• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Островский А. Н. - Соловьеву Н. Я., 13 октября 1879 г.

    662

    Н. Я. СОЛОВЬЕВУ

    Москва, 13 октября 1879 г.

    Многоуважаемый Николай Яковлевич.

    Теперь о Малькове. Ашметьеву нужно было противопоставить лицо, которое бы составляло прямую противоположность ему. Такие контрасты не есть что-нибудь насильственно придуманное, они сами непроизвольно являются в голове художника, когда он начинает обдумывать конкретную тему (т. е. сюжет).

    Ашметьев тунеядец, воспитывающий свое эстетическое чувство на крестьянские деньги; Мальков трудится сам и на свои трудовые деньги заводит школы для крестьян; Ашметьев эгоист, готовый ублажать всякую дурь в женщине, только бы ему было это наруку; Мальков жестоко посмеется над такой женщиной и даже обругает, как бы дорога она ему ни была. Ашметьев прогуливается по картинным галлереям, Мальков возится с купоросным маслом. Что в Малькове мало типического - это не беда, этот тип еще не сложился в жизни, о чем Мальков и сам говорит в 4-м акте. Когда автор берет себе задачей отрицание старого идеала, то нельзя от него требовать, чтобы он сейчас же вместо старого ставил новый. Когда старый идеал износится, тогда он начинает прежде всего противоречить всему жизненному строю, а не новому идеалу.

    Несколько слов о Боеве! Как Вы думаете, зачем я его заставил заниматься астрономией? Затем, что он без этой черты был бы лишним в пьесе. С этой чертой он нужен для Малькова как поддержка ему; оба они, как люди ученые, стоят выше среды и потому выражаются шутливо и насмешливо. После этой черты, в сцене 2-го акта с Перминским, слова Боева гораздо весче, это не шутки просто праздного человека, но (шутки) сарказмы обленившегося умного и ученого человека, которые имеют большое значение. О Малькове, Боеве и других лицах я Вам на досуге напишу еще. Мне хочется убедить Вас, что в "Дикарке" (в ее настоящей редакции) нет ни одного слова лишнего или не имеющего значения. Тут все строго обдумано и соображено до конца. Это произведение полное, цельное, кованое; что касается таланта, я за него не отвечаю, - какой есть; но мной положены в эту работу все мои знания, вся моя опытность и самый добросовестный труд.

    Пьеса литографируется и скоро будет готова. У меня три экземпляра: один у Никулиной, с него списываются роли (главные уже готовы и отданы), другой в литографии, третий у меня.

    "Физиологическая потребность" - дело неважное, можно заменить словами: "житейская потребность".

    Искренно преданный Вам А. Островский.

    Примечания

    Островского и Соловьева в связи с пьесой "Дикарка" см. в т. X наст. изд., стр. 478-484, а также в ком. к п. 665.

    Пьеса литографируется - ОРДП для провинциальных театров. "Дикарка" разрешена цензурой для отдельного (литографированного) издания с изъятием в д. 1, явл. 7 монолога Ашметьева о помещиках (Н. В. Дризен, "Драматическая цензура двух эпох", стр. 193).

    Раздел сайта: