• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Последний дневник А. Н. Островского

    [ПОСЛЕДНИЙ ДНЕВНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО]

    ЯНВАРЬ 1886

    1 неделя.

    1/13. Среда.

    Вступил в должность начальника репертуара в императорских московских театрах. Вечером был в Большом театре, смотрел балет "Гашиш". Машины и освещение в плохом виде.

    2/14. Четверг.

    Утром был в Малом, а вечером в Большом. "Вражья сила". Хорош был Еремка - Стрелецкий и Вася - Додонов, Корсов еще нравится публике. Стрелецкого и Додонова можно приспособить к феерии.

    3/15. Пятница.

    Утром в Малом "Ревизор" - Садовский - Хлестаков; все человеческие черты верны, но мало окраски, то есть мало петербургского. Вильде играет нарочно, Дурново мало ехидства, Городничий мягок, мало бурбонства, и пр.

    4/16. Суббота.

    (О вчерашнем спектакле.) Хороша Райская, играет умно. Правдин - отличный аксессуар, Невский - без жизни. Представлялись артисты всех трупп,

    2 неделя.

    5/17. Воскресенье.

    Спектакля не было.

    6/18. Понедельник.

    Бенефис Южина. Новая пьеса Невежина. Пьеса плоха, разыграна прекрасно. Южин провел роль с большим чувством. Впечатление от пьесы смутное; о ней после.

    7/19. Вторник.

    Большой театр. "Аскольдова могила". Комизм низкого сорта. Публика (все та же, что и 40 лет тому назад, хотя и платит дорого). Что из сего следует?

    8/20. Среда.

    "Жизнь за царя". Неувядаемая пьеса. Причины успеха.

    9/21. Четверг.

    В Большом театре "Мазепа": в этой опере для изящного вкуса много оскорбительных пошлостей как в либретто, так и в музыке: например, дуэт Мазепы и Марии. В Малом театре "Баловень", сбору 480 р. Слава богу! Даже нехитрая московская публика начинает понимать бездарную стряпню Крылова.

    10/22. Пятница.

    Большой театр. "Руслан". Часы, когда слушаешь "Руслана", можно считать часами полного блаженства. На всем произведении лежит колорит ласкающей сказочности.

    В Малом театре "Друзья детства", пистолеты не стреляют.

    11/23. Суббота.

    Почти весь день на репетиции "Воеводы". Разбирали костюмы, неуменье шить русские костюмы; их должны шить портные, которые шьют кучерам.

    3 неделя.

    12/24. Воскресенье.

    Малый театр. "На всякого мудреца". Играна прекрасно, исключая Лаврова. Публика слушала необыкновенно внимательно; глубокое впечатление.

    13/25. Понедельник.

    Большой театр. "Севильский цирюльник". Хорош Фигаро - Борисов.

    14/26. Вторник.

    Большой театр. "Демон" - скучная опера. Тенор Медведев (послушать хорошенько).

    15/27. Среда.

    Большой театр. "Царь Кандавл" - ничтожный сбор. Малый театр. "Много шуму". Шекспир привлекает публику.

    16/28. Четверг.

    Большой театр. "Вражья сила". Малый театр. "Друзья детства".

    17/29. Пятница.

    "Гугеноты".

    Малый театр. "В усадьбе Поводаевой". Пьеса сделана сценично, но неумно. Есть пошлые сентиментальности и противные фразы в модном тоне: например, "начинается светлая жизнь" - это говорит учительница в купеческом доме.

    18/30. Суббота.

    Малый театр. Генеральная репетиция "Воеводы". Выдаются: Рыбаков, Садовский, Южин. Садовская очаровательна. Декорации художественны.

    4 неделя.

    19/31. Воскресенье.

    Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Воевода". Характеристика бенефисной публики: купеческая аристократия.

    20/1. Понедельник.

    Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Друзья детства".

    21/2. Вторник.

    Большой театр. "Руслан". Исполняется удовлетворительно, но слушателей мало. Отчего? Малый театр. "Воевода".

    22/3. Среда.

    Большой театр. Балет "Гашиш"; очень плохой сбор. Этот балет нужен был только балетмейстеру для бенефиса. Малый театр. "Ревизор" "..." {Так в рукописи.} представление.

    23/4. Четверг.

    Большой театр. "Жизнь за царя".

    Малый театр. "Воевода", успех пьесы идет кресчендо.

    24/5. Пятница.

    Большой театр. "Демон". Овации Хохлову. Малый театр. "Волк". Тяжелая, неприятная пьеса. Играна хорошо; Ленский был загримирован прекрасно и провел всю роль хорошо. Из аксессуаров хороши Садовский и Живокини.

    25/6. Суббота.

    Захворал; сижу дома.

    26/7. Воскресенье.

    Болен.

    27/8. Понедельник.

    Болен. В 7 часов вечера умер скоропостижно И. С. Аксаков.

    28/9. Вторник.

    Болен.

    29/10. Среда.

    В Малом театре. "Разрыв" (в 1-ый раз) Соловьева. Произведение недодуманное и сделанное плохо. Вместо правильного развития сюжета надерганы случайные сцены; действие наполовину наполнено вводными лицами, которые оттесняют главных: видно, что автор не знал, что делать с главными лицами. Сюжета всего на две - на три сцены; а надо написать пьесу в четырех актах.

    З0/11. Четверг.

    Болен.

    31/12. Пятница.

    Болен.

    ФЕВРАЛЬ

    1/13. Суббота.

    Спектаклей нет.

    6 неделя.

    2/14. Воскресенье.

    Большой театр. "Аскольдова могила". (Восторги праздничной публики.) Малый театр. "Баловень".

    3/15. Понедельник.

    "Руслан и Людмила". Малый театр. "Разрыв".

    4/16. Вторник.

    Большой театр. "Фауст". Публика отлично принимает все номера, что за причина? Малый театр. "Воевода". (Новая публика.)

    5/17. Среда.

    Большой театр. "Сатанилла". Публика смотреть не желает.

    Малый театр. "Разрыв" - сильно ослабевает.

    6/18. Четверг.

    Большой театр. "Севильский цирюльник" - сбор слабый.

    Малый театр. "Друзья детства". Публика полюбила пьесу. Причины: премьерша, дуэль.

    Репетиция "Марии Стюарт". Все поют.

    7/19. Пятница.

    Большой театр. "Мазепа". Хороший сбор. Малый театр. "Воевода". Нравится все более и более.

    Репетиция "Марии Стюарт". Федотова то поет, то басит, - вообще читает неосмысленно.

    8/20. Суббота. Болен.

    7 неделя.

    9/21. Воскресенье.

    В Большом театре "Жизнь за царя" шла превосходно. Несчастный случай, упала занавесь и ушибла надзирательницу школы. В Малом театре "Без вины виноватые".

    10/22. Понедельник.

    В Большом театре чествование Рубинштейна, прошло довольно скучно. Консерватория и Музыкальное общество в Москве не популярны. Вечером в Большом театре "Демон", в Малом театре "Воевода".

    11/23. Вторник.

    "Гугеноты" с Махиной (Королева) и с Василевским (Марсель). Сбору нет. В Малом театре "Много шуму" идет очень хорошо. Публика довольна. Федотова стара для роли Беатриче.

    12/24. Среда.

    Большой театр. Балет "Гашиш". Малый театр. "Воевода".

    13/25. Четверг.

    В Малом театре генеральная репетиция "Марии Стюарт". Тяжелое впечатление - 5-й акт написан не умно. Вечером. Большой театр - "Онегин". Малый театр - "Ревизор". Принимается публикой, как новая пьеса.

    14/26. Пятница.

    В Малом театре репетиция "Василисы Мелентьевой" с Шуйской. Нет тембра в голосе и каша во рту. Вечером Большой театр - "Русалка" - полный сбор.

    Малый театр. "Мария Стюарт". Ермоловская публика: курсистки, студенты, присяжные поверенные. Бенуар Љ 1 Плевако. Кресла 1-й ряд - Урусов из Петербурга. Публика есть в Москве, надо уметь привлечь ее. Сегодня полны четыре театра: Большой, Малый, Корша (бенефис Градова-Соколова) и Мамонтова, бенефис Дандраде.

    15/27. Суббота.

    В Большом театре генеральная репетиция "Светланы" - полная неумелость машиниста. Театр был похож на балаган Лачинио.

    8 неделя. Масленица.

    16/28. Воскресенье.

    Утро. Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Друзья детства".

    Вечер. Большой театр. "Светлана". К удивлению, балет без танцев и с плохими машинами понравился ради блеска костюмов и декораций.

    Малый театр. "Разрыв" - "Старый друг" - хохот и вызовы.

    17/1. Понедельник.

    Утро. В Большом театре "Роксана". 80 р. сбора. Дожили. В Малом театре "Мария Стюарт". Вечер. В Большом театре "Руслан", в Малом театре "Каширская старина". Пьеса выдохлась, да и главную роль играла Волгина, оттого и сбор плох.

    18/2. Вторник.

    Утро. Большой театр. "Демон". Малый театр. "Воевода". Вечер.

    Большой театр. "Светлана". 600 р. сбора. Смертный приговор Богданову. В Малом театре "Поводаева" - успех. Суждение генерал-губернатора - хорошая пьеса, покойная. В 3-м акте маленькая тревога, потом опять все успокаивается. Мнение наивное. Протест против убийств и самоубийств.

    Утро. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Мария Стюарт".

    Вечер. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр. "Баловень" (сбор слаб). Рыбаков подает большие надежды, он играл умно и горячо. Райская очень хороша.

    20/4. Четверг.

    Утро. Большой театр. "Русалка". Бутенко и Коровина производят восторг. Малый театр. "Воевода" (бесплатные спектакли). Вечер. Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Душа - потемки" (сбору не делает).

    21/5. Пятница.

    Утро. Большой театр. "Фауст". Василевский в Мефистофеле невозможен.

    Малый театр. "Друзья детства". Вечер. Большой театр. Бенефис Гейтен, "Светлана", дешевые овации. Малый театр. "Василиса Мелентьева", дебют Шуйской - хороший прием. Играла недурно; мало звучности в голосе и энергии. "Чашка чаю". Англичанин держит себя прекрасно, будет полезным актером.

    22/6. Суббота.

    Утро. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Друзья детства". Вечер. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр.

    "Воевода". Во время пения Садовской упал с колосников лист картона. Виноват прежде всего инспектор освещения, который должен был велеть прикрепить лист.

    9 неделя.

    23/7. Воскресенье.

    Утро. Большой театр. "Жизнь за царя". Малый театр. "В поместье Поводаевой". Пьеса нехитрая, но неразборчивой публике нравится. Причина успеха: благодетель купец, благополучно завершающий пьесу; в Малом - публика купеческая (купеческая идиллия). Вечер. Большой театр. "Светлана". Малый театр. "Простая история". Рыбаков играл прекрасно.

    24/8. Понедельник.

    Отдых. Утром отделывал испанские переводы ("Бискаец-самозванец").

    Вечером.

    25/9. Вторник.

    Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе. В школе принимал просителей.

    26/10. Среда. 27/11. Четверг.

    28/12. Пятница.

    Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе. В школе принимал просителей. Была Белоха - живая и очень красивая женщина. Надо принять.

    МАРТ

    1/13. Суббота.

    Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе.

    10 неделя.

    2/14. Воскресенье. 3/15. Понедельник.

    Исправление испанских переводов и соображения по школе.

    4/16. Вторник.

    В школе прием. Потом прежняя работа.

    5/77. Среда.

    В Большом театре было испытание певцов и певиц. Хороши и заслуживают приема: бас Антоновский и баритон Тартаков; недурны:

    баритон Полтинин, сопрано Рубинская, контральто Гнучева. У Кусковой середины нет и низ некрасив. У Ейбоженко низ хорош, верх слаб, и вяла.

    6/18. Четверг.

    Исправление переводов. Уговорив Федотову, окончательно устроил поездку нашей труппы в Варшаву.

    7/19. Пятница.

    Прием в школе.

    8/20. Суббота.

    В Большом театре испытание певцов. Вечером спектакль в Филармоническом обществе - "Бедная невеста". Бедная невеста - Грейбор будет хорошей актрисой, если развить жест и поучить читать. Милашин - Вильде и Хорьков - Константинов хорошие актеры с будущностью. Надо развивать жест.

    11 неделя.

    Исправление испанских переводов.

    10/22. Понедельник.

    Утро. 1-й спектакль испытаний. Обратили на себя внимание: Геннерт, Степанова, Чистякова, Цирес, Александрова. Вечером - переводы испанские.

    11/23. Вторник.

    Утро. Оперные испытания. Белоха пела из "Руслана" хорошо, из "Семирамиды" очень хорошо. Решили принять. Прием в школе. Вечером - переводы.

    12/24. Среда.

    Кончил поправку переводов.

    13/25. Четверг.

    Утро. 2-й пробный спектакль - "Лес". Хороши Цирес и Геннерт, недурен Панов. "Гроза" - недурен Кузнецов.

    "Доходное место" - хороша Александрова. Подписали контракт с Белохой.

    14/26. Пятница.

    Прием в школе. Принялся опять за Шекспира.

    15/27. Суббота.

    3-й спектакль пробный. "Доходное место". Очень хорош Дмитриев - Сабуров. Хороша Александрова. "Лес" - Корали недурен, подражает Музилю. "Грех да беда". Хороша Цирес. "Соль супружества" - недурна Алексинская.

    12 неделя.

    16/28. Воскресенье.

    Отдыхал.

    17/29. Понедельник.

    Перечитывал переписанные переводы.

    Дочитывал переводы.

    19/31. Среда.

    Испытание. Заслуживают внимания: Степанова, Сабуров, Цирес.

    Вечером. Концерт в пользу инвалидов. Недостаток известных солистов,

    20/1. Четверг.

    Отъезд в Петербург.

    27/2. Пятница. 22/3. Суббота.

    В Петербурге хлопотал по делам театра.

    13 неделя.

    23/4. Воскресенье.

    Писал примечания к испанским переводам.

    24/5. Понедельник.

    В Петербурге. Объяснялся с Н. С. Петровым по делам театра.

    25/6. Вторник. 26/7. Среда.

    В Петербурге.

    Писал примечания к испанским переводам.

    27/8. Четверг.

    В Петербурге.

    Имел подробное объяснение с Н. С. [Петровым] по делам театральной школы от 7 часов п. п. до 10 часов.

    Сдал Мартынову переводы. Выезд из Петербурга.

    29/10. Суббота.

    Приехал в Москву. Отдыхаю.

    14 неделя.

    30/11. Воскресенье.

    Отдыхал. Было много народу.

    31/12. Понедельник.

    Разбирал заметки о производившихся испытаниях.

    АПРЕЛЬ

    1/13. Вторник.

    Прием в школе. Составлял протокол испытаниям.

    2/14. Среда. 3/15. Четверг.

    Писал протокол испытаниям.

    4/16. Пятница.

    "Антония и Клеопатру" Шекспира. Прием в школе. Вечером составлял доклад о драматическом отделении школы.

    5/77. Суббота.

    Переводил Шекспира.

    15 неделя.

    6/18. Воскресенье.

    7/19. Понедельник.

    Был на репетициях оперных. Переводил Шекспира.

    8/20. Вторник.

    Прием в школе. Переводил Шекспира.

    Переводил. Был у исповеди.

    10/22. Четверг.

    Был у причастья. Переводил Шекспира.

    11/23. Пятница. 12/24. Суббота.

    16 неделя.

    13/25. Воскресенье.

    Утром был у генерал-губернатора; потом принимал артистов до 4 ч. Вечером был Майков, с которым проговорили о театре до 11-го часу.

    14/26. Понедельник.

    15/27. Вторник.

    Утром на цветочной выставке, вечером у Доброва. (Снег.)

    16/28. Среда.

    Утром на репетиции "Ревизора". Вечером составлял штаты новой театральной школы.

    Работал над сметами. Потом читал артистам на репетиции найденное Тихонравовым "Предуведомление", как играть "Ревизора". Вечером дома.

    18/30. Пятница.

    Поутру на репетиции в Большом театре. Вечером на общем собрании Русских драматических писателей.

    19/1. Суббота.

    17 неделя.

    20/2. Воскресенье.

    Утром на репетиции апотеоза {Здесь - заключительная сцена.}. Вечером в Большом театре "Руслан". Бутенко пел отлично. Матчинский без голосу. Соловьева - слабо. Соколова годится в дублерки. Публика шумная.

    21/3. Понедельник.

    "Ревизор". Огромный успех пьесы и еще больший апотеоза. Полный восторг публики.

    22/4. Вторник.

    Утром в школе принимал просителей. Вечером в Большом театре "Русалка", дебют Антоновского. Успех. Отличный голос. В Малом театре "Ревизор" - то же, что и вчера.

    23/5. Среда.

    Вечером в Малом театре "Ревизор" - полный успех; в Большом театре "Фауст", дебют Рубинской - хороший голос, но поет еще неважно. Принята на 2000 р. (Утром работа письменная по школе.)

    Вечером Малый театр. Дебюты: Васильевой, Цирес ("На пороге к делу"). Решено принять. Трофименко и Грессер ("Не бывать бы счастью"). Принять Трофименко, а Грессера в школу. Все имели успех. (Утром та же работа.)

    25/7. Пятница.

    Утром прием просителей в школе. Вечером в Малом театре "Мария Стюарт", в Большом - сборный. В театре не был по нездоровью.

    26/8. Суббота.

    18 неделя.

    27/9. Воскресенье.

    В Большом театре "Царь Кандавл". Небольшая тревога. Кувакин ранил мечом танцовщицу Гейтен, но неопасно.

    28/10. Понедельник.

    "Поводаева", в Большом - "Русалка".

    29/11. Вторник.

    Вечером. "Руслан" в Большом театре. Фарлафа пел Матчинский - голос слаб; но все-таки лучше Василевского. Утром прием в школе.

    30/12. Среда.

    Вечером в Большом театре "Конек-горбунок".

    МАЙ

    1/13. Четверг.

    Спектаклей нет. Весь день работал.

    2/14. Пятница.

    Утром прием в школе. Драматические артисты подписали контракты все без прибавки. Вечером в Малом театре "Друзья детства".

    Утром. Начало экзаменов в школе; танцевальные классы. Вечером работал дома.

    19 неделя.

    4/16. Воскресенье.

    Утром в Петровском-Разумовском у Юнге. Глаза слабеют от старости. Вечером для закрытия спектаклей в Малом театре "Таланты и поклонники".

    8/20. Четверг. 9/2/. Пятница.

    Очистил корреспонденцию, ответил на все письма, занимался составлением штатов драматического отделения Театрального училища и сокращениями по оркестрам. Никуда не выезжал.

    70/22. Суббота.

    Утром в театральной школе, потом работал.

    Работал - вечером обсуждали дела с Майковым. Ездил прощаться.

    12/24. Понедельник.

    Экзамен из закона божия, отвечали отлично.

    13/25. Вторник.

    14/26. Среда.

    Экзамен: французский язык, музыка; был с детьми. Вечером у генерал-губернатора на спектакле - играли скверно.

    Примечания

    Печатается по рукописи, хранящейся в литературном архиве Главного архивного управления Министерства внутренних дел. Слова, не дописанные автором, но ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.

    "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937.

    Рукопись представляет собою записи на листках блокнота-календаря с 1 января по 14 мая 1886 года. Записи не имеют заголовка. На конверте, в котором хранилась рукопись, имеется сатирическое стихотворение Островского, написанное им по поводу постановки в Малом театре в сезон 1885/1886 года пьесы Н. Потехина "Нищие духом", с участием провинциальной артистки С. П. Волгиной (см. "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937, стр. 218).

    Первого января 1886 года Островский вступил в должность начальника репертуара московских императорских театров и занимал ее до самой смерти, последовавшей 2 июня 1886 года.

    Исполняя должность начальника репертуара, Островский почти ежедневно бывал на спектаклях. Перед его глазами прошел весь репертуар оперного и драматического театров Москвы. Дневник и отражает картину театральной жизни и состояние репертуара того времени.

    Стр. 293. Англичанин держит себя прекрасно. - В. Ф. Ватсон, артист (по сцене Дубровин), переводчик. Помогал Островскому в его переводах с английского.

    "Воевода" ("Сон на Волге") О. О. Садовская пела колыбельную песню.

    Стр. 295. Принялся опять за Шекспира - то есть за перевод трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра". Перевод не был закончен.

    Стр. 296. Сдал Мартынову переводы. - Н. Г. Мартыновым в 1886 году были изданы два тома переводных пьес Островского.

    Стр. 297. Читал артистам на репетиции найденное Тихонравовым "Предуведомление". - "Предуведомление к Ревизору" написано Гоголем в 1842 году.

    Раздел сайта: