Москва в произведениях А. Н. Островского.
Островский начал свой творческий путь с изображения Москвы. В 29 его произведениях действие полностью или частично происходит в Москве, или же Москва просто упоминается. Московские адреса просто мелькают у Островского: Сокольники, Марьина роща, Замоскворечье, Зацепа, Опекунский совет, «яма» и другие.
Перед читателем воскрешается старая Москва - город, в котором представлены все сословия со своими обычаями, нравами, характерам. И каждому из них определена своя территория. В центре города (на Тверской, Пречистенке, Арбате, Поварской, Остоженке) живут дворяне и чиновничья аристократия. Здесь он поселяет Чебоксаровых, Телятевых, Кучумовых («Бешеные деньги»), Крутицкого и Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Вышневского («Доходное место»), Прибыткова («Последняя жертва») и др.
Купцы, мещане, ремесленники, мелкие и средние чиновники селились за Москвой-рекой, в самом центре Замоскворечья, напоминавшем больше «волшебный мир, населенный сказочными героями тысячи и одной ночи». Здесь он поселит Мавру Агуревну Козырную («Записки замоскворецкого жителя»), здесь же дом купца Большова («Свои люди – сочтемся»), здесь живет изнывающий от скуки Миша Бальзаминов и купчиха Белотелова («Женитьба Бальзаминова»).
вроде Фрола Федулыча из «Последней жертвы».
Московскому дворянству посвящены пьесы «Не сошлись характерами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги». Дворянству отводится место и в пьесах «Бедная невеста», «Шутники», «Трудовой хлеб», «Последняя жертва».
Московское мещанство предстает в пьесах Островского смесью пестрых лиц. Тут и свахи вроде Карповны («Бедная невеста») и Красавиной («Женитьба Бальзаминова»), приживалки вроде Глафиры Фирсовны («Последняя жертва»), владелицы маленьких домишек вроде Хорьковой («Бедная невеста»). Изображая эти лица, Островский воссоздавал картину окраинных, захолустных московских улиц и переулков.
Изучение истории Москвы, начатое им в студенческие годы, продолжалось на протяжении всей жизни. Островский вложил свое отношение к Москве в уста легендарного Минина, героя хроники «Козьма Захарьич Минин, Сухорук»:
«Москва – кормилица, Москва нам мать!».
– Поклонная гора, Донской монастырь, Замоскворечье, Белый город-посад близ Китай-города, обнесенный каменными стенами, Москва-река и т. д. Москва как патриотический центр России представлена и в пьесах «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», «Воевода», «Комик XVII столетия».
Ожимкова В. В.
Подробнее см.:
Ожимкова В. В. «А у нас за Москвой-рекой…»(Москва в судьбе и произведениях А. Н. Островского) / А. Н. Островский. Материалы и исследования: Сб. статей // Ред. и сост.
И. А. Овчинина. -Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. С. 232-240
– Кострома: Костромаиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012, С. 259-260
Ревякин А. И. Москва в жизни и творчестве А. Н. Островского. М., Московский рабочий, 1962