• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Качурин М. Г.: "Гроза" (1860). Обстановка жизни

    ГРОЗА (1860)

    Обстановка жизни.

    Долго спорили несколько приволжских городов о том, с каким из них связаны события, изображенные в прославленной драме Островского Гроза. Приезжим показывали бульвар, с которого открывается вид на Волгу, старинную церковь, развалины со следами древней росписи, называли имена купцов, якобы ставших прототипами героев Островского. Жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой жене, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотической свекрови, от которой не мог защитить ее добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге. Костромичи настолько были уверены в том, что Островский в своей драме изобразил это трагическое происшествие, что на первых представлениях Грозы костромские актеры гримировались под Клыковых. Однако выяснилось, что драма была закончена Островским за месяц до происшествия, случившегося в этой семье...

    В Грозе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое предпринял Островский летом 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Но не какой-то определенный волжский город, не какие-то конкретные лица изображены в Грозе. Нравы и быт жителей Торжка, типы, встретившиеся Островскому в Кинешме, рассказы старожилов Костромы, прежние наблюдения над жизнью Замоскворечья -все это было переработано в творческой лаборатории писателя и превратилось в глубоко тигдичные-картины русской жизни.

    Некоторые критики видели в Грозе лишние эпизоды, лишних действующих лиц, которые якобы тормозят развитие действия и не связаны с судьбой главных героев. Для чего понадобилось рисовать Кулигипа, не принимающего участия в событиях? Какое отношение к истории Катерины имеет Феклуша? Зачем нужны диалоги жителей, беседа Кулигина с Диким и другие сцены, как будто не связанные с развитием сюжета? Защищая Островского от подобных нападок, Добролюбов говорил о новаторстве драматурга: его произведения не подходят под привычные правила, это пьесы жизни. В них по-новому развиваются действие и характеры. У Островского, по словам Добролюбова, на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни.

    Кажущаяся несвязанность некоторых персонажей и эпизодов с центральными событиями, неторопливое, замедленное развитие событий подчинены точному расчету великого драматурга. Лишние персонажи и эпизоды, как бы случайно введенные в пьесу, создают впечатление полнейшей естественности происходящего. Они помогают нам увидеть фон пьесы - ту общественную среду, те жизненные обстоятельства, которые повлияли на характеры действующих лиц, определили центральный конфликт и развитие действия Грозы.

    Естественность, жизненность чувствуются и в развитии событий, и в развитии человеческих характеров. И чем дальше разворачиваются события, тем яснее становятся связи между персонажами, между отдельными эпизодами. Все действующие лица так или иначе втянуты в основной конфликт драмы. Он не сводится к истории любви Катерины и Бориса.

    Именно поэтому развитие драматургического конфликта в Грозе было бы невозможно без Феклушн, старой барыни, без спора Кулигина с Диким и других эпизодов.

    Добролюбов считал, что самый фон пьесы обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства.

    Представим же себе обстановку, в которой развертывается действие Грозы.

    Из сада, разбитого на высоком берегу Волги, открывается великолепный вид. С восторгом говорит о нем Кулигип: Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу И все наглядеться не могу.

    Но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни.

    Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!- сетует Кулпгин. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров.

    совсем.

    Она донимает своих близких не столько бранью, сколько вечными попреками и жалобами на непочтительность, непослушание Бессловесного, трепещущего перед нею Тихона Кабаниха укоряет: Не очень-то нынче старших уважают... Она говорит о себе, прибедняясь, прикидываясь несчастной, обиженной: Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люти, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. На всех ее словах - налет благочестия: Сохрани господи; Ох. грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Однако, гневаясь все более и более, Кабаниха забывает принятый ею вначале тон и злобно обрывает сына: Дурак!

    Раздел сайта: