[ПОСЛЕДНИЙ ДНЕВНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО]
ЯНВАРЬ 1886
1 неделя.
1/13. Среда.
Вступил в должность начальника репертуара в императорских московских театрах. Вечером был в Большом театре, смотрел балет "Гашиш". Машины и освещение в плохом виде.
2/14. Четверг.
Утром был в Малом, а вечером в Большом. "Вражья сила". Хорош был Еремка - Стрелецкий и Вася - Додонов, Корсов еще нравится публике. Стрелецкого и Додонова можно приспособить к феерии.
3/15. Пятница.
Утром в Малом "Ревизор" - Садовский - Хлестаков; все человеческие черты верны, но мало окраски, то есть мало петербургского. Вильде играет нарочно, Дурново мало ехидства, Городничий мягок, мало бурбонства, и пр.
4/16. Суббота.
(О вчерашнем спектакле.) Хороша Райская, играет умно. Правдин - отличный аксессуар, Невский - без жизни. Представлялись артисты всех трупп,
2 неделя.
5/17. Воскресенье.
Спектакля не было.
6/18. Понедельник.
Бенефис Южина. Новая пьеса Невежина. Пьеса плоха, разыграна прекрасно. Южин провел роль с большим чувством. Впечатление от пьесы смутное; о ней после.
7/19. Вторник.
Большой театр. "Аскольдова могила". Комизм низкого сорта. Публика (все та же, что и 40 лет тому назад, хотя и платит дорого). Что из сего следует?
8/20. Среда.
"Жизнь за царя". Неувядаемая пьеса. Причины успеха.
9/21. Четверг.
В Большом театре "Мазепа": в этой опере для изящного вкуса много оскорбительных пошлостей как в либретто, так и в музыке: например, дуэт Мазепы и Марии. В Малом театре "Баловень", сбору 480 р. Слава богу! Даже нехитрая московская публика начинает понимать бездарную стряпню Крылова.
10/22. Пятница.
Большой театр. "Руслан". Часы, когда слушаешь "Руслана", можно считать часами полного блаженства. На всем произведении лежит колорит ласкающей сказочности.
В Малом театре "Друзья детства", пистолеты не стреляют.
11/23. Суббота.
Почти весь день на репетиции "Воеводы". Разбирали костюмы, неуменье шить русские костюмы; их должны шить портные, которые шьют кучерам.
3 неделя.
12/24. Воскресенье.
Малый театр. "На всякого мудреца". Играна прекрасно, исключая Лаврова. Публика слушала необыкновенно внимательно; глубокое впечатление.
13/25. Понедельник.
Большой театр. "Севильский цирюльник". Хорош Фигаро - Борисов.
14/26. Вторник.
Большой театр. "Демон" - скучная опера. Тенор Медведев (послушать хорошенько).
15/27. Среда.
Большой театр. "Царь Кандавл" - ничтожный сбор. Малый театр. "Много шуму". Шекспир привлекает публику.
16/28. Четверг.
Большой театр. "Вражья сила". Малый театр. "Друзья детства".
17/29. Пятница.
"Гугеноты".
Малый театр. "В усадьбе Поводаевой". Пьеса сделана сценично, но неумно. Есть пошлые сентиментальности и противные фразы в модном тоне: например, "начинается светлая жизнь" - это говорит учительница в купеческом доме.
18/30. Суббота.
Малый театр. Генеральная репетиция "Воеводы". Выдаются: Рыбаков, Садовский, Южин. Садовская очаровательна. Декорации художественны.
4 неделя.
19/31. Воскресенье.
Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Воевода". Характеристика бенефисной публики: купеческая аристократия.
20/1. Понедельник.
Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Друзья детства".
21/2. Вторник.
Большой театр. "Руслан". Исполняется удовлетворительно, но слушателей мало. Отчего? Малый театр. "Воевода".
22/3. Среда.
Большой театр. Балет "Гашиш"; очень плохой сбор. Этот балет нужен был только балетмейстеру для бенефиса. Малый театр. "Ревизор" "..." {Так в рукописи.} представление.
23/4. Четверг.
Большой театр. "Жизнь за царя".
Малый театр. "Воевода", успех пьесы идет кресчендо.
24/5. Пятница.
Большой театр. "Демон". Овации Хохлову. Малый театр. "Волк". Тяжелая, неприятная пьеса. Играна хорошо; Ленский был загримирован прекрасно и провел всю роль хорошо. Из аксессуаров хороши Садовский и Живокини.
25/6. Суббота.
Захворал; сижу дома.
26/7. Воскресенье.
Болен.
27/8. Понедельник.
Болен. В 7 часов вечера умер скоропостижно И. С. Аксаков.
28/9. Вторник.
Болен.
29/10. Среда.
В Малом театре. "Разрыв" (в 1-ый раз) Соловьева. Произведение недодуманное и сделанное плохо. Вместо правильного развития сюжета надерганы случайные сцены; действие наполовину наполнено вводными лицами, которые оттесняют главных: видно, что автор не знал, что делать с главными лицами. Сюжета всего на две - на три сцены; а надо написать пьесу в четырех актах.
З0/11. Четверг.
Болен.
31/12. Пятница.
Болен.
ФЕВРАЛЬ
1/13. Суббота.
Спектаклей нет.
6 неделя.
2/14. Воскресенье.
Большой театр. "Аскольдова могила". (Восторги праздничной публики.) Малый театр. "Баловень".
3/15. Понедельник.
"Руслан и Людмила". Малый театр. "Разрыв".
4/16. Вторник.
Большой театр. "Фауст". Публика отлично принимает все номера, что за причина? Малый театр. "Воевода". (Новая публика.)
5/17. Среда.
Большой театр. "Сатанилла". Публика смотреть не желает.
Малый театр. "Разрыв" - сильно ослабевает.
6/18. Четверг.
Большой театр. "Севильский цирюльник" - сбор слабый.
Малый театр. "Друзья детства". Публика полюбила пьесу. Причины: премьерша, дуэль.
Репетиция "Марии Стюарт". Все поют.
7/19. Пятница.
Большой театр. "Мазепа". Хороший сбор. Малый театр. "Воевода". Нравится все более и более.
Репетиция "Марии Стюарт". Федотова то поет, то басит, - вообще читает неосмысленно.
8/20. Суббота. Болен.
7 неделя.
9/21. Воскресенье.
В Большом театре "Жизнь за царя" шла превосходно. Несчастный случай, упала занавесь и ушибла надзирательницу школы. В Малом театре "Без вины виноватые".
10/22. Понедельник.
В Большом театре чествование Рубинштейна, прошло довольно скучно. Консерватория и Музыкальное общество в Москве не популярны. Вечером в Большом театре "Демон", в Малом театре "Воевода".
11/23. Вторник.
"Гугеноты" с Махиной (Королева) и с Василевским (Марсель). Сбору нет. В Малом театре "Много шуму" идет очень хорошо. Публика довольна. Федотова стара для роли Беатриче.
12/24. Среда.
Большой театр. Балет "Гашиш". Малый театр. "Воевода".
13/25. Четверг.
В Малом театре генеральная репетиция "Марии Стюарт". Тяжелое впечатление - 5-й акт написан не умно. Вечером. Большой театр - "Онегин". Малый театр - "Ревизор". Принимается публикой, как новая пьеса.
14/26. Пятница.
В Малом театре репетиция "Василисы Мелентьевой" с Шуйской. Нет тембра в голосе и каша во рту. Вечером Большой театр - "Русалка" - полный сбор.
Малый театр. "Мария Стюарт". Ермоловская публика: курсистки, студенты, присяжные поверенные. Бенуар Љ 1 Плевако. Кресла 1-й ряд - Урусов из Петербурга. Публика есть в Москве, надо уметь привлечь ее. Сегодня полны четыре театра: Большой, Малый, Корша (бенефис Градова-Соколова) и Мамонтова, бенефис Дандраде.
15/27. Суббота.
В Большом театре генеральная репетиция "Светланы" - полная неумелость машиниста. Театр был похож на балаган Лачинио.
8 неделя. Масленица.
16/28. Воскресенье.
Утро. Большой театр. "Фауст". Малый театр. "Друзья детства".
Вечер. Большой театр. "Светлана". К удивлению, балет без танцев и с плохими машинами понравился ради блеска костюмов и декораций.
Малый театр. "Разрыв" - "Старый друг" - хохот и вызовы.
17/1. Понедельник.
Утро. В Большом театре "Роксана". 80 р. сбора. Дожили. В Малом театре "Мария Стюарт". Вечер. В Большом театре "Руслан", в Малом театре "Каширская старина". Пьеса выдохлась, да и главную роль играла Волгина, оттого и сбор плох.
18/2. Вторник.
Утро. Большой театр. "Демон". Малый театр. "Воевода". Вечер.
Большой театр. "Светлана". 600 р. сбора. Смертный приговор Богданову. В Малом театре "Поводаева" - успех. Суждение генерал-губернатора - хорошая пьеса, покойная. В 3-м акте маленькая тревога, потом опять все успокаивается. Мнение наивное. Протест против убийств и самоубийств.
Утро. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Мария Стюарт".
Вечер. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр. "Баловень" (сбор слаб). Рыбаков подает большие надежды, он играл умно и горячо. Райская очень хороша.
20/4. Четверг.
Утро. Большой театр. "Русалка". Бутенко и Коровина производят восторг. Малый театр. "Воевода" (бесплатные спектакли). Вечер. Большой театр. "Мазепа". Малый театр. "Душа - потемки" (сбору не делает).
21/5. Пятница.
Утро. Большой театр. "Фауст". Василевский в Мефистофеле невозможен.
Малый театр. "Друзья детства". Вечер. Большой театр. Бенефис Гейтен, "Светлана", дешевые овации. Малый театр. "Василиса Мелентьева", дебют Шуйской - хороший прием. Играла недурно; мало звучности в голосе и энергии. "Чашка чаю". Англичанин держит себя прекрасно, будет полезным актером.
22/6. Суббота.
Утро. Большой театр. "Конек-горбунок". Малый театр. "Друзья детства". Вечер. Большой театр. "Евгений Онегин". Малый театр.
"Воевода". Во время пения Садовской упал с колосников лист картона. Виноват прежде всего инспектор освещения, который должен был велеть прикрепить лист.
9 неделя.
23/7. Воскресенье.
Утро. Большой театр. "Жизнь за царя". Малый театр. "В поместье Поводаевой". Пьеса нехитрая, но неразборчивой публике нравится. Причина успеха: благодетель купец, благополучно завершающий пьесу; в Малом - публика купеческая (купеческая идиллия). Вечер. Большой театр. "Светлана". Малый театр. "Простая история". Рыбаков играл прекрасно.
24/8. Понедельник.
Отдых. Утром отделывал испанские переводы ("Бискаец-самозванец").
Вечером.
25/9. Вторник.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе. В школе принимал просителей.
26/10. Среда. 27/11. Четверг.
28/12. Пятница.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе. В школе принимал просителей. Была Белоха - живая и очень красивая женщина. Надо принять.
МАРТ
1/13. Суббота.
Занимался исправлением переводов из Сервантеса и составлял записку о школе.
10 неделя.
2/14. Воскресенье. 3/15. Понедельник.
Исправление испанских переводов и соображения по школе.
4/16. Вторник.
В школе прием. Потом прежняя работа.
5/77. Среда.
В Большом театре было испытание певцов и певиц. Хороши и заслуживают приема: бас Антоновский и баритон Тартаков; недурны:
баритон Полтинин, сопрано Рубинская, контральто Гнучева. У Кусковой середины нет и низ некрасив. У Ейбоженко низ хорош, верх слаб, и вяла.
6/18. Четверг.
Исправление переводов. Уговорив Федотову, окончательно устроил поездку нашей труппы в Варшаву.
7/19. Пятница.
Прием в школе.
8/20. Суббота.
В Большом театре испытание певцов. Вечером спектакль в Филармоническом обществе - "Бедная невеста". Бедная невеста - Грейбор будет хорошей актрисой, если развить жест и поучить читать. Милашин - Вильде и Хорьков - Константинов хорошие актеры с будущностью. Надо развивать жест.
11 неделя.
Исправление испанских переводов.
10/22. Понедельник.
Утро. 1-й спектакль испытаний. Обратили на себя внимание: Геннерт, Степанова, Чистякова, Цирес, Александрова. Вечером - переводы испанские.
11/23. Вторник.
Утро. Оперные испытания. Белоха пела из "Руслана" хорошо, из "Семирамиды" очень хорошо. Решили принять. Прием в школе. Вечером - переводы.
12/24. Среда.
Кончил поправку переводов.
13/25. Четверг.
Утро. 2-й пробный спектакль - "Лес". Хороши Цирес и Геннерт, недурен Панов. "Гроза" - недурен Кузнецов.
"Доходное место" - хороша Александрова. Подписали контракт с Белохой.
14/26. Пятница.
Прием в школе. Принялся опять за Шекспира.
15/27. Суббота.
3-й спектакль пробный. "Доходное место". Очень хорош Дмитриев - Сабуров. Хороша Александрова. "Лес" - Корали недурен, подражает Музилю. "Грех да беда". Хороша Цирес. "Соль супружества" - недурна Алексинская.
12 неделя.
16/28. Воскресенье.
Отдыхал.
17/29. Понедельник.
Перечитывал переписанные переводы.
Дочитывал переводы.
19/31. Среда.
Испытание. Заслуживают внимания: Степанова, Сабуров, Цирес.
Вечером. Концерт в пользу инвалидов. Недостаток известных солистов,
20/1. Четверг.
Отъезд в Петербург.
27/2. Пятница. 22/3. Суббота.
В Петербурге хлопотал по делам театра.
13 неделя.
23/4. Воскресенье.
Писал примечания к испанским переводам.
24/5. Понедельник.
В Петербурге. Объяснялся с Н. С. Петровым по делам театра.
25/6. Вторник. 26/7. Среда.
В Петербурге.
Писал примечания к испанским переводам.
27/8. Четверг.
В Петербурге.
Имел подробное объяснение с Н. С. [Петровым] по делам театральной школы от 7 часов п. п. до 10 часов.
Сдал Мартынову переводы. Выезд из Петербурга.
29/10. Суббота.
Приехал в Москву. Отдыхаю.
14 неделя.
30/11. Воскресенье.
Отдыхал. Было много народу.
31/12. Понедельник.
Разбирал заметки о производившихся испытаниях.
АПРЕЛЬ
1/13. Вторник.
Прием в школе. Составлял протокол испытаниям.
2/14. Среда. 3/15. Четверг.
Писал протокол испытаниям.
4/16. Пятница.
"Антония и Клеопатру" Шекспира. Прием в школе. Вечером составлял доклад о драматическом отделении школы.
5/77. Суббота.
Переводил Шекспира.
15 неделя.
6/18. Воскресенье.
7/19. Понедельник.
Был на репетициях оперных. Переводил Шекспира.
8/20. Вторник.
Прием в школе. Переводил Шекспира.
Переводил. Был у исповеди.
10/22. Четверг.
Был у причастья. Переводил Шекспира.
11/23. Пятница. 12/24. Суббота.
16 неделя.
13/25. Воскресенье.
Утром был у генерал-губернатора; потом принимал артистов до 4 ч. Вечером был Майков, с которым проговорили о театре до 11-го часу.
14/26. Понедельник.
15/27. Вторник.
Утром на цветочной выставке, вечером у Доброва. (Снег.)
16/28. Среда.
Утром на репетиции "Ревизора". Вечером составлял штаты новой театральной школы.
Работал над сметами. Потом читал артистам на репетиции найденное Тихонравовым "Предуведомление", как играть "Ревизора". Вечером дома.
18/30. Пятница.
Поутру на репетиции в Большом театре. Вечером на общем собрании Русских драматических писателей.
19/1. Суббота.
17 неделя.
20/2. Воскресенье.
Утром на репетиции апотеоза {Здесь - заключительная сцена.}. Вечером в Большом театре "Руслан". Бутенко пел отлично. Матчинский без голосу. Соловьева - слабо. Соколова годится в дублерки. Публика шумная.
21/3. Понедельник.
"Ревизор". Огромный успех пьесы и еще больший апотеоза. Полный восторг публики.
22/4. Вторник.
Утром в школе принимал просителей. Вечером в Большом театре "Русалка", дебют Антоновского. Успех. Отличный голос. В Малом театре "Ревизор" - то же, что и вчера.
23/5. Среда.
Вечером в Малом театре "Ревизор" - полный успех; в Большом театре "Фауст", дебют Рубинской - хороший голос, но поет еще неважно. Принята на 2000 р. (Утром работа письменная по школе.)
Вечером Малый театр. Дебюты: Васильевой, Цирес ("На пороге к делу"). Решено принять. Трофименко и Грессер ("Не бывать бы счастью"). Принять Трофименко, а Грессера в школу. Все имели успех. (Утром та же работа.)
25/7. Пятница.
Утром прием просителей в школе. Вечером в Малом театре "Мария Стюарт", в Большом - сборный. В театре не был по нездоровью.
26/8. Суббота.
18 неделя.
27/9. Воскресенье.
В Большом театре "Царь Кандавл". Небольшая тревога. Кувакин ранил мечом танцовщицу Гейтен, но неопасно.
28/10. Понедельник.
"Поводаева", в Большом - "Русалка".
29/11. Вторник.
Вечером. "Руслан" в Большом театре. Фарлафа пел Матчинский - голос слаб; но все-таки лучше Василевского. Утром прием в школе.
30/12. Среда.
Вечером в Большом театре "Конек-горбунок".
МАЙ
1/13. Четверг.
Спектаклей нет. Весь день работал.
2/14. Пятница.
Утром прием в школе. Драматические артисты подписали контракты все без прибавки. Вечером в Малом театре "Друзья детства".
Утром. Начало экзаменов в школе; танцевальные классы. Вечером работал дома.
19 неделя.
4/16. Воскресенье.
Утром в Петровском-Разумовском у Юнге. Глаза слабеют от старости. Вечером для закрытия спектаклей в Малом театре "Таланты и поклонники".
8/20. Четверг. 9/2/. Пятница.
Очистил корреспонденцию, ответил на все письма, занимался составлением штатов драматического отделения Театрального училища и сокращениями по оркестрам. Никуда не выезжал.
70/22. Суббота.
Утром в театральной школе, потом работал.
Работал - вечером обсуждали дела с Майковым. Ездил прощаться.
12/24. Понедельник.
Экзамен из закона божия, отвечали отлично.
13/25. Вторник.
14/26. Среда.
Экзамен: французский язык, музыка; был с детьми. Вечером у генерал-губернатора на спектакле - играли скверно.
Примечания
Печатается по рукописи, хранящейся в литературном архиве Главного архивного управления Министерства внутренних дел. Слова, не дописанные автором, но ясные по смыслу, воспроизводятся полностью.
"А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937.
Рукопись представляет собою записи на листках блокнота-календаря с 1 января по 14 мая 1886 года. Записи не имеют заголовка. На конверте, в котором хранилась рукопись, имеется сатирическое стихотворение Островского, написанное им по поводу постановки в Малом театре в сезон 1885/1886 года пьесы Н. Потехина "Нищие духом", с участием провинциальной артистки С. П. Волгиной (см. "А. Н. Островский. Дневники и письма", "Academia", 1937, стр. 218).
Первого января 1886 года Островский вступил в должность начальника репертуара московских императорских театров и занимал ее до самой смерти, последовавшей 2 июня 1886 года.
Исполняя должность начальника репертуара, Островский почти ежедневно бывал на спектаклях. Перед его глазами прошел весь репертуар оперного и драматического театров Москвы. Дневник и отражает картину театральной жизни и состояние репертуара того времени.
Стр. 293. Англичанин держит себя прекрасно. - В. Ф. Ватсон, артист (по сцене Дубровин), переводчик. Помогал Островскому в его переводах с английского.
"Воевода" ("Сон на Волге") О. О. Садовская пела колыбельную песню.
Стр. 295. Принялся опять за Шекспира - то есть за перевод трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра". Перевод не был закончен.
Стр. 296. Сдал Мартынову переводы. - Н. Г. Мартыновым в 1886 году были изданы два тома переводных пьес Островского.
Стр. 297. Читал артистам на репетиции найденное Тихонравовым "Предуведомление". - "Предуведомление к Ревизору" написано Гоголем в 1842 году.