• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • А. Н. Островский в воспоминаниях современников.
    А. З. Бураковский. А. Н. Островский на представлении "Ревизора" Гоголя в Общедоступном театре

    А. З. Бураковский

    <А. Н. ОСТРОВСКИЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ "РЕВИЗОРА" ГОГОЛЯ В ОБЩЕДОСТУПНОМ ТЕАТРЕ>

    <...> Открытие Общедоступного театра и мой первый выход в Москве состоялся 1-го мая 1875 года 1. Парадный для открытия спектакль был составлен из пьесы, специально написанной В. И. Родиславским, под названием "Добро, что муж лапоть сплел". Сюжет пьесы был не чисто народный, и написана она была не народным языком, даже не была оригинальной, а переделана из французской комедии, которая называлась раньше в русском переводе "Упрямство и настойчивость". Затем, после этой пустяшной, собственно говоря, пьесы, играли мы "Ревизора". В роли городничего выступал в первый раз в Москве в качестве гастролера Никифор Иванович Новиков, который имел за собою славу лучшего комика и в Харькове у антрепренера Дюкова пользовался громадным успехом. Я выступал в роли Хлестакова. Не могу сказать, что чувствовал Новиков, но я до появления на сцену был в таком состоянии, что мне казалось, будто меня ведут на эшафот. Зрительный зал был переполнен публикой.

    Кроме того, меня пугала мысль: что скажут газеты. Я всегда относился с глубоким уважением к рецензентам, конечно, если их рецензии являлись критическим разбором моей игры, а не коротенькой хвалебной или ругательной заметкой.

    В довершение всего инцидент, который произошел с Н. И. Новиковым, на меня повлиял самым удручающим образом.

    Начало комедии "Ревизор" всем известно и везде исполняется традиционно. Новиков, игравший в Москве в первый раз, решился отрешиться от "рутины" и заявил режиссеру:

    - Видите ли, господин режиссер, надо начать пьесу несколько иначе. Я всех действующих лиц поставлю в разные позы, а сам при поднятии занавеса буду за кулисами. Благодаря этому меня, вероятно, встретят аплодисментами, а если я буду на сцене, то, конечно, об этом нечего и думать.

    Режиссер думал было ему возразить, но, боясь на первых же порах встать в неприязненные отношения, промолчал.

    Спектакль. Поднялся занавес. А. Н. Островский сидел в первом ряду вместе с Влад. Ив. Родиславским. Не видя городничего на сцене, оба они недоумевают. Наконец после паузы появляется Новиков и начинает своими словами:

    - Здравствуйте, Земляника. Здравствуйте, Тяпкин-Ляпкин.

    Услыша эту "отсебятину", А. Н. Островский, поднявшись с своего кресла, начал неистово шикать и свистать, Родиславский - тоже. Публика их поддержала, и пошел по всему залу такой свист, что я, одеваясь в уборной и ничего не зная, вообразил, что на сцене происходит что-нибудь ужасное. <...>

    Долго, долго публика не могла успокоиться. Наконец все улеглось, и действие продолжалось. А. Н. Островский с Родиславским вышли из залы и направились в директорскую комнату; здесь Александр Николаевич дал волю своему негодованию.

    - Помилуйте, - говорил Александр Николаевич, - да разве можно позволять актеру такие вещи? Разве можно с таким неуважением относиться к Николаю Васильевичу Гоголю? Ведь это позор! Какой-то Новиков вздумал переделывать гения, о котором он, вероятно, и понятия не имеет!..

    Александра Николаевича стали успокаивать, но никак не могли успокоить; он уже хотел покинуть театр, но его уговорили остаться - посмотреть нового Хлестакова, то есть меня. И вот я, услышав фразу Александра Николаевича по моему адресу, окончательно потерялся.

    - Может быть, и Бураковский будет играть с такими же выдумками и новшествами? Откуда вы берете только таких актеров? - спросил Александр Николаевич.

    Предоставляю судить читателям, в каком я был состоянии до выхода на сцену. Кроме того, надо еще иметь в виду, что роль Хлестакова в Малом театре в то время изумительно талантливо играл С. В. Шуйский. Вот теперь и судите, что я переживал. Могу сказать без хвастовства, - я не ударил в грязь лицом. Во втором и третьем актах я, признаюсь, сильно трусил, но потом овладел собой, и, быть может, эта-то робость и оказала мне большую услугу. Что я имел успех, в этом не может быть сомнения, потому что все дальнейшие спектакли с моим участием давали полные сборы, а когда играл Н. И. Новиков, зрительная зала была пуста, несмотря на то что у Новикова репертуар был классический, а я играл только комедии и мелодрамы. <...>

    Александр Николаевич Островский страшно жаждал постановки своей комедии "Лес". Он хотел видеть в роли Несчастливцева Н. X. Рыбакова и услышать из уст самого Рыбакова фразу: "Сам Николай Хрисанфович Рыбаков положил мне руку на плечо..."

    Этот спектакль, к величайшему удовольствию Александра Николаевича, был вскоре объявлен. На последней репетиции присутствовал сам маститый автор. Сидел он в креслах. Все шло прекрасно, не было никаких инцидентов до последнего акта. Суфлер в последнем акте подает Николаю Хрисанфовичу фразу:

    - Ну, теперь давай лучше выпьем на брудершафт.

    Николай Хрисанфович, не понимая этого слова, останавливается и переспрашивает суфлера:

    - Что такое - выпьем? Какое вино?

    - Не вино, Николай Хрисанфович, а "выпьем на брудершафт".

    - Что это, Александр Николаевич? - обращается он со сцены к Островскому. - Что это за штука?

    - Брудершафт, Николай Хрисанфович, - отвечает ему из кресел А. Н. Островский, - слово немецкое. Это значит - выпьем на "ты".

    - Вот оно что - немецкое слово! Так на что же тебе понадобилось немецкое слово, коли ты русскую пьесу писал. Брось это! Оставь лучше так: выпьем на "ты"!

    - Все равно, Николай Хрисанфович, можно и так сказать.

    Александр Николаевич так был увлечен исполнением роли Рыбаковым, что на все соглашался, чего бы ни захотел Николай Хрисанфович. <...>

    Примечания

    Воспоминания А. З. Бураковского впервые опубликованы в 1902 году ("Почти полвека", СПб.). В 1905 году они были дополнены и вышли под заглавием "Закулисная жизнь артистов", М. 1906. Мы печатаем отрывки из глав XII-XIII.

    1 Стр. 401. был обслуживать самые демократические слои населения, для которых существовавшие тогда императорские театры не были доступны и по цене, и по репертуару. Ставились в Общедоступном театре пьесы современных писателей, а также русская и западноевропейская классика. Театр конкурировал с Малым театром, в его труппе играли такие первоклассные актеры, как П. А. Стрепетова, Н. X. Рыбаков, П. М. Медведев, М. И. Писарев и др. Но в последующем дирекция Общедоступного театра стала все более ориентироваться на вкус мещанско-буржуазного зрителя, и в его репертуаре ведущее место заняли чисто развлекательные мелодрамы, волшебные зрелища, оперетты, феерии.

    1 мая 1875 года состоялось не открытие театра, как пишет Бураковский, а открытие нового сезона. Театр находился на Варварской площади (ныне имени Ногина). Закрылся он в 1877 году.