• Приглашаем посетить наш сайт
    Кюхельбекер (kyuhelbeker.lit-info.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    К. Ф. Вальц. А. Н. Островский в Большом театре

    К. Ф. Вальц

    <А. И. ОСТРОВСКИЙ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ >

    <...> В 1873 году, когда задумали ставить в Большом театре сказку Островского "Снегурочка" 1 для бенефиса Живокини, все заседания в присутствии автора собирались у Бегичева.

    А. Н. Островский особенно подробно не заявлял своих желаний и детальных указаний по постановке декораций не делал, ограничиваясь приемом макета в том виде, в каком он представлялся художником. Только по поводу сцены таяния Снегурочки, роль которой была поручена Федотовой, было много дебатов, пока не пришли к такому заключению: было решено окружить Снегурочку несколькими рядами очень небольших отверстий в полу сцены, из которых должны были подниматься струйки воды, которые, сгущаясь, должны скрыть фигуру исполнительницы, опускающуюся незаметно в люк под лучом прожектора.

    Островский особенно рьяно обсуждал эту сцену, а также делал свои указания относительно костюмов птиц в прологе. Он требовал, чтобы последние были как можно более реальны, и настаивал на их выполнении бутафорским способом, сделавшим костюмы крайне сложными и неудобными.

    У Бегичева же обычно проигрывалась музыка новых опер и балетов. Относительно музыки Чайковского, написанной специально для "Снегурочки", А. Н. Островский неоднократно выражал мнение, что музыка эта, несмотря на свою прелесть, к ней не подходит, ибо не выражает сущности его сказки 2. <...>

    В середине восьмидесятых годов 3 А. А. Майков был приглашен исключительно по желанию А. Н. Островского, который заявил при вступлении на службу, что согласен работать исключительно при сотрудничестве Майкова.

    А. Н. Островский обращал почти все свое внимание исключительно на Малый театр и уделял очень мало времени Большому, хотя кое-какие нововведения в Большом театре обязаны своим возникновением знаменитому драматургу. Так, например, Островский первый подал мысль о замене выходных солдат артистами балета. Подобная реформа безусловно сильно подняла художественную сторону спектаклей, так как присылаемые для массовых сцен солдаты обыкновенно подходили к театральной игре с точки зрения фронтового учения и проделывали все заданные им режиссером движения, как по команде. <...>

    Принципы экономии проводились Майковым самым безжалостным образом. Никакой речи даже о самых минимальных расходах на какую-нибудь новую постановку и быть не могло при нем. Композитор Кашперов, опера которого "Гроза" на сюжет Островского шла в Большом театре, стал хлопотать о постановке нового своего произведения, оперы "Тараса Бульбы". В предварительных разговорах выяснилось, что эта постановка потребует написания новой декорации только для одного акта, и Кашперов попросил меня приготовить соответствующий макет. Во время одного из спектаклей в директорской аванложе было назначено специальное заседание по этому вопросу. В условленный час Майков, Островский, Кашперов и я с макетом собрались вместе и стали обсуждать необходимые для новой оперы расходы. Когда Майков увидел макет и услыхал, что постановка потребует написания заново декорации для одного акта, то он решительно и наотрез отказался разговаривать по подобному делу. Необходимо при этом указать, что, с одной стороны, расходы выражались в какой-то смешной цифре нескольких десятков рублей, а с другой, - что Кашперов был в очень тесных дружеских отношениях с Майковым. Все просьбы и доводы пришедшего в полное отчаяние композитора оставляли безучастным заведующего хозяйственной частью. Только вмешательство в это дело А. Н. Островского, который твердо заявил о необходимости по художественным соображениям новой постановки, смогло поколебать Майкова и он, нехотя, с недовольным лицом и ворчанием, подписал смету. Кашперов был прямо вне себя от восторга.

    Островский и Майков недолго руководили московскими казенными театрами - первый вскоре умер, а второй вышел в отставку. <...>

    Примечания

    Знакомство с Островским произошло, по-видимому, в середине шестидесятых годов у В. П. Бегичева на чтении драматургом своих пьес.

    Воспоминания Вальца об Островском представляют собой отрывки из его книги "Шестьдесят пять лет в театре", написанной в двадцатых годах и вышедшей в изд. "Academia", Л. 1928.

    1 Стр. 423. Речь идет о постановке лирической драмы Островского (см. прим. 12 к воспоминаниям К. В. Загорского, стр. 582).

    2 21 апреля 1873 года, готовя премьеру "Снегурочки", А. Н. Островский писал Ф. А. Бурдину: "Музыка Чайковского к "Снегурочке" очаровательна" (Островский, т. XV, стр. 13).

    3 С 1 января 1886 года.

    Раздел сайта: