• Приглашаем посетить наш сайт
    Языков (yazykov.lit-info.ru)
  • Островский А. Н. - Потехину А. А., Средина апреля 1885 г.

    1013

    А. А. ПОТЕХИНУ

    Средина апреля 1885 г. Москва.

    Любезный друг Алексей Антипович! И меня прости, что я причиняю тебе письмами огорчения и разочарования; не я того хотел. Я весьма неохотно возобновил и так же неохотно продолжаю переписку, зная наперед, что из этого никаких дельных результатов не выйдет, а останется только одно мозолие, как говорили в старину. Я должен отвечать тебе и на второе письмо, иначе я могу ввести тебя в заблуждение; ты, пожалуй, подумаешь, что письмо твое было убедительно и что перед твоими доводами я принужден был замолчать. А писать мне вдвойне неприятно: приходится и свои раны растравлять и тебе говорить горькие истины; да и затруднительна для меня переписка с тобой: мы стоим на разных ступенях понимания изящного вообще и сценического искусства в особенности, вследствие ли твоего упрямства, или уж я не знаю чего; я должен объяснять тебе такие положения, которые объяснения не требуют, и доказывать такие истины, которые уж стали аксиомами. Ты пишешь, что ты привык уважать людей, достойных уважения, но мыслить и действовать всегда позволяешь себе независимо и самостоятельно. И прекрасно, на твою самостоятельность действий никто и не посягал; сделай милость, действуй самостоятельно. Но не в том дело! Ты выступил на служение русскому искусству и обществу в должности очень ответственной, требующей твердых, определенных теоретических знаний, и, главное, знаний опытных, знаний тех поистине мудрых артистических приемов, какими просвещенные деятели, подметившие редкую способность лицедейства в русском народе, открывали эту способность, воспитывали ее и потом постоянным наблюдением и руководством уже на сцене развивали и доводили эту способность в артисте до возможной степени совершенства и создали в Москве небывалую в мире труппу; при таких серьезных требованиях вместо откровенного признания в своей несостоятельности, в своем бессилии удовлетворить им, заявлять о том, что ты привык независимо и самостоятельно думать - небольшая заслуга и хвастаться тут нечем. В деле науки и искусства, где есть непреложные основы, где есть последовательное преемство добытых истин, составляющих постепенные завоевания ума человеческого, игнорировать основы и всю сумму приобретений, добытых исследованием и опытом, и доходить до всего собственным умом - есть самодурство, которое и в домашней-то жизни неприглядно, а уж в публичном служении никуда не годится. Возьмем астрономию, уж на что самостоятельнее и независимее думать, что не земля вертится кругом солнца, а солнце кругом земли и что земля стоит на трех китах. Да только эту думу надо думать про себя и держать для домашнего употребления, а ни на кафедру, ни на обсерваторию лазить с ней не следует. Ты, может быть, скажешь, что это сравнение преувеличено? Нисколько. Разве твоя несчастная заветная мысль, что неумелые и неуклюжие любители лучше ученых актеров, не те же киты? Если только хорошенько проникнуться этой мыслью, так вот и довольно, чтобы погубить самый лучший театр с отличными актерами и ансамблем. И откуда попала к тебе эта несчастная мысль, какими неведомыми умственными махинациями могло сложиться в твоей голове такое убеждение?

    "совести и сознанного долга". При чем тут совесть? Чего нет в сознании, того нет и на совести; если ты не сознаешь вреда, который ты причиняешь своими действиями, так тебя и совесть не тревожит. А вред-то между тем все-таки остается, и никому от того не легче, что твоя совесть покойна. Что же касается сознания долга, я могу сказать, что степени сознания у разных людей различны. По-моему, чем ответственнее, важнее должность, за которую берешься, тем требования долга должны быть строже. В управление сценическим искусством в двух столичных императорских театрах, которые должны служить образцами для всех театров России, ты вступил совершенно неподготовленный, не зная этого искусства ни теоретически, ни практически, потому что нельзя же считать за практику постановку нескольких своих пьес.

    [А. Островский.]

    Примечания

    "Театр", 1948, № 4, стр. 18-19. Датируется по сопоставлению с письмами А. Потехина от 27 марта и 5 апреля 1885 г. (НП, стр. 480-483), на которые является ответом.

    О письмах А. Потехина см. также п. 1005.