• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Телеграмма к М. В. Островской от 12 декабря 1885 г.

    ТЕЛЕГРАММА К М. В. ОСТРОВСКОЙ

    Петербург,
    12 декабря 1885 г.

    Сейчас был у министра1.

    На обороте: Москва, Пречистенка, против Храма Спасителя, дом кн. Голицина, Марии Васильевне Островской2.

    Примечания

    Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее Островского,

    Телеграмма послана в связи с окончанием дела о назначении Островского заведующим репертуарной частью московских императорских театров, а Аполлона Александровича Майкова -- управляющим этих театров.

    Это было благополучное завершение долгих хлопот и усилий Островского. "Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого есть какая-нибудь задача. Моя задача -- служить русскому драматическому искусству", -- писал драматург в своей "Автобиографической заметке" 28 августа 1884 г. (ПСС, т. XII, стр. 246). Служение это заключалось не только в создании драматических произведений, преобразовавших репертуар русской сцены, но и в стремлении поставить театральное дело в России на должную высоту. Одно перечисление только нескольких театральных статей Островского дает представление о круге занимавших его вопросов: "Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России" (1862), "Об Артистическом кружке" (1867), "Записка об авторских правах драматических писателей" (1869). "Клубные сцены, частные театры и любительские спектакли" (1880), "Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время" (1881), "О причинах упадка драматического театра в Москве" (1881), "О театральных школах" (1881--1882). В 1885 г. Островский написал "Соображения по поводу устройства в Москве театра, не зависимого от петербургской дирекции и самостоятельного управления". Здесь говорится об огромном воспитательном значении театра и о необходимости привлечения к работе в театральной администрации компетентных, знающих свое дело людей. "Выбор пьес имеет огромную важность для императорских театров, -- писал драматург. -- <...> Только знаток -- специалист драматического искусства может определить степень художественного достоинства, степень чистоты и ясности художественного замысла в пьесах, а следовательно, и степень пригодности их для солидного репертуара императорских театров..." Далее в этой статье говорится о желательности привлечения авторов пьес к работе над их постановками, об организации драматической школы, о необходимости большего внимания администрации к требованиям актеров. "Контроль над исполнением для развития талантов артистов так же важен, как и школа. Школа только дает годный материал, она подготовляет молодых людей для сцены, а артистами они делаются на сцене под надзором специалистов" (там же, стр. 286, 288). Для осуществления всех этих нововведений Островский и предлагал обособить дирекцию московских театров от петербургских, считая также, что для успеха дела во главе театра обязательно должны стоять москвичи, пользующиеся авторитетом и доверием публики. "Московская консерватория и Музыкальное общество процветали не потому, что Москва любит музыку, а потому, что во главе этих учреждений стоял москвич -- Н. Рубинштейн" (там же, стр. 290). Годом раньше, в своей "Автобиографической заметке" Островский говорил: "Дело театральное я знаю в совершенстве и до старости ношусь с своими знаниями, не находя места, где бы приложить их, не находя приюта, где бы мог успокоиться на мысли, что мой многолетний опыт не пропал даром, что я приношу пользу. Считая императорский театр своим, я поминутно огорчаюсь теперь и недостатком у начальствующих лиц понимания великой силы этого учреждения и неумелым веденьем дела в нем, и неразумными распоряжениями <...>. У меня есть мысль, но я ее еще не принял окончательно <...>. Вот моя мысль: я задумал предложить свои услуги императорскому театру, то есть поступить туда на службу" (там же, стр. 251, 252).

    В январе 1885 г. Островский поехал в Петербург для осуществления своего проекта -- добиться обособления московских театров, получить для себя место заведующего художественной и репертуарной частью, а для А. А. Майкова -- управляющего московскими театрами, потому что только при таком начальнике, как Майков, он мог чувствовать себя совершенно самостоятельным, в то же время не обременяясь хозяйственными заботами. Островский сам наметил эту кандидатуру. "... Мы с ним два тела -- одна душа", -- отзывался он о Майкове в письме к Ф. А. Бурдину от 22 августа 1885 г. (ПСС, т. XVI, стр. 191).

    "В Петербург я приехал не гулять, я уж теперь не удовлетворюсь одними обещаниями и не выеду отсюда, не добившись каких-нибудь определенных результатов по своему ходатайству", -- писал он ему же 19 января 1885 г. (там же, стр. 143). Однако в конце января Островский должен был вернуться в Москву, он поручил продолжать хлопоты своему брату Михаилу Николаевичу, занимавшему в то время пост министра государственных имуществ.

    -без того расшатанного здоровья писателя. В конце марта -- начале апреля Островский пишет брату длинное письмо о беспорядках и злоупотреблениях, царящих в московских театрах. "С тех пор как я приехал из Петербурга <...> умный директор-парфюмер <речь идет о директоре петербургских и московских императорских театров И. А. Всеволожском. -- Примеч. ред.>, его храбрые подпоручики и конторщик с железной дороги <П. В. Погожев -- чиновник конторы Моск. имп. театров. -- Примеч. ред. > успели натворить столько мерзостей, что их и не расчерпаешь" (там же, стр. 152).

    Наконец в середине июля Островский получает "неофициальное извещение" об утверждении своего ходатайства. Теперь начинается ожидание официального известия, и вдруг, в первых числах сентября, M. H. Островский сообщает брату не об утверждении его в должности заведующего репертуаром, а о почетном звании при дирекции театра.

    "Я получил твое письмо; оно меня поразило как громом, -- отвечал Островский брату 9 сентября, -- со мной сделалось дурно, и меня насилу привели в чувство; я всю ночь не спал, принимаю разные капли от упадка сил и только теперь, на другой день к вечеру, начинаю сбираться с мыслями и могу начать письмо... Да разве я просил при театре почетного звания? Разве, после моих беспрестанных трудов по театру, доводивших меня до забвения всего окружающего (я два лета не видал природы и дальше сада никуда не выходил из кабинета), я могу ограничиться почетным званием? Для меня теперь уж нет ничего другого: или деятельное участие в управлении художественной частью в Московских театрах, или -- смерть" (там же стр. 194). И только 14 сентября Островский мог написать брату благодарственное письмо, очевидно уже получив официальное утверждение своего проекта: "Как сразу успокоилась душа моя, а какое л блаженство я чувствую, этого нельзя выразить словами. После бурного плаванья я нашел не только покойную пристань, но Эльдорадо, т. е. осуществление моих заветных надежд и мечтаний" (там же, стр. 201--202). К этому письму были приложены упомянутые выше "Соображения по поводу устройства в Москве театра, не зависимого от петербургской дирекции, и самостоятельного управления", для передачи Н. С. Петрову -- главному контролеру Министерства императорского двора, имевшего влияние на дела дирекции театров.

    и Майков должны были приступить с 1 января 1886 г.

    1

    2 Островская (урожденная Бахметева, по сцене Васильева 2-я) Мария Васильевна (1845--1906) -- вторая жена Островского.

    Раздел сайта: