• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Иванов И.И.: Александр Островский. Его жизнь и литературная деятельность.
    Глава 19. Общественный смысл творчества Островского

    19. Общественный смысл творчества Островского

    Ясно, темное и жестокое упорство самодуров неуклонно воспитывается преступным миром "властных лиц". Но кончается ли и здесь цепь великая? Послушайте интеллигентного и безобиднейшего чиновника, ставшего взяточником. Речь его не требует никаких пояснений: она внушительна и проста, как непосредственная правда жизни.

    "У нас,- говорит он,- ведь не из жалованья служат. Самое большое жалованье -15 рублей в месяц. У нас штату нет, по трудам и заслугам получаем; в прошлом году получал я четыре рубля в месяц, а нынче три с полтиной положили... Кабы не дележка - нечем бы и жить".

    Дележка значит взятки, набранные за неделю столоначальником на всю братию...

    А между тем не следует забывать, что обывателю приходится иметь дело преимущественно с канцелярской мелкотой, чаще всего с Беневоленскими и Васютиными - дельцами "не взыскательными" и всегда готовыми выпить с ними.

    Мы видим, как широко, как неограниченно темное царство. И оно упорно защищает свои права на существование. Здесь опять неразрывная связь между дикарями Замоскворечья и героями канцелярских потемок. Юсов - заслуженный чиновник - чувствует органическую и принципиальную вражду к "нынешним образованным". Он безусловно за изгнанников уездного училища и низших классов семинарии. Они "почтительные" и "подобострастные", и вдова коллежского асессора одобряет молодого человека за то, что у него "этакое какое-то приятное ласкательство к начальству".

    Таковы вкусы интеллигентного класса, с которым купцы сталкиваются ежедневно. Но и порядки высшего света мало чем разнятся. Госпожа Уланбекова до глубины души презирает чиновников,- и, конечно, мещан и купцов,- но ее отношение к "воспитанницам" даже бессердечнее семейных подвигов Кита Китыча, и знатная крепостница дает своим жертвам те же самодурские поучения, только еще более дикие и жестокие.

    Что касается ума и просвещения - взгляды темного царства известны. Это страна, где, по словам Досужева, "люди твердо уверены, что земля стоит на трех рыбах и что, по последним известиям, кажется, одна начинает шевелиться: значит, плохо дело; где заболевают от дурного глаза, а лечатся симпатиями, где есть свои астрономы, которые наблюдают за кометами и рассматривают двух человек на луне, где своя политика и тоже получаются депеши, но толпа все больше из Белой Арапии и стран, к ней прилежащих".

    Одним словом, беспросветный и хаотический край! И его пророк - Иван Яковлевич, принимающий в сумасшедшем доме и отсюда руководящий судьбами матерей и детей темного царства. Но поднимитесь выше, в аристократический салон: госпожа Турусина объяснит вам, что величайшие авторитеты для нее - блаженные, юродивые, приживалки и мать Манефа. Просвещенная дама горько оплакивает смерть Ивана Яковлича: "При нем так легко и просто было жить в Москве!" И автор находит возможным написать целую комедию - На всякого мудреца довольно простоты - для характеристики интеллигентной темноты и барского варварства.

    в пределах собственной семьи, но Юсов - совершенно такой же деспот и мракобес в своей канцелярии, Уланбекова - в своей усадьбе. Турусина - в своем салоне: ведь решает же она вопрос о замужестве своей дочери по указаниям Манефы, подкупленной ловким юношей; и Серафима Карповна из комедии Не сошлись характерами, и Настасья Панкратьевна из пьесы Тяжелые дни ничем не ниже и не выше этой барыни, принимающей у себя сановников.

    Очевидно, перед нами не тьма Замоскворечья, а в полном смысле тьма русской земли, тьма неотразимая и разлагающая, тьма, лишь изредка пронизываемая слабыми лучами света. И притом - какими! Отнюдь не в образе Катерины. Только благородный идеалистически настроенный русский критик мог возвести ее в "луч света". В действительности она только наиболее чистая и несчастная жертва тьмы. Темное царство в этой среде не создает "лучей", а если они и появляются, то с ними быстро совершается тот самый процесс, который пережил герой Шутников: они доходят до полного искажения внутреннего и даже внешнего человеческого образа. Катерина избегает этой участи, кончая самоубийством, но тем самым обнаруживает такую же полную беспомощность в борьбе, такое же тщедушие нравственного мира, как у чиновника Обросимова, пожалуй, даже в сильнейшей степени, потому что чиновник "ломается" и "коверкается" ради своей семьи.

    Писарев разошелся с Добролюбовым в оценке личности Катерины - и на этот раз был прав: "личный развитой ум" действительно непременный признак светлой натуры. Катерина - только страстный темперамент, а не нравственная сила. Ее духовная жизнь загромождена ужасами и видениями, навеянными дикой болтовней странниц и кликуш. Она смотрит на мир сквозь густой туман суеверий и предрассудков "темного царства". Она - законное детище этого царства, и только врожденная страстность мешает ей окончательно подчиниться родному самодурству. Страстность Катерины не лишена известной поэтической мечтательности, особенно в ранней молодости. Но женская любовная страсть, если она естественна и искренна, всегда поэтична, - что, конечно, вовсе не свидетельствует о какой-то исключительной натуре и светлой силе духа.

    Сам Добролюбов говорит: Катерина не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Совершенно справедливо!

    И Катерина не только не противоречит основам темного царства, но даже доказывает их непреодолимую силу, и не одной своей смертью, а именно своим характером - чертами, прекрасно обозначенными самим критиком: "инстинктивностью своей натуры", "боязнью за каждую свою мысль". Можно считать Катерину сколь угодно симпатичной,- но нет никаких психологических и нравственных оснований говорить о каком-либо влиянии ее личности на просвещение темного царства.

    Такой "луч", несомненно, Кулигин, - но только потому, что он не принадлежит к расе темных людей, он другой породы. Все же исконные граждане самодурской страны только благодаря особо счастливым случайностям не кончают уродством и одичанием. Например, Андрей Титыч. Он гораздо светлее разумом, чем Катерина, он даже жаждет ученья, но тлетворное дыхание тьмы уже коснулось его: он неумолимый враг "стрюцких", это в трезвом состоянии, а в пьяном, признается он сам, может вполне уподобиться тятеньке.

    Брат его, тоже с человеческими задатками от природы, является уже безнадежно забитым и только кричит по-театральному. Вот какие "лучи" производит темное царство! И Андрей Титыч совершенно правильно ставит дилемму: или сделать что-нибудь над собой, или запить. Настроение по существу то самое, в каком находилась и Катерина, бросаясь в реку: у Андрея Титыча даже более сознательное и ясное,- но ведь не луч же он в темном царстве, а просто несчастный, пока еще вконец не изуродованный человек.

    Можно сказать больше: и все наши герои - точно изуродованные, и мы даже знаем, чем и как. Островский представил всестороннюю картину векового общественного недуга. Вдумчивый, беспристрастно мыслящий и оригинальный в своем творчестве художник, он не ставил преднамеренных целей - и их незачем было ставить. Полнота умственного кругозора и глубина художественного проникновения в действительность непременно должны привести к идеям истинно гражданским и просветительным; раскрывая темные факты, наметить светлые идеалы; выставляя зло и невежество в их естественном виде, красноречиво защищать добро и просвещение. Надо быть только истинным и честным художником! И таким был Островский. Вполне последовательно литературную деятельность он слил с практической во имя все тех же просветительных целей. Практическая деятельность драматурга наглядно свидетельствовала о тех самых задачах, которые составляли существо и смысл его творчества, и Островский навсегда останется бессмертным образцом русского национального писателя - то есть художника-деятеля, писателя-гражданина.

    И он сам вполне точно успел определить этот образец: как художник он, подобно Пушкину, "завещал искренность, самобытность, завещал каждому русскому писателю быть русским", как гражданин он требовал, чтобы искусство "развивало народное самопознание и воспитывало сознательную любовь к отечеству".

    Раздел сайта: