А. Н. Островский и его окружение.
Немногие в наше время знают, что «Цыганскую венгерку» («Две гитары, зазвенев...») создал Аполлон Григорьев. Еще меньше известно, что Ап. Григорьев придумал такие обычные для нас выражения, как «допотопный», «цвет и запах эпохи», «цветная истина». Создания живут, становятся общенародным достоянием, а создатели уходят в тень и забываются.
Ап. Григорьеву судьба отпустила всего 42 года жизни, то есть около 20 лет творчества. Сделал за это время он очень много: стал одним из самых известных литературных критиков и уж явно самым главным критиком России середины XIX века, кроме того -известным поэтом и переводчиком (Шекспир, Байрон). Он писал интересные очерки, драмы, воспоминания.
Неизвестно, когда произошло знакомство А. Н. Островского и Ап. Григорьева. Возможно, в 1847 году, когда Островский впервые выступил в печати в газете «Московский городской листок», в которой Ап. Григорьев помещал многочисленные рецензии и критические статьи. Круг сотрудников этой газеты был очень невелик, потому возможно, что первоначальное знакомство Григорьева с Островским относится именно к этому времени. Окончательное сближение их произошло лишь тогда, когда они оба вошли в состав «молодой редакции» журнала «Москвитянин».
«Москвитянине» Островский был для него идеалом. В программной статье «О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене» Ап. Григорьев подробно охарактеризовал творчество драматурга. Здесь он как бы окончательно за весь период «молодой редакции» поставил точки над «i» в понимании народности писателя, отождествив народное с общенациональным.
Статья «После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» не столько о «Грозе», сколько о драматургии Островского вообще: «Имя для этого писателя, для такого большого, не смотря на его недостатки, писателя - не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не «самодурство», а «народность». Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений. Всякое другое – как более или менее узкое, более или менее теоретическое, произвольное – стесняет круг его творчества».
«Не так живи, как хочется» с импульсивным и противоречивым характером Ап. Григорьева.
Е. Л. Цветкова