• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Качурин М. Г.: Жертвы темного царства

    ЖЕРТВЫ ТЕМНОГО ЦАРСТВА. 

    В атмосфере темного царства, под гнетом самодурной силы, тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, изворачиваться.

    Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила каждого на свой лад.

    Тихон жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, да и не понимает Катерину, рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон говорит об изменившей ему жене: А я ее люблю, мне се жаль пальцем тронуть...

    мать:

    Кабанов. Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы... Кабанова. Что ты! Аль себя не помнишь! Забыл, с кем го- воришь! , Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!

    Как не похожи эти обвинения па робкие, приниженные слова Тихона при первом его появлении на сцене: Да смеем ли мы, маменька, подумать!; Да я, маменька... Значит, действительно, рушатся устои темного царства и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил. Как видим, развитие характеров в Грозе связано с центральным конфликтом драмы.

    В Московском Малом театре с исключительной глубиной раскрывал образ Тихона актер С. В. Васильев. В его исполнении Тихон выходил глубоко драматической личностью. Он был забит и обезличен, но и мысль и чувство в нем были только заглушены, но не убиты -так рисует игру Васильева один очевидец. Особенно потрясала зрителей его игра в пятом акте. На него страшно было смотреть, когда он, переживая смертельную муку, вырывался из рук матери. Не столько словами, сколько жестами, мимикой он и боролся с матерью, и умолял ее отпустить его. Последний крик его: Маменька! вы ее погубили!- был ужасен; он потрясал и потом долго преследовал зрителя.

    Жизнь в доме Кабановой искалечила и Варвару. Она не хочет терпеть власть матери, не желает жить в неволе. Но Варвара легко приспосабливается к морали темного царства, становится на путь обмана. Это делается для нее привычным - она утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало,- говорит Варвара. Житейские правила ее очень просты: Делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные1

    Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит... Это добрый, культурный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но Борис не способен защищать ни себя, ни любимую женщину. В несчастье он лишь мечется да плачет: Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!

    Нет у него этой силы... Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.

    1. Старозаветные - следующие старым заветам, устаревшие, отжившие.