• Приглашаем посетить наш сайт
    Арцыбашев (artsybashev.lit-info.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    Н. И. Тимковский. Патриарх русской драмы

    Н. И. Тимковский

    ПАТРИАРХ РУССКОЙ ДРАМЫ

    (Памяти А. Н. Островского)

    Я виделся с Александром Николаевичем в первый и последний раз в Москве, в гостинице "Дрезден" 1. Меня направил к нему покойный М. П. Садовский.

    Александр Николаевич сидел в теплой шубейке, но весь дрожал какой-то странной, мелкой дрожью, как человек, прозябший до костей. И внутри его что-то дрожало... После я понял, что его уже грыз тяжкий, предсмертный недуг, что он и тогда уж с трудом перемогался...

    Несмотря на это, он необыкновенно участливо и вместе деловито, избегая лишних слов и всяких околичностей, заговорил со мной о моей пьесе, переданной ему М. П. Садовским. Пьеса представляла собой неуклюжую и наивную, чисто детскую попытку охватить в одном произведении чуть ли не всю русскую жизнь; но это не помешало Островскому беседовать со мной вполне серьезно.

    - В вашей пьесе целых четыре пьесы, а может быть, и больше, - сказал он своим особенным, каким-то мило озабоченным тоном.

    Глаза его были страшно усталыми, но полны жизни и мысли. Он не улыбался, не шутил, но сквозь его суровость просвечивало подкупающее простодушие, какое я замечал у иных ласковых и серьезных деревенских стариков.

    Он незаметно увлекся, говорил с глубокой, проникновенной любовью о русской драме и театре, о задачах его, с горечью отзывался о современном репертуаре, который стал каким-то "французско-нижегородским". В качестве заведующего репертуаром московского Малого театра мечтал о возрождении правды и жизни на сцене. Потом перешел к вопросу о форме драматических произведений, остановился на трудностях ее, требующих долгой, упорной работы.

    По его словам, он так бился когда-то над сценарием "Бедной невесты", что, написав, слег и серьезно болел. Вообще, он всю жизнь напряженно работал над формой и овладел ею лишь к старости, "когда чувство и воображение остыли".

    - Осенью приходите ко мне. Мы вместе разберем вашу пьесу подробно, сцену за сценой: вы увидите тогда наглядно, как не следует писать для сцены. А пока возьмитесь за какую-нибудь небольшую драматическую вещицу и поработайте над формой, а потом покажите мне.

    До сих пор в ушах моих звучит неторопливый, вдумчивый голос, тихий и как бы задыхающийся. Я ушел от Александра Николаевича с вихрем новых мыслей, с горячим желанием поработать для театра. Мое впечатление от Островского можно было выразить словами: "Вот удивительно серьезный и сердечный человек!.." Я не подозревал тогда, что он - на краю смерти. Через месяц его не стало 2.

    Примечания

    "Знание" и литературных "Сред" Н, Д. Телешова.

    Статья Тимковского, начинающаяся воспоминаниями об Островском, как вытекает из последующих ее разделов, была написана в 1911 году в связи с двадцатипятилетием со дня смерти Островского и в том же году опубликована в газете, названия которой установить не удалось. Статья, отрывок из которой мы печатаем, хранится в Музее в виде собрания газетных вырезок.

    1 Стр. 495. В гостиницу "Дрезден" Островский переехал 18 мая 1886 года (см. воспоминания Н. А. Кропачева, стр. 465-467).

    2

    Раздел сайта: