• Приглашаем посетить наш сайт
    Гнедич (gnedich.lit-info.ru)
  • Островский А. Н. - Петрову Н. С., 17 апреля 1884 г.

    928

    Н. С. ПЕТРОВУ

    17 апреля 1884 г. Москва.

    Милостивый государь

    "Правил о премиях" я, уезжая из Петербурга, оставил брату для передачи Вам, а "Проект правил" я послал из Москвы; и то и другое, вероятно, уже Вам доставлено. На-днях я представлю Вам еще Записку о премии как о мере, принимаемой дирекциею для обогащения репертуара. Извините, что я представляю Вам свои Записки вчерне; переписывать у меня дома некому, а отдавать в чужие руки я считаю неудобным. Затем, до отъезда в деревню, я надеюсь представить Вам по частям записку "О причинах упадка драматического театра в Москве". Надо всем этим я теперь тружусь прилежно, но, надо признаться, мало успешно; и года и болезни много мешают моей работе.

    Между тем уж время думать и о будущем сезоне. Не знаю, удастся ли мне написать что-нибудь новое, это будет зависеть от состояния моего здоровья в продолжение лета; но у меня есть пьеса, над переделкой и приспособлением которой к настоящим средствам театра я работал в прошлом году. Эта пьеса имела огромный успех и давалась в Москве в Большом театре; но играна была мало и скоро совсем снята с репертуара по случаю смерти трагика Полтавцева, игравшего в ней главную роль. В Петербурге эту пьесу поставить нельзя, там нет для нее артистов, а в Москве* с грехом пополам, можно. Я говорю: с грехом пополам, потому что из первоначального состава персонала выбыли: Садовский, Полтавцев, Шуйский, Живокини, Степанов, Дмитревский, Никифоров, Колосова, Косицкая, Бороздина, Васильева - все артисты первой величины. Всех я схоронил... Вот почему я так просил директора и прежде и теперь принять Писарева. Хоть он актер и провинциальный и отсутствие школы в нем очень заметно, но все-таки он необходим для Московского театра на серьезные роли в русских пьесах. По приезде из Петербурга я узнал, что Писареву и прочим, просившимся на службу в наш театр, отказано. В извещении об отказе, подписанном "Заведующим драматическою труппою" Погожевым, сказано: "... Его сиятельство не изволил выразить своего согласия на принятие Вас в службу в московскую драматическую труппу за неимением ныне свободных сумм в бюджете". Против такого аргумента говорить нечего; на нет и суда нет; и я бы не стал беспокоить Вас своим письмом, если б не явилось еще обстоятельство, сильно меня озабочивающее.

    У нас есть актер Лавров, артист неважный и дурной самаринской школы, но необходимый на вторые и третьи роли в пьесах костюмных и русских исторических, где требуются люди ловкие, прошедшие строгую школу. Он прослужил 25 лет и дослужился до наградного бенефиса, жалованья получает 1200 р. При возобновлении контракта он попросил прибавки и имел на то полное право; потому что, во 1-х, прослужил безукоризненно 25 лет, во 2-х, положительно необходим, в 3-х, на глазах у всей группы принимаются ненужные и никуда негодные очень молодые артисты, как Багров, прямо на 1500 р. жалованья. Что Лаврову, с детства поступившему в Театральную школу и по выпуске прослужившему честно 25 лет, обидно получать меньше мальчика Багрова, нигде не учившегося и служившего в труппе г-жи Бренко на ролях без речей за 15 р. в месяц, - это очень естественно, и этого за нарушение дисциплины считать нельзя. Лаврову прибавить не из чего, он уходит, и мы все более и более теряем возможность постановки серьезных пьес на императорских театрах; но помочь нечем, и с этим горем надо помириться. Но вот в чем дело: ведь, значит, были же свободные суммы, если приняли ненужного Багрова и ненужного Бибикова. Зачем же их принимали? Суммы могут и теперь оказаться: с выходом Лаврова останется его оклад; с переводом обратно в Петербург ненужного нам Горева останется его оклад. Вот я и боюсь, что, пожалуй, опять напримут ненужных артистов, а нам не с кем будет ставить своих пьес, и мне не дождаться при моей жизни любимой публикою и дорогой для меня пьесы "Воевода". Вот почему я и осмелился обратиться к Вам с покорнейшей просьбой приказать, чтоб не трогали свободных сумм, если они окажутся, и не принимали никого до начала сезона; тогда, глядя по пьесам, видно будет, какие именно артисты нужны. А то проработаешь в деревне все лето над пьесой, приедешь в Москву ее ставить и найдешь на сцене вместо актрис и актеров пожилых женщин непростительно малого роста... У меня есть основание подозревать, что первые свободные деньги будут истрачены на негодных актеров или, что вернее, на каких-нибудь плохих и некрасивых актрис вроде Булдиной или Правдиной. Вся беда в том, что у нашего режиссера Черневского есть жена, Щепкина, некрасивая, нигде не учившаяся актриса, очень малого роста и еще меньшего таланта; вот Черневский и боится, чтобы, сохрани бог, как-нибудь не попала в труппу водевильная актриса талантливее и красивее его жены. Для нее же принят и Багров, потому что другие любовники очень крупны для нее и в любовных объяснениях с ней должны приседать или нагибаться. У нас сегодня в бенефис Лаврова идет "Борис Годунов" Пушкина, и роль царевича Феодора играет Щепкина, баба за 30 лет, и играть больше некому; вот до какого позора дожила некогда славная московская сцена. Мне просто стыдно передавать Вам все эти дрязги; но что ж делать, судьба поставила меня в эту когда-то привлекательную, а теперь очень неприглядную среду, заставила вращаться в ней, напрасно вопиять в пустыне и на старости лет сражаться с разными гнусностями. Не того я ждал, когда начиналась театральная реформа... Наши императорские театры обладают такими средствами, каких не имеет ни один театр в мире; в два последние года издержаны на них даром суммы такие громадные, что если б только пятую часть их истратить с разумом, мы имели бы и школу, и просторный драматический театр в Москве, и искусство сценическое цвело бы у нас.

    Вас позволения. Затем, уверенный, что театральное дело под Вашим наблюдением и руководством пойдет, наконец, надлежащим образом, я уеду отдыхать и лечиться с надеждой на лучшее будущее.

    С истинным почтением и совершенною преданностию

    покорным слугою А. Островский.

    Печатается по подлиннику ЦГЛА. Публикуется впервые. Датируется по указанию Островского на бенефис артиста Лаврова.

    Разбор "Правил о премиях" - "Проект "Правил о премиях" дирекции императорских театров за драматические произведения", 1884 г. (см. т. XII наст. изд., стр. 188-197).

    "По поводу проекта "Правил о премиях императорских театров за драматические произведения" (1884 г. 20 июля). Проект был составлен специальной комиссией петербургского ТЛК в феврале 1884 г. (см. т. XII наст. изд., стр. 198-245).

    ... в деревню - Щелыково.

    ... записку "О причинах упадка драматического театра в Москве". - Над этой Запиской Островский работал в 1881-1884 годах (см. т. XII наст. изд., стр. 130-161).

    Эта пьеса... давалась в Москве в Большом театре - пьеса "Воевода (Сон на Волге)" в первой редакции 1864 г. в Москве впервые шла на сцене БТ 9 сентября 1865 г.

    "Борис Годунов" Пушкина - 17 апреля 1884 г. (в награду за 25-летнюю службу в МТ) (см. "Московский листок", 17 апреля, 1884 г., № 105). Затем "Борис Годунов" был возобновлен в 1889 г.

    ... когда начиналась театральная реформа - см. ком. к п. 792.

    Раздел сайта: