• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Качурин М. Г.: Темное царство. Жизненная основа и типичность образов Островского

    ТЕМНОЕ ЦАРСТВО. ЖИЗНЕННАЯ ОСНОВА И ТИПИЧНОСТЬ ОБРАЗОВ ОСТРОВСКОГО. 

    В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. В этом же году на страницах Современника появилась статья Н. А. Добролюбова Темное царство, в которой впервые было раскрыто новаторство Островского.

    Критик называет произведения драматурга пьесами жизни. Автор их, по словам Добролюбова, обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Критик говорит, что Островского всегда ведет чувство художественной правды. Оно выручает драматурга даже в тех случаях, когда он ошибается в оценке жизненных явлений, например преувеличивает спасительную силу доброты и благородства в среде самодуров и их безответных жертв.

    Подчиняясь жизненной правде, Островский создает реалистические картины действительности; вдумываясь в эти картины, читатель может сделать выводы, которые не были высказаны прямо в самих произведениях. Так, обличение самодурства в пьесах Островского воспринималось передовыми читателями и зрителями как обличение всего общественного строя.

    Слово самодурство в устах Добролюбова (как и в пьесах Островского) является синонимом таких понятий, как деспотизм, произвол, социальный гнет. Островский показывает, что самодурство основано всегда на имущественном неравенстве. Богатство самодуров, материальная зависимость окружающих от них позволяют толстосумам насиловать чужую волю, чудить, делать что им хочется.

    В пьесе В чужом пиру похмелье особенно ярко проступают эти черты в образе купца Тита Титыча Брускова. Недаром его прозвали Кит Китычем. Вот выразительная сценка:

    Тит Титы ч. Настасья! Смеет меня кто обидеть?

    Настасья. Никто, батюшка Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите.

    Тит Титыч. Я обижу, я и помилую, а то деньгами заплачу. Я за это много денег заплатил на своем веку.

    Настасья. Много, Кит Китыч, много.

    Мое слово - закон!, никто мне ни указывать, ни приказывать пе смеет - рассуждает Брусков.

    Островский показал самодурство как явление, типическое для общества, основанного на социальном неравенстве. Разоблачая крупных капиталистических хищников, врагов рабочего класса, В. И. Ленин не раз вспоминал Тита Титыча Брускова.

    бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении.

    Таково темное царство - воплощение всего строя жизни царской России: бесправия народа, произвола,угнетения человеческой личности. И достоинство Островского критик находит в том, что он обличает самодурство во всех его видах, во всех его проявлениях. Именно поэтому Добролюбов считает, что Островский сумел выразить стремление народа к освобождению от гнета темного царства. Выхода из него пьесы Островского не указывают. Но они заставляют искать этот выход. Каков он? Добролюбов не может в подцензурной статье говорить об этом открыто, но его иносказания отлично доходят до читателей. Критик внушает им мысль о том, что самодурство держится только на покорности, а в сущности оно гнило, слабо. Значит, выход, не указанный драматургом в его пьесах, надо искать в самой жизни. И он найдется, ибо, пока жив человек, в нем нельзя уничтожить стремление жить, т. е. мыслить и бороться за освобождение от самодурпого гнета.

    Раздел сайта: