необыкновенным бременем показались ему его собственные руки и ноги, когда он вздумал где-то исполнить роль из собственной своей комедии. Я не имею понятия о том, где находится в настоящее время проект устройства драматических курсов, составленный Александром Николаевичем. Я не знаю даже, был ли он выработан вполне, во всех его подробностях, или же лишь в общих очертаниях. Не подлежит сомнению, что если этот проект существует, то он со временем выплывет наружу и будет напечатан в дополнительных томах полного собрания сочинений Александра Николаевича Островского 4. Недаром же существует история, а эта история - совсем не шутка. <...>

    С. В. Васильев (псевдоним Сергея Васильевича Флерова) (1841-1901) -театральный рецензент, критик и педагог. Островский очень ценил С. В. Васильева как критика и, став начальником репертуара московских театров, привлек его в репертуарный совет, делился с ним своими планами преобразования московских театров и создания драматической школы. В 1886 году Островский рекомендовал Васильева в качестве члена жюри по присуждению Грибоедовской премии Общества драматических писателей. 

    <1>

    Воспоминания написаны в ближайшие дни после смерти Островского и напечатаны в газете "Московские ведомости", 1886, N 169.

    1 Стр. 492.  

    <2>

    Статья, из которой взят отрывок, написана 7 июля 1890 года в связи с четырехлетием со дня кончины Островского и напечатана в "Русском обозрении", 1890, N 7.

    2 Стр. 493. Неточная цитата из стихотворения А. С. Пушкина "Ты и вы".

    3

    4 Стр. 494. Проект театральной школы под названием "Записка о театральном училище" впервые опубликован в книге Н. А. Кропачева, А. Н. Островский на службе при императорских театрах, М. 1901, стр. XXXVI; см. также - Островский, т. XII, стр. 301.

    Раздел сайта: