• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Сборник статей в память об А.И. Ревякине.
    Старикова В. А.: Заветы Учителя

    Заветы Учителя

    Весной 1978 г. мы, преподаватели педагогических институтов из разных уголков Советского Союза, оказались слушателями и участниками научно-методического семинара А. И. Ревякина на факультете повышения квалификации в МГПИ им. В. И. Ленина. Имя профессора было хорошо известно каждому из нас: ибо кто-то был его студентом, аспирантом, докторантом или просто читал и знал работы ученого.

    К этому времени я — преподаватель с 10-летним опытом работы в Целиноградском педагогическом институте — была благодарна судьбе вновь оказаться ученицей А. И. Ревякина. Помню притягательную силу его лекторского слова, ясность и четкость мысли, точность суждений и рекомендаций. По своей тональности его лекции были лирико-эмоциональными, а по манере чтения диалогическими: он собеседовал со своими слушателями. Мы рассказывали о том, как преподаем русскую литературу в педвузах России, Украины, Кавказа, Казахстана и Средней Азии. Он очень внимательно слушал, оценивал, делал какие-то очень точные замечания, давал рекомендации, высказывал пожелания и при этом очень деликатно воспитывал, учил, расширяя кругозор и духовно обогащая. Мы все сразу оказались под обаянием жизненного и научного опыта, высокой образованности А. И. Ревякина. Мне запомнилась его манера общения, сочетавшая благородную сдержанность с доброжелательностью, желанием и готовностью поделиться знаниями, помочь, подсказать, посоветовать.

    Я вела подробные записи тех лекций-бесед, и у меня из отдельных реплик, попутных замечаний, высказываний профессора составилось своеобразное «Руководство» по преподаванию литературы в педвузе. Немало из тогда сказанного остается актуальным для меня и по сей день. К примеру: «Первая лекция начинаемого курса всегда должна быть праздничной, торжественной — никаких списков литературы, названий учебников, заданий и т. п. Задача лектора — показать весомость курса и то, на что способен преподаватель… Необходимо покорить аудиторию! Поэтому первую лекцию лучше прочесть по той теме, которую более всего знаешь, любишь». Или: «…лекция не должна быть искусством красивых полуистин»; «в ней необходимо сочетание ума, души и жизни, теории и истории литературы». И вот еще: «Историко-литературный курс не должен строиться как триумф торжеств, парад генералов, он должен быть представлен в потоке споров, разногласий, литературной борьбы. Для иллюстрации полноты и пестроты литературной жизни эпохи необходимо обращаться к жанру пародии, прибегать к мемуарной литературе». Большое внимание Александр Иванович уделял биографическому материалу, личности изучаемого писателя.

    в. Эту книгу с дарственной надписью Александра Ивановича я храню как дорогую память.

    Раздел сайта: