СОЗДАНИЕ ГРОЗЫ.
Обстоятельный, полный дружеского сочувствия анализ пьес Островского явился для драматурга большим нравственным утешением. Это будто я сам написал,- сказал он о статье Темное царство.
Такое признание Островского многозначительно. Ведь Добролюбов говорил о том, что недосказано в пьесах. Очевидно, драматург вместе с критиком проанализировал свой творческий путь и готовился сделать новый шаг. Этот шаг был сделан очень скоро: в течение лета и осени 1859 года (т. е. как раз в период публикации статьи Темное царство) Островский написал драму Гроза.
Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?- спрашивал Добролюбов. На этот вопрос ответил драматург новой пьесой.
Гроза была напечатана в 1860 году, в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.
В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. Еще в 20-е годы Пушкин писал:
Где ты, гроза - символ свободы? Промчись поверх невольных вод.
Образ грозы появляется и в стихах революционеров-шестидесятников. Обращаясь к молодому поколению, Некрасов пишет в 1858 году:
Над неправдою лукавою Грянешь божьею грозой...
И у Островского гроза - это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.
Реакционная критика обвиняла драматурга в безнравственности, в нарушении законов театрального искусства. Новое произведение Островского восторженно. Один из них рассказывал, как на премьере Грозы ему пришлось сидеть рядом с молодым провинциальным купцом, первый раз в жизни попавшим в театр: Мой сосед был поражен, ошеломлен тем, что видел на сцене; он весь обратился в слух, и у него вырывались только короткие... восклицания вполголоса: Боже мой, правда-то какая! Где они это видели? Откуда они это знают?