• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    К. Н. Де-Лазари. Невозвратное прошлое

    К. Н. Де-Лазари

    НЕВОЗВРАТНОЕ ПРОШЛОЕ

    Пров Михайлович Садовский, Александр Николаевич Островский, Василий Игнатьевич Живокини и др.

    В первых числах сентября 1865 года что-то вдруг заволновались и засуетились в театре. К В. П. Бегичеву, инспектору императорских московских театров, стал часто приезжать А. Н. Островский, и сейчас же вслед за ним появлялся режиссер Малого театра А. Ф. Богданов, уважаемый всеми старик, честный исполнитель своего долга и отличавшийся замечательным умением ладить со всеми артистами.

    Ставят на сцене Малого театра вновь написанную драму А. Н. Островского "Воевода, или Сон на Волге", Главную роль в этой драме автор поручил П. М. Садовскому.

    Александр Николаевич Островский и Пров Михайлович Садовский! Какие славные имена!

    Редко можно было встретить людей, относящихся с такою любовью и уважением друг к другу, как они. Но только не тогда, когда они сидят вместе (например, в Артистическом клубе) за одним столом. Тогда они пикируются и вообще - на холодках. Но если только они хотя и в одной комнате, но на разных столах, и могут каждый видеть и слышать друг друга, тогда они с любовью один на другого поглядывают.

    В одной комнате стоят два стола.

    Знакомые у Садовского и Островского почти одни и те же.

    За одним столом сидит Садовский с приятелями, а за другим Островский с таким же кружком друзей, и слышит он, как П. М. Садовский громко говорит своим собеседникам:

    - Помилуйте! Ведь вот поди ж! Сделали же люди Шекспира гениальным писателем! А что в нем гениального?.. Да в нем и таланта-то нет, - нюхая табак. - Просто английский актер - самый обыкновенный... верно-с.

    И оратор обводит взглядом слушающих, избегая смотреть на Островского, который в то же время смотрит на свой кружок взглядом, выражающим: господа, не обращайте внимания; все-таки, какой он громадный талант, - и, поглаживая свою бороду, кидает добрый взгляд на Садовского, как бы говоря этим взглядом: милый ты мой! Говори, что хочешь, а я все-таки люблю тебя!

    Заговорил за своим столом А. Н. Островский. Горячится, говорит с увлечением и начинает как будто заикаться.

    - Помилуйте! Ну, ну, можно ли это делать! Можно ли поверить управление делами такому человеку! (Садовский за своим столом молчит и слушает.) Пишет мне, чтобы я приезжал в Петербург, что через месяц начнут репетировать мою пьесу. Я приезжаю туда, сижу неделю... Ничего... Ну хорошо, что я остановился у брата.

    - У Михаила Николаевича! Большой человек!.. Очень хороший человек!.. Отлично его знаю и уважаю, - громко говорит П. М. Садовский, как будто нечаянно вмешиваясь в разговор.

    - А то за что же проживаться? Зачем обманывать, а еще русский человек!..

    - Федоров? Да какой же он русский человек? - возражает Садовский. - Он не русский!.. Фамилия русская, - а сам не русский. Немец он, а не русский... Мать его Августиной звали!..

    - Этого я не слыхал, - говорит удивленный Александр Николаевич.

    Садовский, нюхая табак, тихо произносит:

    - Я сам, может, не слыхал, но что он немец, это верно. А русский от немца добра не жди! (Общий хохот.) Не следует вам, Александр Николаевич, ездить в Петербург!.. То ли дело Москва!..

    Садовский говорит своим:

    - Пожалуйте-с!

    И два стола с их компанией - соединяются. Шум стульев, все сели. Один из кружка Садовского обращается к Александру Николаевичу:

    - Александр Николаевич! (Хочет налить ему водки.) Прикажете рюмочку?

    - Нет, уж извините, больше не могу, - отвечает Островский.

    - Так прикажете шампанского, Александр Николаевич?

    - Позвольте! - вступается П. М. Садовский. - Почему же водка хуже шампанского? Только потому, что шампанское - вино немецкое.

    - Пров Михайлович! Пров Михайлович! - с укоризной обращается к нему Островский. - Шампанское ведь это вино не немецкое, а французское, я и вам советую его выпить. Это вино дает жизнь, радует и веселит.

    - Помилуйте-с, я с удовольствием выпью, - говорит Садовский.

    Подается шампанское, за одной бутылкою другая и т. д. Пьют за здоровье Островского, пьют все, с удовольствием чокаясь с ним, в особенности Пров Михайлович.

    - За ваше здоровье, Пров Михайлович, - говорю я.

    - Нет, уж за меня будем пить русским, а этим вином за того, кто любит все иностранное. За ваше здоровье, Александр Николаевич!

    Островский начинает сердиться.

    - Что ж, Пров Михайлович, я иностранного ничего особенно не люблю; но нельзя же все ругать... Вот возьмите хотя бы немцев, какая у них культура, какие писатели! Гейне! Шиллер!..

    Садовский, живо перебивая его:

    - Ну, что же-с! Это все русские, их Фридрих забрал в плен и по-своему переделал. Из Шиллерова - сделал Шиллер, а из Гинова - сделал Гейне, вот и все-с.

    Все разразились хохотом.

    - Пров Михайлович! - сердясь, но улыбаясь, возразил Островский. - Что это вы? Помилуйте!..

    - И миловать нечего-с, а это верно-с!..

    - Да, Пров Михайлович, нельзя уж так хулить все иностранное. Ну, да что уж, вас не переделаешь; вы и знать ничего не хотите. Но у вас есть сын Миша...

    - Для всех он Михаил Провыч, а для меня он Миша! Ну, так вот: он молодой человек любознательный, ему надо больше видеть и учиться, а ничто так не развивает молодого человека, как путешествия. Пустите его со мной; мы поедем в Париж, в Италию, будем в Риме, увидим чудеса!

    - Нет, зачем же-с? Этого не надо!

    - Как не надо? Как не надо? Ведь он поедет не один, а со мною!

    - Что ж такое, что с вами-с, мне все равно. Вы любите ездить, вот вы и поезжайте с Кашперовым на озеро Лаго-Маджиоре 1 - ловить рыбу и мечтать.

    - Что такое?.. С Кашперовым?.. Лаго-Маджиоре?..

    - Ну, да (нюхая табак, ядовито проговорил Садовский). Вы ведь известный путешественник!!!

    - Что-о-о-о?.. - совершенно растерявшись, протянул Островский. - Путешественник!.. (заикаясь). Это... это - не... не... возможно... с вами говорить нельзя... Помилуйте!.. Путешественник!.. - И Островский, окончательно рассерженный, уходит из комнаты.

    - Да и нам по домам пора, уже три часа! - сказал, вставая вслед за ним, Садовский.

    Все мы распрощались и разошлись.

    А. Н. Островский и П. М. Садовский были искренно ко мне расположены, и оба нежно любили сердечного моего друга, тогда еще молодого человека, с большим талантом и впоследствии - гордость всей России, Петра Ильича Чайковского.

    В продолжение трех лет, то есть с 1865 по 1868 год, мы все четверо бывали в Артистическом клубе ежедневно, играли в ералаш. Островский и Садовский знали, что, как я, так и Чайковский, денег друг другу не платили, и потому знали также, что, играя, нам важно было выиграть тогда, когда выиграем вместе. Как А. Н. Островский, так и П. М. Садовский, в сравнении с нами, конечно, были богачи. Кончается игра, Чайковский и я проиграли; вытаскиваем мы все наше богатство, положим на стол все наши денежки и сидим себе, с нас как с гуся вода - довольные, веселые... А они нет! Им неловко, Островский выиграл три рубля, а Садовский два.

    Начинается сцена: Островский добродушно, как бы заикаясь:

    - Петр Ильич! Пе-е-тр Ильич! Ну, зачем вы платите, ведь завтра бу-будем играть?

    - Нет! (смеясь, нежно говорит Чайковский)- Что вы? Что вы, Александр Николаевич! Я вчера выиграл. С какой стати?

    Садовский, приготовляясь нюхать табак, вздыхая, ядовито подносит Островскому:

    - Ох, ох, господи! Какие нежности! (обращается ко мне, показывая глазами на Островского). Теперь жалостливы. (Островский строго смотрит на Садовского.) А самим целый вечер как перло.

    Островский, живо перебивая его:

    - Пров Михайлович! Пров Михайлович! Что это за выражение - перло?

    Садовский, нюхая табак:

    - Я получу, но вы-то что волнуетесь? Ведь вы тоже выиграли?

    - Я что же выиграл - два рубля-с, очень они мне нужны! Я буду Костеньку ужином угощать.

    - Да, вы ужином, а я буду их обоих ужином, и даже с шампанским, потчевать, - говорит Островский.

    - Вот и отлично-с, очень хорошо-с; так уж пора, пойдем! Пожалуйте, Александр Николаевич.

    На другой день мы опять в клубе, но П. И. Чайковского нет. Тогда мы садимся втроем играть в преферанс.

    Они оба в десять раз лучше меня играли и поочередно помогали мне разыгрывать, один против другого. Объявляю я, например, игру "черви". Садовский говорит "пас", а Островский - "вист" и обращается к Садовскому - откройте! Он открывает свои карты и с участием смотрит на мою игру.

    Островский говорит мне:

    - Ну, что же, Константин Николаевич, вы проиграли.

    Я, не желая разыгрывать и уже сдаваясь, отвечаю:

    - Проиграл так проиграл, - и хочу бросить карты.

    - Нет, позвольте! Извините! - вступается Садовский. - Он не проиграл.

    - Нет, проиграл, - говорит, сердясь, Островский.

    - Нет, не проиграл! - тоненьким голоском протянул Пров Михайлович. - Позвольте, я за него сыграю.

    Островский, кланяясь:

    - Сделайте одолжение, пожалуйста.

    - Очень рад, - говорит Садовский.

    Начинается игра. Садовский разыгрывает хорошо, и я выигрываю. Большая пауза.

    Садовский, подмигивая мне, тихонько, но ядовито:

    - Вот и не проиграли-с!

    Островский, разглаживая свою бороду, немного сконфуженный, смотрит на Садовского.

    - А, это верно-с! Это верно, Александр Николаевич! Игра продолжается, Садовский объявляет игру.

    Островский говорит "пас". Я - "вист" и прошу Александра Николаевича открыть карты. Садовский мне заявляет:

    - Вот вам, Костенька, четыре взятки, и я выиграл.

    - Нет, извините, Пров Михайлович, вы без одной.

    - Ну, уж это мы посмотрим, извольте за него разыграть.

    - Пожалуйста, сделайте одолжение! Садовский, вместо без одной, остается без двух.

    - Вот, Пров Михайлович, я и прав, - говорит Островский.

    - Нет, вы не правы.

    - Как я не прав? Как я не прав?

    - Да-с, не правы, вы сказали, что я без одной - да-с? А я без двух-с... - добавляет он тихо, почти фистулой.

    - Кто же, по-вашему, прав?

    - А вот он-с (показывает на меня Садовский), потому что больше выиграл. Вообще мы оба проиграли, я плачу четыре рубля, а вы два (с улыбкой). Пожалуйте ужинать, уже час. - И мы идем в столовую.

    - Ох! хо! хо! Голубчики, кушают! Все головастики! Ха! ха! ха! - с этими словами входит веселый В. И. Живокини.

    - Откуда так поздно, уже час? - спрашивает Садовский. (Он начинает как-то комично, с высокой ноты, так при этом жестикулируя, что без смеха невозможно смотреть на него.)

    - Как поздно!.. Как это поздно!.. Я выпью с вами шампанского и поедемте все тпруа делать (это значило,, ехать за город на тройках, к цыганам). Тпруа!.. Тпруа!.. все тпруа! На мой счет. Неожиданное богатство, и еще какое! Слушайте! (Подают шампанское.) За ваше здоровье, Александр Николаевич! За ваше здоровье! - восклицает Василий Игнатьевич, чокаясь с Островским.

    Александр Николаевич, прежде чем пить, тревожно ощупывает свою грудь.

    - Господа, боюсь... боюсь... у меня сердце... знаете, сердце!

    Садовский, чокаясь с Островским:

    - Это хорошо, что у вас сердце есть, а вы все-таки кушайте! Ваше здоровье!..

    Островский, улыбаясь, пьет, за ним и все.

    - Слушайте!.. Два года тому назад в Купеческом клубе, как раз за два дня до моего бенефиса подходит ко мне какой-то господин и говорит мне:

    - Василий Игнатьевич, позвольте мне ложу на ваш бенефис. Нет ли у вас с собой?

    Ложа у меня была, и я ее ему дал... Фамилия его какая-то восточная... Не припомню...

    Бенефис мой прошел, а денег он и не присылает, да и в клубе-то сам не бывает. Вот и думаю я, пропали мои двадцать пять рублей!.. Встречаю его на улице, кланяется и, только что я хочу ему закричать: "Ложа!" - а его уж и след простыл. С тех пор, когда я, бывало, с кем-нибудь еду и встречу его, то так и говорю: "Вон моя ложа едет". Так мои приятели все уж и спрашивали: "Ну, что, ложу видел?" Иной раз отвечаю: "Видел", - а другой раз просто "тьфу!". Только плюну с досады. Наконец забыл я совсем о своей ложе. Как вдруг сегодня в Купеческом клубе подходит ко мне этот господин, то есть эта ложа, и говорит: "Василий Игнатьевич! Простите, бога ради, вышло большое недоразумение! Я ведь ваш должник, извольте получить, и умоляю вас, простите". - И подает мне конверт. Я поблагодарил, да с этим конвертом в укромный уголок, разорвал конверт, а там - сто рублей. Вот вам и ложа! Ха, ха, ха!

    Все весело вторили ему.

    - Еще бутылочку разопьем, да и скорее тпруа, тпруа, тпруа! - закончил В. И. Живокини. <...>

    - Нет уж, господа, теперь тпруа нельзя, - говорит Островский, - репетиция "Воеводы" назначена в двенадцать часов, а теперь уже половина пятого.

    - Да-с, уж поздно-с, - сказал и Пров Михайлович, - пора и по домам, а тпруа уж в другой раз поедем.

    - Ну, домой, так домой, - согласился Василий Игнатьевич, и мы разошлись. <...>

    В таком роде шла жизнь Прова Михайловича Садовского до самого дня представления "Воеводы". Ежедневно приезжал он на репетицию к десяти часам утра и до четырех часов оставался в театре. Оттуда спешил домой, наскоро обедал и, не отдохнув и часа, торопился опять в театр, где был занят вечером. От такой усиленной деятельности он, видимо, ослаб и осунулся, но после театра все-таки поехал в клуб. Пробыл в клубе до четырех часов утра. Из клуба поехал с Измайловым "брать воздух", как он выражался, и только в четверть девятого утра, в день представления "Воеводы", приехал домой. <...> Кое-как провел три акта. В четвертом акте, еле двигаясь, с трудом дотащился он до кулис и, когда, по выходе на сцену, улегся на кровать, на которой задремавший воевода видит свои зловещие сны, Пров Михайлович заснул настоящим, неподдельным сном, как лучше и представить нельзя.

    Меняются одна картина за другой, и воевода должен говорить. Публика с напряженным вниманием ожидает, что скажет воевода; но воевода ничего не говорит и сладко, крепко спит.

    Слышит публика голоса, но только не воеводы, а голоса помощника режиссера и суфлера:

    - Пров Михайлович! Пров Михайлович! Что вы молчите?.. Говорите!.. Что вы делаете?..

    Воевода молчит и храпит...

    Занавес падает, и пьеса с триумфом проваливается 2.

    Публика, расходясь, удивляется, сожалеет, но не выказывает ничем своего недовольства.

    После спектакля пошел я в уборную Садовского. Сидит он мрачный, убитый и еле-еле дышит.

    - Костенька... Голубчик!.. Поедем поскорей... Уф-ф! мне душно, тяжело!..

    Сели мы молча в карету и молча подъехали к Артистическому клубу.

    В первой комнате сидит бледный, измученный, как бы приговоренный к смерти А. Н. Островский; глаза его горят, он с состраданием, но и с горьким упреком смотрит на виноватого, сконфуженного, быстро мимо него проходящего П. М. Садовского.

    приятели его: Вильде, Измайлов и Усачев. Никто из них не произносит ни слова, тихо усаживаясь вокруг стола.

    Только что Пров Михайлович с тяжким вздохом налил рюмку водки и выпил ее, как с видом преступника, идущего на казнь, подошел к столу А. Н. Островский. Ясно было видно, в каком угнетенном, лихорадочном состоянии был он, держа руку на измученном своем сердце.

    Страдальчески посмотрел на П. М. Садовского и тихо, каким-то замирающим голосом, сказал:

    - Ах, Пров Михайлович, бога вы не боитесь!.. И что вы делаете?.. Грешно - не хорошо!.. Пьесу мне жаль!.. Себя самого - жаль, но больше всего: жаль мне вас... Губите вы самого себя и дело, которому мы с вами так честно, добросовестно служили. Сбились вы, Пров Михайлович, и сбились совсем!.. Не можете вы теперь отличить дня от ночи, белого от черного... Да... грустно, тяжело мне; но что же делать? Надо подумать, чем заслужить вашу милость. Подумаю, да и напишу вам другого "Воеводу" - Воеводу, похожего на вас, который давно уже забыл: когда ночь?.. когда день?.. Живет ли он, умер ли? А теперь пока большое спасибо!..

    И тихо, не торопясь, без ужина уехал Островский домой.

    Никто не проронил ни слова...

    Пров Михайлович ничего уже больше не пил и не ел за ужином, но тяжко вздохнул и, грустно сказав: "Да-с! Все бывает-с!" - охая, поднялся с места и, ни с кем не простившись, отправился домой. За ним разошлись и мы все, и всем нам было не по себе.

    Так закончилось представление "Воеводы" 25-го сентября 1865 года 3. <...>

    Долго приготовлял свою месть А. Н. Островский за "Воеводу" - Пр. Мих. Садовскому.

    Наконец час мести приблизился. Во главе с Садовским, все получили роли из новой комедии А. Н. Островского "Горячее сердце" 4.

    Все участвующие, актеры и актрисы, были приглашены самим автором послушать чтение этой комедии к инспектору репертуара В. П. Бегичеву, в барский дом его супруги на Тверской улице. В 8 1/4 часа приехал А. Н. Островский, Следом за ним шаг за шагом шел здоровенный детина Д. В. Живокини, гордо и строго на всех глядевший, с большим портфелем в руках.

    Чтение состоялось в весьма торжественной обстановке. Около Островского сели В. П. Бегичев и А. Ф. Богданов, а дальше С. В. Шуйский, И. В. Самарин, Е. Н. Васильева, Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова с мужем, В. И. Живокини, Н. А. Никулина, Вильде, Музиль, Решимов, Александров, Константинов и последним, рядом с хозяйкой, П. М. Садовский.

    Островский был среднего роста, коренаст. Большая голова, широкий лоб, небольшие, но умные, проницательные, с хитрецою и очень выразительные глаза и широкая, окладистая, рыжая борода. Вообще, с виду он более походил на настоящего русского хозяина-купца или промышленника, чем на знаменитого писателя.

    Превосходно владел он настоящей московской, русской речью. Но говорил не торопясь, не громко и плавно. Если же в разговоре он увлекался и начинал кому что-либо доказывать или спорить, то как будто немного заикался.

    Он был человек мягкий, обходительный и крайне вежливый.

    Он очень любил компанию, любил послушать рассказы и от души искренно посмеяться. Когда Александр Николаевич бывал чем-нибудь доволен, то это всякий издали видел - широкая, открытая улыбка озаряла лицо его, и глаза становились светлые, такие веселые и добрые.

    Страшно увлекался он всем и всеми, а в особенности женщинами. А о своей наружности был самого высокого мнения и до чрезвычайности любил зеркало. Ведя с кем-нибудь разговор, он старался смотреть в зеркало. Он целый час был в состоянии спорить, чувствовать, плакать, злиться, ругать, но лица вы его не увидите. Лицо свое, со всеми оттенками радости, жалости, насмешки, злости, - видит только он один.

    Своими симпатиями к людям А. Н. Островский увлекался до невозможности. Про него говорили, что в ущерб своим произведениям, в ущерб искусству и своему интересу лучшие роли в своих комедиях и драмах он отдавал не лучшему артисту, а по мнению его - хорошему человеку.

    Это, однако, несправедливо. Такое мнение о нем сложилось вследствие одного весьма характерного обстоятельства. В самом начале пятидесятых годов Александр Николаевич находился в крайне тяжелом материальном положении. Его выручил тогда известный артист Бурдин, которому наш славный драматург и считал себя за это вечно обязанным.

    А. Ф. Бурдин - человек от природы не дурной, но при этом чрезвычайно самолюбивый, тщеславный и беспокойный, мнящий себя, при весьма ограниченных способностях, великим артистом, - утилизировал самым бесцеремонным образом вышесказанное отношение к себе Островского. Выпрашивал у него лучшие роли, губил пьесы и вообще вел себя относительно Александра Николаевича довольно деспотически. Но это был единственный человек, которому Островский ради признательности жертвовал интересами сцены 5"коемуждо по делам его".

    Но тем не менее он имел доброе сердце и всей душой привязывался к людям. Он всегда был рад поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями, поспорить и выслушать мнение своего собеседника.

    А с Дмитрием Живокини, который до разговоров был не охотник, Островский иной раз целый час сидит и молчит.

    Если же они вместе в клубе, то сосед только и может услышать:

    - Митя! хочешь? (подразумевалось: водки).

    На что следовал, хриплым голосом, короткий, грубый ответ:

    - Хочу.

    Пользуясь расположением Александра Николаевича Островского и находясь в самых приятельских отношениях с Митей Живокини, я, желая сошкольничать и посмешить Прова Михайловича Садовского, подхожу к ним и говорю:

    - Александр Николаевич, я за вами наблюдаю. Вы, наша гордость... целый час сидите с этой дуб...

    - Ну!.. - нахмурившись, говорит грубо Митя, показывая мне кулак.

    - Виноват, виноват, Митя! Я не так выразился, - отвечаю я робко. - Я хотел сказать, с этим хорошим человеком. Но, все-таки, Александр Николаевич, скажите, за что вы его любите?

    - Как вам не стыдно, - добродушно смеясь, говорит Островский, - татарин вы этакой! Ну-ка, Митя, покажи-ка ему!

    Митя показывает мне кулак величиной с большой камень и потрясает им в воздухе.

    - Митя, - обращаясь к нему, спрашивает его Островский, - если мы пойдем с вами и на меня нападут, что вы сделаете?

    - Я? - отвечает Митя, - а вот что... - Моментально вытаскивает из кармана бумагу и, разрывая ее пополам, молодцевато, строго на всех посмотрев, отрывисто говорит: - ра-зор-ву!!!

    - Ну, чего же вам еще, азиатец вы этакий? Мало вам этого?..

    Все присутствующие при этой сцене громко расхохотались.

    Мнителен был Александр Николаевич до смешного.

    Сидим мы раз в уборной Малого театра, входит Александр Николаевич Островский, не снимая шапки и шубы, ни с кем не здороваясь, прямо к зеркалу.

    - Здравствуйте, Александр Николаевич, как ваше здоровье? - приветствуют его все.

    Несколько секунд он молчит, а потом отвечает не нам, а - зеркалу:

    Проходит еще минута.

    Наконец кладет он на диван шапку, человек моментально снимает с него шубу; и он, еще не оборачиваясь, отвечает:

    - Ну, вот теперь скажу. Ничего, слава богу, и т. д.

    Начинают, например, говорить о недоступности какой-нибудь красотки.

    - Помилуйте, - говорит один, - да нет ни одного богача, который мог бы купить ее любовь.

    - Нет такого красавца, который расшевелил бы эту бездушную куклу, - добавил другой.

    - Не верю, - говорит, подходя к зеркалу, Островский. - Не верю, - продолжает он, расчесывая руками свою бороду и, пожав плечами, решительно говорит:

    - Попробую - уж я!

    Все еле удерживаются от смеха, а Митя Живокини, как-то дико фыркнув, отрывисто произносит:

    - И отлично.

    - Что это вы, Митя? - спросит его серьезно Островский.

    Тогда уж раздается гомерический хохот.

    Возвращаюсь к прерванному рассказу о чтении пьесы "Горячее сердце".

    Около кресла А. Н. Островского стоит строгий, важный Д. В. Живокини, с треском открывает портфель, с шумом подает Александру Николаевичу исписанный лист бумаги, почти бросает под мышку портфель и, сложивши по-наполеоновски руки, строго смотрит на всех, как бы говоря: "Пикни - кто... убью!"

    Чтение начинается.

    Выражение лица Д. В. Живокини такое: то он улыбнется, то сделает головой жест недовольства, но все время следит за А. Н. Островским, как охотник за зверем.

    Кончается лист, и Д. Живокини стремительно выхватывает его у Островского и с шумом заменяет его другим. Опять та же строгость и то же свирепое выражение лица. Но вдруг его взгляд упал на актера Александрова, который показывает ему язык. Тут уж он совсем остервенился... зазевался... и вовремя не подал листа бумаги.

    - Что же ты, Митя, давай, - слышит он голос А. Н. Островского.

    - Что ж!.. Я сейчас! - гаркнул он хриплым голосом.

    На лицах всех сосредоточенное внимание, и смех так и душит их, но, к счастью, чтение кончилось, и смех слился с единодушными криками: "Браво! браво!"

    надменно, но когда он нам сказал:

    Эти слова вызвали такой взрыв хохота, такой заразительный смех, что, услыхав его, к нам прибежали Е. Н. Васильева, Н. М. Медведева и, узнав, в чем дело, неудержимо расхохотались сами. Этим закончилось чтение.

    Начались репетиции. Уже на третьей репетиции все актеры и актрисы репетировали без тетрадок, делая все, что нужно, и давая настоящий тон своим ролям. Роль городничего очень забавно, и как всегда - талантливо, ведет Василий Игнатьевич Живокини. А по городу везде уже расклеены афиши, что через два дня идет "Горячее сердце" любимого автора всей Москвы, Островского, с ее любимцем, Провом Михайловичем Садовским в главной роли.

    Каждый день шли репетиции комедии "Горячее сердце". Единственно, кто не репетировал как следует свою роль Курослепова, так это Пров Михайлович Садовский. А потому никто и не знал, что сделает он из этой роли.

    До представления никто не знал, а после представления никто не предполагал, что можно сделать из этой роли чудо, которое сделал П. М. Садовский. Пров Михайлович не только поразил и восхитил публику, но и артисты все были ослеплены ярким светом этого могучего таланта. Исполнением этой роли П. М. Садовский всем доказал, что годы, лень, апатия не отняли у него "силы творчества". И что в 1868 году, когда стали уже забывать о тех моментах высокого эстетического наслаждения, какое он доставлял всем созданием таких ролей, как Любим Торцов, Расплюев и т. п., он как бы торжественно заявил: "За меня не бойтесь, я не ослаб, я ничего не потерял! Я по-прежнему, если не больше, могуч и силен".

    "браво!" не было конца.

    Все, привыкшие в известный час ежедневно видеть Садовского в Артистическом кружке, поехали туда. Там собрались во главе с Петром Ильичом Чайковским и: Николаем Григорьевичем Рубинштейном все горячие поклонники его таланта. Встретили его с такой помпой, такими оглушительными аплодисментами, что даже стекла дрожали.

    Но громкие приветствия и поцелуи, восторженные похвалы и крики - все стушевалось перед скромным, счастливым взглядом на него самого автора комедии, Александра Николаевича Островского.

    Какой же и взгляд!.. Сколько в этом взгляде было любви, счастья, гордости и обожания.

    Много в этот вечер говорили Садовскому восторженных речей, но сказать ему столько, сколько сказал: взгляд Островского, конечно, не мог никто.

    "Воеводу". А вы еще при всех изволили назвать меня - путешественником и отправлять меня с Кашперовым на Lago-Madgiore.

    Встретил этот взгляд Садовский и понял его. Ни с того ни с сего сказал: "Виноват-с", и хотя конфузливо, но громко, поднявши бокал, сказал:

    - За ваше здоровье, Александр Николаевич!

    Раздалось громкое "ура!" - и этим закончился вечер торжества как Островского, так и Садовского. <...>

    Примечания

    а затем Малого театров. В 1873 году Де-Лазари возвратился в Петербург, в Александрийский театр.

    Человек остроумный, веселый, обладавший редким мимическим даром, Де-Лазари был любим Островским, с которым встречался в Артистическом кружке, и на правах доброго знакомого часто бывал у него дома.

    Воспоминания написаны Де-Лазари, по-видимому, в 1900 году. о чем свидетельствует А. Зарин в газете "Биржевые ведомости", 1903, NN 327, 510, и напечатаны в газете "Россия", 1900, NN 545, 552.

    1 Стр. 387. Озеро в Италии.

    2 По поводу первого представления "Воеводы" в Малом театре в газете "Антракт" (1865, N ПО) появилась рецензия, в которой, однако, ни о провале спектакля, ни о конфузном происшествии с П. М. Садовским нет ни слова. Рецензент лишь замечает, что "несколько однообразно вышел у него четвертый акт, где в большом монологе недовольно сказалось страшное отчаяние, которое овладевает Шалыгиным после первого сна".

    3 Стр. 393. Премьера "Воеводы" состоялась не 25, а 9 сентября 1865 года.

    4 Стр. 393. "Горячее сердце" закончена в ноябре 1868 года и 15 января 1869 года впервые поставлена в Малом театре.

    5 Стр. 394. О взаимоотношениях А. Н. Островского и Ф. А. Бур-дина см. на стр. 574.

    Раздел сайта: