• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Качурин М. Г.: Александр Николаевич Островский. Свои люди - сочтемся!

    АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

    Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, - писал Белинский в 1845 году. - У нас есть комедия Фонвизина, Горе от ума Грибоедова, Ревизор, Женитьба Гоголя - и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного.

    В 40-е годы, когда в прозе и поэзии все более прочное место завоевывал критический реализм, на сцене процветали напыщенные мелодрамы1 , бессодержательные водевили2.

    Белинский призывал писателей идти по стопам Гоголя, создавать драматические произведения, которые бы правдиво изображали и объясняли жизнь.

    СВОИ ЛЮДИ - СОЧТЕМСЯ!

    И такое произведение появилось: в 1849 году молодой драматург А. П. Островский написал комедию Свои люди - сочтемся! (или Банкрут3). Общее впечатление о ней выразил топкий ценитель литературы писатель В. Ф. Одоевский: Я считаю на Руси три трагедии4: Недоросль, Горе от ума, Ревизор. На Банкруте я ставлю номер четвертый.

    Гостиная в доме богатого купца Большова. Дочка его Олимпиада Самсоновна - Липочка - беседует со свахой Устиньей Наумовной о женихах.

    Послушаем их беседу.

    Устинья Наумовна. Пожалуй, уж коли тебе такой апетит, найдем тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

    Липочка. Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устипья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному...

    Устинья Наумовна. А есть у меня теперь жених, вот точно такой, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле.

    Несколько реплик - и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц. Островский, как и его великие предшественники, -мастер речевой характеристики. Он наделяет своих персонажей речью, которая удивительно ясно раскрывает их психологию, взгляды па жизнь, идеалы.

    Липочка щеголяет иностранными, новомодными словечками (натурально, формально, видимый резон и т. д.), но часто искажает их и употребляет не к месту. О женихе она говорит: Чем не капидоп?, о себе: Так вот и рябит меланхолия в глазах. Но наряду с благородными словами Линочка говорит и али, пуще, беспременно. Совсем не по-деликатному разговаривает она с маменькой: Подите вы со своими советами!, Что ж мне, потакать вашим глупостям!

    Пустое и невежественное существо, Липочка убеждена, однако, что она гораздо других образованнее. Ее затаенная мечта - потанцевать с военным: Ах, прелесть! Восхищение. И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Ее представление о счастье - выйти замуж не за купчишку какого-нибудь, а за благородного.

    В Банкруте осмеиваются, однако, не отдельные люди, а уродливые общественные отношения и порожденные ими характеры. И смешное в этой комедии, как и в реальной жизни, неотделимо от трагического.

    Вот содержание пьесы. Отец Липочки, Самсон Силыч Большое, не желая возвращать долги, прикинулся несостоятельным должником, банкротом. (Такие злонамеренные банкротства с целью обогащения стали частым явлением в России 40-х годов XIX века.) Все свое состояние Болынов перевел на имя старшего приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. Пронырливый приказчик становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в яму (долговую тюрьму). Его можно спасти, уплатив кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь отказывают старику в помощи.

    Чем объяснить эту жестокость?

    Самсон Силыч Большое был деспотом, не знавшим никакого удержу. Вся семья трепетала перед ним. Старая карга, Убирайся к свиньям!, Что ты рот-то разинул! - так обращался он к домашним. О дочери он говорил: Мое детище, хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю5. Не удивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку. Денежный расчет калечит человеческие души. И это глубоко трагично.

    Самсон Силыч - типичный самодур6. Комедия показывает, как вырастают самодуры. Сам Большов, в молодости мелкий торговец, натерпелся от самодуров, научился лебезить и кланяться: добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Разбогатев, он стал давать подзатыльники сам. Такой же путь проделал и Лазарь Елизарыч Подхалюзин. При помолвке он уговаривается с Липочкой: старики почудили на своем веку, теперь нам пора.

    он, и мы чувствуем, что со временем и Тишка выйдет в люди.

    Пьеса о купце, попавшем в яму, не свелась к изображению картин купеческого быта: она превратилась в обличение общественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы, в сатиру на самодурство, порождаемое самодержавно-крепостническими порядками.

    Примечания

    1. Мелодрама - драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои - либо злодеи, либо образцы добродетели.

    2. Водевиль - одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами.

    4. Трагедия - здесь в значении: подлинно высокое драматическое произведение.

    6. Один из героев Островского так объясняет значение этого слова: Самодур- это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. В комедиях Островского и в критических статьях Добролюбова понятие самодурство приобретает широкий обобщающий смысл, становится синонимом слова деспотизм.

    Раздел сайта: