1062
М. П. САДОВСКОМУ
Щелыково, 12 сентября 1885 г.
Милейший Михаил Провович,
расстроилось, отважиться на крайне утомительный пятичасовой переезд до Волги по невылазной грязи, шагом, при дожде и холодном ветре, очень рискованно. Передаю Вам полученные мною известия, но под великим секретом; разные слухи и разглашения значительно мешают делу; ловкие люди, пользуясь ими, могут, пожалуй, хоть не все, а многое испортить. На мой вопрос, почему замедлилась реформа, я получил следующий ответ (передаю буквально): "устройству самостоятельного управления в Московском театре, в течение лета, помешало отсутствие из Петербурга как Всеволожского, так главным образом гр. Воронцова и, наконец, государя... Как только возвратятся государь и гр. Воронцов, тотчас же приступлено будет к устройству управления Московскими театрами, для чего и будет вызван Майков. Так что к Новому году все должно быть приведено к окончанию. Ввиду перемены в управлении Московскими театрами всякие ходатайства о чем-нибудь серьезном отклоняются, поддерживается только существующий порядок". Значит, Вам еще придется пострадать, но уж недолго. И по контрольным соображениям новое самостоятельное начальство никак не может взяться за дело прежде, чем сведет все счеты по прежнему бюджету старое, находящееся в подчиненном положении. Чему рады пчелы и стерляди, я не знаю; мне известно только, что они не знают ровно ничего; дело ведется в совершенной тайне, и я-то знаю его только в общих чертах. Через день или два я непременно получу еще известия из Петербурга, и, вероятно, очень скоро сам приеду в Москву, потому что дорога поправляется. Затем будьте все здоровы.
Искренно любящий Вас А. Островский.
Я для многих бельмо на глазу. Для дела гораздо полезнее слухи, что я, по достоверным якобы известиям из Петербурга, в новом управлении участия принимать не буду, а будет, как напечатано в "Новом времени", тот или другой Погожев.
Печатается по подлиннику ГЦТМ. Впервые - ДиП, стр. 186.
Я для многих бельмо на глазу. - Упорная борьба Островского за реформирование театра вызывала ненависть театральной бюрократии (см. ком. к пп. 924, 1064 и п. 1057).