• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    Н. В. Рыкалова. А. Н. Островский и Малый театр

    Н. В. Рыкалова

    <А. Н. ОСТРОВСКИЙ И МАЛЫЙ ТЕАТР>

    <...> Вся деятельность Островского прошла на глазах Н. В. Рыкаловой. Она превосходно помнит, как впервые была поставлена в Москве пьеса "Не в свои сани не садись" 1.

    Островский, рассказывает Надежда Васильевна, был тогда уже хорошо известен, особенно в литературных кружках. Представления ожидали с большим интересом, и громадный успех пьесы всех очень обрадовал. Первое время Островский редко посещал Малый театр. Но, затем, ближе познакомившись с труппой, стал у нас своим человеком. Труппа его очень любила. Александр Николаевич был необыкновенно ласков и обходителен со всеми. При царившем тогда крепостном режиме, когда артистам начальство говорило "ты", когда среди труппы большая ее часть была из крепостных, обхождение Островского казалось всем каким-то откровением.

    Обычно Александр Николаевич сам ставил свои пьесы. Постановки эти были, конечно, не то, что теперь. Островский собирал труппу и читал ей пьесу. Читать он умел удивительно мастерски. Все действующие лица выходили у него, точно живые. После такого чтения объяснять ничего не оставалось. Все знали, что им делать. О декорациях заботились мало. Лишь бы сыграть хорошо. Во время репетиций Островский обыкновенно ходил по заднему плану сцены, и, если артистам удавалось играть так, как хотелось Островскому, то он с довольным видом поправлял свои рукавчики - признак его хорошего настроения.

    Я была занята в целом ряде пьес Островского, но особенно мне удавалась Кабаниха в "Грозе". Я участвовала в первом ее представлении, и одна только я осталась в живых из всего состава. Катерину играла тогда Косицкая, лучшая из всех Катерин. Ни Федотова, ни даже Ермолова не оставляли в этой роли такого впечатления. Островскому постановка "Грозы" очень понравилась. Я за себя очень боялась, так как все время болела и играть пришлось с одной репетиции. Помню, как за день перед спектаклем Островский прислал мне письмо, спрашивая, буду ли я играть, и, хотя я чувствовала себя плохо, ответила согласием. Он сам в тот же вечер прошел со мною все мизансцены и на другой день я выступила в спектакле 2.

    Успех "Грозы" был большой, и Островского, с особой любовью относившегося к этой пьесе, он очень радовал. Надоедало только ему приставанье тогдашней публики, интересовавшейся знать, почему пьеса названа "Грозою" - потому ли, что в ней изображена гроза, или это намек на что-нибудь.

    В личной жизни я знала Островского мало. Ездила, как и все артистки, на поклон к Агафье Ивановне, с которой он жил тогда у Яузского моста. Здесь собиралась в те времена вся литературная Москва. Сам Островский, несмотря на свою простоту, очень любил, когда ему кадили, и тесный кружок, собравшийся около него, пользовался этой его слабостью для достижения своих целей - для кого пьесу напишет, кому рольку интересную уделит 3.

    Когда Островский был управляющим театрами 4 воспользоваться тем, что контракт со мною кончался, и попросилась на покой. Ни слова не говоря, Островский разорвал мое прошение.

    - Вам надо дать юбилейный бенефис, - сказал он, - а потом уже подумаем о покое. Раньше пятидесятилетнего юбилея и не думайте уходить.

    Разговор этот происходил в первых числах мая, а двадцать пятого того же месяца 5 Александра Николаевича не стало. И то, чего не мог допустить Островский, уволив меня за десять лет до юбилея, сделала контора вкупе с режиссерским управлением, заставив меня выйти в отставку за пять лет до столь долгожданного мною дня. И юбилей отпраздновать мне пришлось лишь благодаря гостеприимству Ф. А. Корша, на частной сцене, а не в Малом театре, которому я отдала всю свою жизнь.

    Примечания

    "Воспитанница"), Анфисы Карповны ("Старый друг лучше новых двух"), Бальзаминовой ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", "За чем пойдешь, то и найдешь"), Татьяны Юрьевны ("Козьма Захарьич Минин, Сухорук") и старухи Редриковой ("Тушино"). Коронной ее ролью была роль Кабанихи в "Грозе". В 1891 году Рыкалова была уволена с императорской сцены и поступила в театр Корша.

    Воспоминания Н. В. Рыкаловой в записи неизвестного лица появились в газете "Утро России", 1911, N 125.

    1 Стр. 381. О премьере комедии "Не в свои сани не садись" см. воспоминания И. Ф. Горбунова, стр. 49-50, и прим. к ним.

    2 Стр. 382. "Грозы" в Малом театре состоялось 16 ноября 1859 года. В связи с исполнением Н. В. Рыкаловой роли Кабанихи в преданиях Малого театра сохранился следующий рассказ: "Когда "Грозу" репетировали, а на репетицию была дана лишь одна неделя, Рыкалова заболела, и прохворала все семь дней. Островский в полном отчаянии написал ей записку умоляя ее приехать, хотя бы на одну репетицию. Рыкалова приехала в субботу вечером, полубольная; ей показали места, и она стала играть, настолько просто было в те наивные времена назначение режиссуры. Однако после первой же фразы Кабанихи Островский зааплодировал, захлопали и все участники репетиции. Так верно, так мастерски был взят тон; автор от страха перешел сразу к восторгу, и суеверный Островский молил лишь об одном, чтобы не говорили об этом самой Рыкаловой, иначе "она испортится". Но Кабаниха не испортилась; менялись Катерины, Никулину-Косицкую сменила Федотова, Федотову - Ермолова, Рыкалова неизменно оставалась Кабанихой, и притом превосходной" (С. Г. Кара-Мурза, Малый театр, очерки и впечатления, М. 1924, стр. 25).

    3 Стр. 382. См. воспоминания П. М. Невежина, стр. 266-267.

    4 Стр. 382. С 1 января 1886 года А. Н. Островский был не управляющим театрами, а заведующим репертуаром московских театров.

    5 А. Н. Островский умер не в конце мая, а 2 июня 1886 года.

    Раздел сайта: