• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Качурин М. Г.: Страшный вызов самодурной силе

    СТРАШНЫЙ ВЫЗОВ САМОДУРНОЙ СИЛЕ.

    Образ Катерины наиболее сложный из всех образов Грозы, и замечательные русские актрисы по-разному истолколковывали ее характер.

    Первая исполнительница роли Катерины в Малом театре, Л. П. Косицкая-Никулина, в молодости жила в такой же обстановке, как и Катерина. По воспоминаниям игравших вместе с нею актрис, это была совершенная Катерина, с громадною искренностью и простотою чувства... С нею плакала и вся зрительная зала... И Кабаниха - Рыкалова, стоя у кулисы в ожидании своего выхода, наполнялась такой жалостью к Катерине, что всегда ей стоило больших усилий ввести себя снова в роль.

    Знаменитая актриса Г. Н. Федотова поражала зрителей музыкой чудной русской речи, ритмичной, красивой... Ее походка, жесты, поклоны, манера держать себя при людях, носить платок, отвечать старшим и т. д. - все это сразу переносило вас в далекое, далекое прошлое и воскрешало картины жестокого старого русского быта.

    Катерина в исполнении актрисы П. А. Стрепетовой, игравшей на петербургской сцене, казалась не только жертвой темного царства, но и в известной степени его порождением: Стрепетова подчеркивала религиозность Катерины.

    Но независимо от понимания роли все три актрисы конец Катерины изображали одинаково: он звучал как оплакивание погибшей молодой жизни.

    Показать Катерину как натуру героическую, как человека, протестующего против произвола и устоев темного царства, сумела лишь великая актриса Малого театра М. Н. Ермолова. На протяжении всего спектакля ее Катерина выглядела не как жертва, а как сильная, волевая натура, для которой свобода дороже всего. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 70-х годов.

    Пьеса воспроизводит сложные явления жизни и потому дает основание для различного понимания и актерского воплощения образа Катерины. И сегодня на сцене театров многих стран мира талантливые актрисы вносят в роль Катерины черты своего мировоззрения, свои чувства, стремления людей своего времени. Но несомненно, что трактовка характера Катерины М. Н. Ермоловой ближе всего к замыслу Островского и к тому пониманию пьесы, которое обосновал Добролюбов в статье Луч света в темном царстве.

    Впьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины,- образ птицы. В народной поэзии птица - символ воли. Отсюда постоянный эпитет вольная птица. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка па воле,- вспоминает Катерина о том, как ей жилось до замужества. ... Отчего люди не летают так, как птины?- говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

    Цельная сильная натура, Катерина терпит лпшь до поры до времени. А уж коли очень мне здесь - говорит она,- тaк не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Среди жертв темного царства Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,- отвечает она Варваре, которая говорит, что без обману в их доме не проживешь.

    Высокой поэзией, выражающей строй чувств и дум Катерины, проникнута ее речь. Мудрость Островского-художника сказалась и в том, что его Катерина говорит безукоризненно правильным, народным языком, почти не употребляет обычных в купеческой среде искаженных слов и выражений. Создавая образ Катерины, Островский воплотил в ее речи свою глубокую любовь к русскому языку. Родную речь он любил до обожания,- вспоминает современник драматурга.

    Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: характерны повторы (на тройке на хорошей, и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!), обилие слов ласкательных и уменьшительных (солнышко, водица, могилушка), сравнения (ни об чем не тужила, словно птичка на воле, точно голубь воркует). В момент наибольшего напряжения душевных сил Катерина выражает свои чувства на языке народной поэзии: Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску! Как созвучны эти слова народной песне:

    Вы, осенние ветры буйные,
    Понеситеся к другу милому,
    Отнесите вы к нему весточку,
    Ах, не радостную, а печальную.

    Для Катерины проснувшееся чувство любви сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы темного царства. На слова Бориса: Никто и не узнает про нашу любовь... - она отвечает: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами темного царства.

    Как подлинный знаток человеческой души, раскрывает Островский трагизм положения Катерины: она вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Самодурная сила не согнула ее, не заставила подличать и лицемерить, и все же некоторые представления темного царства проникли в сознание Катерины: она отравлена религиозными предрассудками.

    Религиозность Катерины - это не ханжество Кабанихи, а скорее детская вера в волшебные сказки. Катерину, так чутко воспринимающую все поэтическое, непохожее на окружающий быт, при-тягизает к религии ее эстетическая сторона: красота преданий, церковной музыки, иконописи. Но религия в себе таит великое зло. Религиозные предрассудки заставляют молодую женщину воспринимать светлое человеческое чувство любви как наваждение, как смертный грех. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившую ее жизнь. Ах, Варя,- жалуется она,- грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?

    рисующая геенну огненную1. Бедную женщину эти призраки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и в полубреду, в состоянии помрачения, она кается в своем грехе. Она сама потом говорит Борису, что в этот миг в себе не вольна была, себя не помнила. Если бы сценой покаяния завершалась драма Гроза, в ней была бы показана непобедимость темного царства. Ведь в конце четвертого акта Кабаниха торжествует: Что, сынок! Куда воля-то ведет!

    Но драма завершается нравственной победой Катерины и над внешними силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. Характер Катерины рисуется в развитии.

    Нередко современный читатель, забыв, в каком мире жила героиня Островского, рассуждает так: зачем она бросилась в Волгу? Ушла бы из дому, как Варвара,- этим бы она больше досадила Кабанихе. Но вчитаемся внимательно в текст драмы, и мы увидим, что сама Катерина готова была уйти на волю. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь, возможность преследования. Возьми меня с собой отсюда!- молит она Бориса. Но слаб и забит ее друг. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду... - таков его ответ.

    Путь к вольной жизни отрезан. Куда теперь? Домой идти?- спрашивает она. - Нет, мне что домой, что в могилу - все равно.

    грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. Друг мой! Радость моя! Прощай!- вот последние слова Катерины.

    Разумеется, самоубийство может быть выражением протеста лишь в самых исключительных обстоятельствах, когда иные формы борьбы абсолютно невозможны. И Катерину нельзя назвать сознательным борцом против рабства. Но ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, потребность возникшего движения русской жизни.

    1. Геенна - в религиозном представлении место вечных мук, ад,

    Раздел сайта: