• Приглашаем посетить наш сайт
    Одоевский (odoevskiy.lit-info.ru)
  • Островский А. Н. - Всеволожскому И. А., Конец 1881 г.

    793

    [И. А. ВСЕВОЛОЖСКОМУ]

    Конец 1881 г. Москва.

    Когда кто-нибудь из общества спрашивает театральных начальников, отчего так редко идут мои пьесы, - они обыкновенно говорят, что мои пьесы успеха не имеют. Да разве это оправдание? В этом я не виноват, а виновата передо мной и перед публикой дирекция. Она не дозволяет других театров, так должна иметь такую труппу и такую постановку, чтобы мои пьесы имели успех. В них есть все качества, нужные для успеха. Отчего же на частных театрах - какую из этих пьес ни возобновят, она имеет успех и дает полные сборы? Стоит только проглядеть афиши Пушкинского театра: "Бедность не порок" в прошлый сезон шла несколько раз, шла по уменьшенным ценам в утреннем спектакле в последнее воскресенье перед масленицей, а на другой день, в понедельник на масленице, один из артистов не побоялся дать ее в бенефис, по возвышенным ценам, и взял полный сбор.

    Пьеса "Лес" шла два сезона с таким успехом, что никогда накануне нельзя было достать ни одного места, а надо было заранее записываться, - и эта же пьеса, в конце сезона, шла в бенефис одной артистки и дала полный сбор. Я уж не говорю про такие пьесы, как "Свои люди", "Грех да беда на кого не живет", "Грозу" со Стрепетовой в главной роли: по возобновлении они имеют такой же успех, как будто бы шли в первый раз. Значит, публика любит эти пьесы и желает их видеть; за что же дирекция публику лишает этого удовольствия, а автора - законных выгод за его труды? Где же вознаграждение автора за авторский труд? Не тот же ли это крепостной труд? Столичная публика любит пьесы автора и желает их видеть. Императорские театры их не дают и не дозволяют частных театров; а если дозволят частный театр, то театральная контора и откупщик афиш отбирают у него все барыши, так что автору уж взять нечего...

    Примечания

    Печатается по тексту первой публикации - BE, 1916, X, стр. 76. Датируется по содержанию, предположительно.

    ... виновата... дирекция. - Дирекция императорских театров ставила пьесы Островского не только неохотно, редко, но и неряшливо.

    ... один из артистов не побоялся дать ее в бенефис. - 15 февраля 1881 г. пьеса "Бедность не порок" шла в Пушкинском театре утром по уменьшенным ценам, а 16 февраля вечером в том же театре в бенефис артиста В. Н. Андреева-Бурлака (см. РВед от 12 и 16 февраля 1881 г.).

    Раздел сайта: