• Приглашаем посетить наш сайт
    Соловьев (solovyev.lit-info.ru)
  • Курочкина О. Н.: А. Н. Островский и П. И. Чайковский.

    А. Н. Островский и П. И. Чайковский.

    Петр Ильич родился в Воткинске, на Урале, в семье горного инженера, в 1840 году.

    В 1850 году семья Чайковских переезжает в Петербург. Десяти лет Петю отдали в училище правоведения. Именно здесь он параллельно с основными занятиями, начал серьезно заниматься музыкой. После окончания училища получает чин титулярного советника и место в министерстве юстиции.

    В 1862 году Чайковский поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию.

    По настоянию А. Рубинштейна Петр Ильич оставляет службу и посвящает себя целиком музыке. По окончании консерватории Чайковский был приглашен Н. Рубинштейном преподавать в открывшуюся в 1866 г. Московскую консерваторию.

    В 1866 году пишет свою первую симфонию «Зимние грезы».

    Помимо педагогической работы Чайковский также выступает на страницах газет и журналов как музыкальный критик.

    Знакомство Чайковского с Островским состоялось в 1866 году, когда Петр Ильич переехал в Москву для преподавания в консерватории. Композитор встречался с драматургом на музыкальных вечерах у М. В. Шиловской. Тогда же Чайковский стал регулярно посещать Артистический кружок, где Островский любил играть с ним в преферанс. Петр Ильич активно принимал участие в музыкальных и литературных вечерах, устраиваемых не только Артистическим кружком, но позднее и Обществом русских драматических писателей.

    Будучи студентом консерватории, Чайковский получает задание Рубинштейна написать оперную увертюру. Остановив свой выбор на «Грозе», он мечтает написать оперу. Узнав, что над сюжетом уже работает приятель Островского композитор В. Н. Кашперов, Петр Ильич от своего намерения отказывается.

    Увертюра «Гроза» (1864) была впервые исполнена уже после смерти Чайковского в симфоническом концерте под управлением А. К. Глазунова(2 февраля 1896года).

    Чтобы утешить молодого композитора, Александр Николаевич обещал написать безвозмездно другое либретто и указал на свою пьесу «Воевода» («Сон на Волге») как самую подходящую из его вещей для музыкальной иллюстрации.

    « Есть надежда, что сам Островский напишет мне либретто «Воеводы», - сообщает Чайковский своему брату Анатолию.

    Либретто «Воеводы» не охватывало содержания всей драмы Островского. Так, Петр Ильич исключил сцену Домового. Монолог Домового, по просьбе Островского, он написал значительно позже для спектакля Малого театра в Москве (19 января 1886 года, 2-я ред.).

    Поначалу горячо увлекшись сочинением, Чайковский вскоре охладел к нему, свою оперу оценил строго критически и после премьеры, которую он воспринял как неудачную, уничтожил партитуру.

    Македонского. Но это предложение так и осталось нереализованным.

    Самым удачным результатом сотрудничества Чайковского и Островского стала музыка к «Снегурочке». При сочинении музыки композитор максимально использовал напевы русских народных песен.

    Сам Чайковский считал свое произведение «одним из любимых детищ».

    Петр Ильич сочинил множество произведений: 10 опер, в том числе «Евгений Онегин», «Мазепа», и «Пиковая дама» по А. С. Пушкину, «Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру. «Кузнец Вакула» («Черевички») по Н. В. Гоголю, «Иоланта», 3 балета- «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», 6 симфоний, сюит, увертюр и фантазий для оркестра- «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Буря» по У. Шикспиру и др., камерные ансамбли, фортепианные пьесы, романсы, церковную хоровую музыку.

    Последние годы жизни Петр Ильич Чайковский чаще живет под Москвой – в Майданове и в Клину.

    Курочкина О. Н.

    Раздел сайта: