• Приглашаем посетить наш сайт
    Никитин (nikitin.lit-info.ru)
  • Качурин М. Г.: Реалистичность конфликтов в пьесах Островского. Драматургический конфликт

    РЕАЛИСТИЧНОСТЬ КОНФЛИКТОВ В ПЬЕСАХ ОСТРОВСКОГО. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ. 

    В годы реакции, наступившей после подавления освободительного движения в Европе и России (1848-1855), положение поднадзорного литератора Островского становится невыносимо тяжелым. Автор, в особенности начинающий, у которого запрещена одна или две пьесы... поневоле должен всего бояться,- писал Островский много лет спустя. - Пришла ему широкая мысль - он ее укорачивает; удался сильный характер - он его ослабляет; пришли в голову бойкие и веские фразы - он их сглаживает...

    Не избежал этой трагедии и Островский.

    По словам Добролюбова, его литературная деятельность не совсем чужда была колебаний. Драматург готов был даже осудить взгляд на жизнь, выраженный в его первой комедии, как слишком жесткий. Островский создает комедию Бедность - не порок, где рисует раскаявшегося самодура. Но все же подлинно демократическим убеждениям писатель никогда не изменял. В пьесе Бедность - не порок обличалось социальное неравенство, защищались права человеческой личности.

    Во второй половине 50-х годов, в пору нового общественного подъема, Островский стал постоянным сотрудником журнала Современник. Драматург принял на себя все связанные с этим невзгоды: цензурные гонения, клевету реакционной прессы. Он не был сторонником революционного преобразования общества, но в течение всей своей творческой жизни тяготел к революционной демократии и сотрудничал в Современнике и Отечественных записках.

    В этот период расширяется крут жизненных явлений в пьесах ОстровскогодОн рисует самодуров-помещиков (пьеса Воспитанница), самодуров-чиновников (Доходное место). Общественное зло, открытое Островским в купеческой среде, все глубже обнажается перед читателем и зрителем как результат системы угнетения, которая давит все слои русского общества. Вместе с тем в пьесах Островского чаще появляются герои, протестующие против самодурной силы.

    Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи.

    Драма (литературное произведение, написанное для сиены) воспроизводит жизнь, передавая поступки и речь людей. Время сценического действия ограничено обычно двумя-тремя часами. Драматург лишь в том случае сможет сказать нечто важное о людях, если покажет своих героев в особенно острые, переломные моменты их жизни. Именно в конфликтах между людьми, в столкновении разных взглядов, убеждений, нравственных представлений и в конфликтах внутренних, когда в сознании человека борются противоречивые мысли и чувства, полнее всего раскрывается человек и общество, в котором он живет.

    Это можно видеть на примере комедии Доходное место (1857). Островский выводит на сцену разночинца-труженика, бедного интеллигента, убеждения которого приходят в трагическое столкновение с действительностью. Василий Николаевич Жадов, окончив университет, мечтает жить честным трудом, бороться против взяток и вообще всякой неправды. Эти благородные стремления он надеется совместить с добросовестной чиновничьей службой. Островский показывает наивность и несостоятельность подобных стремлений. В бюрократическом мире чиновник не может оставаться добродетельным.

    Разговоры Жадова о правде и добре кажутся его сослуживцам странными, опасными. Вот тебе общественное мнение: не пойман - не вор, - говорит Жадову его дядюшка, высокопоставленный чиновник Вышневский. В поучение племяннику Вышневский рассказывает, как в губернском городе смеялись над честным чиновником, который жил на одно жалованье с большой семьей и потому сам шил себе сюртуки. И весь город уважал первейшего взяточника за то, что у него два раза в неделю бывали вечера.

    Конфликт с окружающей средой становится особенно напряженным потому, что он затрагивает и семейную жизнь Жадова. Он женится по страстной любви на доброй и правдивой, но совершенно неразвитой девушке из мещанской семьи - Полине. Жадов надеется воспитать ее в духе высокого блаженства жить своим трудом. Полина любит мужа, но его идеалы ей совершенно чужды.

    Наученная матерью и сестрой, она старается заставить мужа жить, как все умные люди. И когда молодая женщина делает вид, что уходит от него, Жадов не выдерживает. Внутренний конфликт кончается тем, что он идет к дядюшке просить доходного места.

    Рыдая, прощается Жадов с юношескими идеалами: ... буду сторониться, прятаться от своих прежних товарищей... не буду ходить туда, где говорят про честность, про святость долга... целую неделю работать, а в пятницу и субботу собирать разных Бело-губовых и пьянствовать на наворованные деньги, как разбойники... да, да... А там и привыкнешь.

    Но Вышневский встречает племянника презрительной насмешкой: Не ты ли говорил, что растет какое-то новое поколение образованных, честных людей, мучеников правды, которые обличат нас, закидают нас грязью? Не ты ли? Признаюсь тебе, я верил. Я вас глубоко ненавидел... я вас боялся. Да, не шутя. И что же оказывается! Вы честны до тех пор, пока не выдохлись уроки, которые вам вдолбили в голову; честны только до первой встречи с нуждой!

    говорит Жадов. Трудно сказать, хватит ли у него сил на борьбу с общественным злом, но можно верить, чю он останется честным человеком.

    Чернышевский приветствовал честное, благородное направление комедии.

    Раздел сайта: