• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Островский А. Н. - Коршу В. Ф., Конец июля 1856 г.

    83

    В. Ф. КОРШУ

    Конец июля 1856 г. Калязин.

    В "С. -Петербургских ведомостях" опять подлость. Посылаю Вам небольшую умеренную статейку, написанную моим приятелем. Если позволяют клеветать и оскорблять, неужели не позволят заступиться? Эта статейка будет последним словом, а его нужно сказать непременно.

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАМЕТКА

    "С. -Петербургские ведомости" не оставляют г. Островского. В № 164 опять выходка, столько же приличная и правдивая, как и прежние. Фельетонист "С. -Петербургских ведомостей", после разных умствований и выводов, находит ответ г. Островского высокомерным и приводит в пример Гоголя и Полевого, над которыми "издевались и которые не подвергали судебным допросам никого". Не понимаем, к чему тут Полевой и Гоголь: их никогда фельетонисты не обвиняли в том, в чем обвиняют г. Островского. Не надобно быть ни Гоголем, ни Полевым, а быть просто человеком, чтобы защищать свое имя от оскорбительной клеветы.

    В ответе г. Островского мы видим не высокомерие, а только то справедливое негодование, которое почувствовал бы всякий, поставленный на его место. Да и как же отвечать иначе на печатные клеветы? Мы убеждены, что не сопоставление с г. Горевым показалось оскорбительным г. Островскому, а тон фразы, в котором видно намерение унизить и того и другого. В фельетоне "Московских полицейских ведомостей" гг. Горев и Островский названы "подвизающимися на одном поприще". Дай бог всякому так подвизаться на драматическом поприще, как подвизается г. Островский, несмотря на уверения фельетонистов, что пьесы его падают и забываются. Комедия "Не в свои сани не садись", поставленная на сцену в 1853 г., шла до сих пор на сценах московской и с. -петербургской около ста раз и, с уверенностью говорим, останется на репертуаре. Эта пьеса показала публике несколько блестящих талантов, остававшихся до того незамеченными: в Москве г. Васильева и г-жу Акимову, в Петербурге - г-жу Читау и г. Бурдина. Лучшие роли знаменитого комика П. М. Садовского писаны г. Островским. Мы помним впечатление, произведенное на публику первыми представлениями комедии "Не в свои сани не садись": в большом Петровском театре недоставало мест для зрителей; автора вызывали после каждого акта. "Бедность не порок" давалась почти столько же раз и еще недавно дана была в Москве с огромным успехом. Поставленная в 1854 г. в конце зимнего сезона, эта комедия в продолжение трех недель дана более 13 раз, и каждый раз театр был полон и публика вызывала автора. Точно такой же успех имели эти пьесы и в Петербурге, и на провинциальных сценах - Одессы, Николаева, Харькова, Тулы, Воронежа, Нижнего-Новгорода, Ярославля, Твеои и др. Нынешней весной ветеран русской сцены М. С. Щепкин читал в Ярославле Любима Торцова; о впечатлении, которое он произвел было напечатано в "Московских ведомостях". Комедия "Бедная невеста", которая имела постоянный успех, остановлена только потому, что в Москве оставила сцену г-жа Сабурова, а в Петербурге г-жа Читау. Мы, впрочем, слышали, что эта комедия будет возобновлена. Последняя пьеса г. Островского - "В чужом пиру похмелье" - дана была в Петербурге в короткое время семь раз; "Семейные сцены" его тоже идут с успехом. Холоднее других была принята только драма "Не так живи, как хочется". Но укажите нам хоть одного драматического писателя, которого бы все пьесы имели одинаковый успех. Говорить, что пьесы г. Островского не имели успеха - только тешить себя.

    Обратимся к фельетону № 164 "С. -Петербургских ведомостей". Фельетонист говорит о каких-то неприличных выражениях г. Островского против его литературных врагов, которых он упрекает в клевете. Но позвольте спросить, как назвать фельетон № 96 "С. -Петербургских ведомостей", в котором с уверенностию сказано, что под пьесой Островского (перепечатанной в 4-й книге "Современника" 1856 г.), напечатанной в "Московском городском листке" 1847 г. (№№ 60 и 61), было подписано две фамилии? Разве это - не клевета? А упрек фельетониста (№ 96) в том, что г. Островский умалчивает о сотрудничестве г. Горева и в последующих произведениях - как назвать? И после всего этого "С. -Петербургские ведомости" хотят, чтобы г. Островский был равнодушен?

    "С. -Петербургских ведомостей", и до смысла эпиграфа пред началом статьи:

    Забыть мою амбицию

    то в этом г. Островский не виновен, а виноваты те господа, которые довели фельетон до того, что стало нужно прибегать к средствам, выраженным в эпиграфе.

    Г.

    Печатается по копии П. О. Морозова, хранящейся в ИРЛИ. Публикуется впервые. Датируется по содержанию (см. ком. к пп. 78, 79).

    В. С. - Петербургских ведомостях опять подлость. - 24 июля 1856г. в СпбВед (№ 164) появилась клеветническая "Лит. заметка" за подписью "Николай Александрович" об участии Горева в пьесах Островского (см. п. 77).

    "Лит. заметка", по всей видимости, написана самим Островским. "Заметка" в печати не появилась, но МВед в № 90 от 28 июля в ст. "Лит. заметка" обратили внимание читателей на пьесу Горева "Сплошь да рядом", напечатанную в ОЗ (1856, № 7), которая показала, что "Островский мог бы оставить без ответа нескромные и неприличные запросы г. Правдова и т. п.".

    ... эта комедия будет возобновлена. - "Бедная невеста" была возобновлена в 1857 г.

    Фельетон в СпбВед (1856, № 164) имел эпиграф из популярного в те годы водевиля П. Каратыгина "Чиновник по особым поручениям":

    "Картина семейного счастья".

    Раздел сайта: