• Приглашаем посетить наш сайт
    Шолохов (sholohov.lit-info.ru)
  • Качурин М. Г.: Горячее сердце в темном царстве

    ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ. 

    В творчестве Островского отразилась целая эпоха русской жизни - с 40-х по 80-е годы. Его обличения были направлены и против устоев уходящего с исторической арены самодурства, и против господства крупных денежных воротил нового склада.

    Островский одним из первых русских писателей создает образы беспринципных буржуазных дельцов, обладающих волчьей хваткой. Наряду с этим в его новых пьесах все большее место занимают образы разночинцев, интеллигентов-тружеников, прокладывающих свой путь, нередко и погибающих на этом пути. Лес, Волки и овцы, Бесприданница, Таланты и поклонники- вот наиболее значительные произведения 70-80-х годов. Основной конфликт в них сводится к столкновению горячего сердца с миром темного царства.

    Особенно острое обличение капиталистического общества, враждебного всему истинно человеческому, звучит в пьесе Бесприданница. Она была опубликована через 19 лет после Грозы - в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Дремотную тишину приволжской провинции нарушают гудки пароходов. По-иному выглядят купцы.

    Теперь чистая публика гуляет,- говорит хозяин кофейной Таврило,- вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя.

    В списке действующих лиц о Кнурове сказано: Из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. Он приобщился к культуре. Речь его правильна, благопристойна - не то что брань какого-нибудь Дикого. Островский использует характерную деталь: Кнуров выходит на сцену с французской газетой. Вслед за ним появляются Василий Данилыч Вожеватов, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец, и Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин из судохозяев.

    Но просвещенные дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Культ денег,- стремление все на свете выгодно продать и купить определяют взгляды и поступки чистой публики. В сущности, перед нами то же темное царство.

    В этом мире купли-продажи живет, любит, страдает прекрасный человек с горячим сердцем- Лариса. Она бесприданница. И поэтому Паратов, которого девушка полюбила доверчиво и беззаветно, не может жениться на ней. Свою волюшку он продает за полумиллионное состояние. Дешевле... нельзя-с, расчету нет,- шутя говорит он о предстоящем браке.

    Ларисе не остается ничего иного, как принять предложение Карандышева, который давно домогается ее руки. Это мелкий чиновник, человек с болезненным, уязвленным самолюбием. Двойственное чувство испытывает он по отношению к чистой публике: ненависть сочетается с завистью, со стремлением втереться в общество Кнуровых и Паратовых.

    Карандышева: он окружен избранной публикой. Но неожиданно все рушится. 

    В разгар торжества Паратову удается уговорить Ларису покинуть жениха и уехать с гостями за Волгу.

    Этот неожиданный удар словно пробудил Карандышева. Он почувствовал себя человеком, оплеванным всесильными негодяями.

    Страшно унижена и Лариса. После увеселительной поездки Паратов ловко отрекается от признаний в любви и покидает Ларису. Сколько отчаяния в ее последнем монологе: Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать.

    Видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку. Соперники даже не пытаются прикрыть свою сделку маской порядочности и говорят о человеке как о вещи, как о товаре: Отступного И не возьму, Мокий Парменыч; Я не в убытке, расходов меньше.

    избавление.

    Качурин М. Г.: Горячее сердце в темном царстве

    Сохранились воспоминания о том, как замечательная актриса В. Ф. Комиссаржевская играла эту роль. Перед зрителями была женщина, полная мучительной жажды сильного и красивого... Монолог Ларисы перед смертью: Вещь!., да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек!.. - был не только воплем измученной женщины, но и протестом против общества, где возможно подобное надругательство над человеком. Молодежь ходила на спектакль, как на политическую демонстрацию.

    Раздел сайта: